Халықтың өмір сүру деңгейін көтерудің әлеуметтік-экономикалық аспектілері

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение эффективности модели «стационарный» метод ухода на дому за инвалидами и людьми пожилого и старческого возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Теоретический анализ проблем медико-социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Разработать модель «стационарный» уход за тяжело больными людьми и инвалидами.
Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.

Содержание

Введение………………….……………………………………………………………6
Медико-социальная работа как отрасль социальной работы…………….….……..9
Организация и содержание медико-социальной работы в России…..……….9
Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом………..16
Технология работы с пожилыми гражданами и инвалидами в условиях
малого города…………………………………………………………………….……20
Структура социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов
в г. Междуреченске…………………………………….……………………………..23
Специфика работы специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому………………………………………………………………..24
Модель – «стационарный» метод ухода за тяжело больным пожилыми
Гражданами инвалидами……………………………………………………………34
Организация эксперимента и методы исследования в
специализированном отделении социально-медицинского обслуживания
на дому…………………………………………………..……………………………..34
Обсуждение результатов эксперимента по внедрению модели
«стационарного» ухода на дому……………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………………50
Список литературы…………………...………………………………………..…….

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

Рис. 2. Модель «стационарный» метод работы отделения

 

Кроме экономии временных  затрат, затрат на автотранспорт, значительным преимуществом этого метода является безболезненная взаимозаменяемость, в случае необходимости социальных работников. Маршрут движения корректируется заведующей отделением.

 

2.Специалист  по работе с предприятиями  и учреждениями (решает проблемы финансово-правового характера). Работу ведет 1 социальный работник. Посещение клиента 2 раза в неделю.

3.Специалист  по хозяйственной работе (выполняет социально-бытовые услуги в пределах квартиры клиента). Работу выполняют 8 человек. Посещение клиента 3-5 раз в неделю. Количество клиентов на одного социального работника определяется по количеству затребованных услуг и социальной зависимости пожилого человека / инвалида.

4.Медицинские услуги оказываются медицинскими сестрами, задействованы 5 человек.

Работа осуществляется  под контролем  участкового врача и других специалистов учреждений здравоохранения.

Работа заключается:

  • Оказание доврачебной медицинской помощи на дому;
  • Наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • Работа по профилактике обострений у них хронических заболеваний;
  • Оказание морально-психологической поддержки клиентам и членам их семей;
  • Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за нуждающимися в нем больными.

 

5. Учитывая проблемы клиентов, в  рамках эксперимента, создана реабилитационная группа – 4 чел (медицинская сестра – реабилитолог, инструктор по трудотерапии, массажист, инструктор лфк). Работники реабилитационной группы, используя элементы терапии, повседневными занятиями активизируют самостоятельность, независимость и способствуют реализации личностных возможностей клиентов. Реабилитация клиентов должна проводится   по индивидуальным программам, где учитываются медико-социальный, социально-психологический, социально-бытовой и другие аспекты.

Именно к этой группы предъявляются  самые строгие квалификационные требования:

    • Знание основных законов РФ;
    • Знание основ гериатрии и геронтологии;
    • Оккупациональной терапии;

Центр предусматривает работу по повышению  квалификации сотрудников.

Контроль за исполнением сотрудниками плана социально-медицинской реабилитации должен осуществляться специалистами здравоохранения.

6. Функциональная группа  – «санитарка» - задействовано 2 чел. Работа заключается в оказании услуг санитарно-гигиенического характера.

 

 

3.2. Обсуждение результатов эксперимента  по внедрению

модели «стационарного ухода на дому

 

 

Приведем результаты практического исследования.

Всего в эксперименте участвовало 52 человека. Из них 12 человек специалисты по социальной работе, 40 человек, клиенты отделения.

База исследования: структурное подразделение ЦСОГПВиИ, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому.

В начале эксперимента была определена цель: установить результативность предлагаемой, новой формы работы по осуществлению ухода и медико-социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста, инвалидов на дому.

Определены  задачи:

-провести анализ анкет,  систематизировать проблемы, выделить наиболее значимые;

- изучить нормативы  существующей модели;

- разработать план  реализации новой модели;

- реализовать на практике  заданную модель;

- провести анкетирование  клиентов по завершении эксперимента;

- проверка выдвинутой гипотезы;

-определить перспектив  деятельности после завершения  эксперимента.

Критериями  эффективности  представленной исследуемой работы являлись:

- уровень качества  оказываемых услуг;

- уровень социальной  зависимости клиента;

- динамика функциональных сдвигов, в ходе реабилитационных мероприятий;

-уровень физической  нагрузки социальных работников  и медицинских сестер;

- уровень тревожности  обслуживаемых клиентов;

Были определены временные  рамки- 3 месяца.

Эксперимент носил этапный  характер.

На первом этапе, были подобраны две группы клиентов, одинаковые по составу (по 20 человек), качественным характеристикам и условиям функционирования.

Группы носили характер контрольной и экспериментальной.

На втором этапе, мы провели анализ анкет обратной связи (см. Приложение 2);

-составили таблицы  по возрастной градации, по половому  признаку, по нозологии ,по  объективной  и субъективной оценке жизнедеятельности  клиентов;

-изучили прежние графики  работы, стандарты выполняемой работы;

-разработали план  реализации работы в экспериментальной группе с учетом измененных функциональных обязанностей социальных работников и медицинских сестер.

На третьем  этапе, мы приступили к практической реализации заданной программы.

Описание работы первой группы

Характеристика (Группы - 1), которая работала в прежнем рутинном режиме.

Состав группы: 20 клиентов (9 мужчин, 11 женщин), 4 социальных работника, 2 медицинские сестры, психолог (проводила работу в обеих группах).

Возраст клиентов:

55–59 – 2 чел.                        70-74 – 3 чел.

60- 64 – 2 чел.                        75-79 – 2 чел.

65- 69 – 6 чел.                        80-89 – 5чел

По половому признаку численность женщин превышает численность  мужчин, такое соотношение преобладает в возрастной градации средних и старших возрастов.

Структура заболеваемости клиентов первой группы

ОНМК (с осложнениями в виде гемипарезов 2-3 степени) – 5 чел.

Рассеянный склероз (тетрапарез) – 1 чел.

Перелом шейки бедра (наложен  гипсовый «сапожок») – 2 чел.

ЗССС (тяжелое течение, декомпенсация, пролежни) – 4 чел.

Сахарный диабет (тяжелое  течение, диабетическая стопа) – 3чел.

Онкозаболевания (4 стадия) – 5 чел.

Структура показывает, что  все клиенты данной группы страдают тяжелыми формами заболеваний. Десять больных относятся к категории мало-мобильных, с помощью вспомогательных средств, с трудом передвигаются по квартире. Пять больных могут садиться на кровати с посторонней помощью и выполнять некоторые процедуры по самообслуживанию. Пять клиентов по состоянию здоровья совсем не поднимаются с кровати, нуждаются в постоянном постороннем уходе.

 На рисунке 3, представлена  диаграмма, на начало проведения  эксперимента.

   1. Снижение функций  на 55-75% - 10чел.

   2. Снижение функций  на 75-90% - 5 чел.

    3. Снижение  функций на 100 % - 5чел.

Рис.3. Диаграмма способностей клиентов

к самообслуживанию, передвижению

 

В первой группе работа проводилась  в прежнем, существующем режиме.

 Социальные работники  и медицинские сестры, как обычно  выполняли свои функциональные обязанности с прежними графиками и стандартами выполняемой работы (см. Приложение 6, Таблица 6).

Согласно «Положения»  о работе отделения социально-медицинского обслуживания на дому, нагрузка на одного социального работника – 5 человек, на одну медицинскую сестру – 10 человек. Периодичность посещения клиентов социальным работником 3-4 раза, медицинской сестрой 4-5 раз в неделю.

Описание работы социального работника

Социальные работники  предоставляли социально-бытовые  услуги в соответствии с перечнем гарантированных услуг, предоставляемых пожилым гражданам и инвалидам муниципальным учреждением, а также дополнительные услуги (оплачиваемые – 100%). В среднем один социальный работник посещает четырех клиентов в день.

Таблица 4

Структура рабочего дня социального работника

№ п/п

Виды услуг

Общая продолжительность в день в минутах

Средний процент % к продолжительности к продолжительности рабочего дня

1

Работа с документами

13

2,7

2

Путь в магазин, аптеку, по делам  клиента

60,3

12,6

3

Покупка продуктов, прмтоваров, медикаментов

62,5

13,1

4

Доставка продуктов, промтоваров, медикаментов

64,4

13,4

5

Ожидание покупки

5,5

1,1

6

Беседа

45,8

9,5

7

Услуги бытовые

21,5

4,5

8

Услуги гигиенические

65,1

13,8

9

Приготовление обеда

25

5,2

10

Кормление

22,5

4,7

11

Стирка белья

27,5

5,7

12

Оформление льгот, оплата коммунальных услуг

19,9

4,1

13

Расчет с клиентами, заполнение дневника

46

9,6

 

Всего:

480,0

100


 

Анализируя данные Таблицы 4, мы сделали вывод, что затраты  времени на оказание услуг по закупке и доставке товаров первой необходимости, услуги по оказанию помощи в гигиене, самые значительные в структуре общей продолжительности рабочего дня. В среднем занимает 40-60% времени.

Использование рабочего времени на оказание услуг, приведенных  в таблице, естественным образом сказывается на качестве обслуживания, т.е. у социального работника практически не остается времени для эффективного осуществления мероприятий по реабилитации клиентов.

Приведем данные исследования для определения уровня зависимости  клиента от  сотрудников отделения.

Таблица 5

Расчет временных затрат

 

 

 

%

п/п

 

 

 

 

 

Должность

 

 

 

Норма обслуживания

Количество

времени на одного пациента в неделю

Затраты времени в неделю на работу вне дома и переезды

Затраты времени на работу с пациентом в день на дому

Общее количество часов на- хождения клиента  без посторонней  помощи

1

Социальный работник

пять клиентов

8 часов

3 часа 60минут

1 час 32минуты

-

2

Медицинская сестра

десять клиентов

4 часа

4 часа

40минут

-

3

Привлеченные

(вололонтеры, 

соседи)

Двадцать клиентов

-

-

≈2часа

-

4

Итого:

сотрудники Центра и пр.

12часов

7 часов 60минут

2-4

часа

20

часов


 

Анализ Таблицы 5 показывает, в день клиенту оказывается помощь в течении двух, четырех часов. Все остальное дневное время, а так же в вечерние и ночные часы, в выходные и праздничные дни, тяжело больной человек остается без соответствующего ухода и другого вида помощи.

Описание работы медицинской сестры

Медицинские сестры предоставляли  медицинские услуги с учетом рекомендаций участкового врача (врача – гериатра в городе нет), а также проводила реабилитационные мероприятия (см. Приложение 2, Таблица 8), организовывала встречи клиентов с психологом. В среднем одна медицинская сестра посещает 6 клиентов в день.

Информация о работе Халықтың өмір сүру деңгейін көтерудің әлеуметтік-экономикалық аспектілері