Формы и виды социальной помощи мигрантам в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение форм и видов социальной помощи мигрантам в России.

Задачи исследования:

– изучить социальные проблемы мигрантов;

– раскрыть формы и виды социальной помощи мигрантам в России;

– описать алгоритм оказания помощи мигрантам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика социальной помощи мигрантам в России 5
1.1.Социальные проблемы мигрантов в России 5
1.2. Особенности социальной помощи мигрантам 11
Глава 2. Виды и формы социальной помощи мигрантам в России 14
2.1. Характеристика видов и форм социальной помощи мигрантам в России 14
2.2. Алгоритм оказания помощи мигрантам 21
Заключение 26
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

соц.помощь мигрантам.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение

 

      Актуальность темы исследования. Миграционные процессы обрели со второй половины двадцатого столетия поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Ее непосредственное влияние сказывается на состоянии народного хозяйства, на социальных отношениях, культуре, национальной политике и международных отношениях. Миграция неизбежно ведет к культурно-этнической диверсификации населения внутри отдельных государств и размыванию традиционных границ.

      Миграционные  процессы в современном российском обществе концентрируют особенности  социально-экономического развития страны и ее регионов. В общей структуре массовых передвижений, вызванных экономическими, социальными, международными противоречиями переходного периода, проблемы социальной адаптации мигрантов относятся к ключевым вопросам стабилизации общества. Чем выше уровень адаптации мигрантов к новым условиям жизни, тем значительнее экономическая и интеллектуальная отдача человеческих ресурсов для развития регионов, и наоборот, усиление конфликтогенного потенциала миграционных потоков на территориях въезда снижает уровень адаптации вынужденных мигрантов, деструктурирует региональный рынок труда и усиливает социальную напряженность. Способствовать адаптации мигрантов может социальная работа различных организаций с данной категорией граждан.

      Актуальность  изучения социальной помощи мигрантам обусловлена практической ценностью полученных результатов для совершенствования социальной работы с мигрантами и миграционной политики.

      Степень разработанности  темы. Изучению закономерностей, тенденций, видов, форм и направлений миграции посвящены труды многих ученых.

      Вопросы социальных последствий вынужденной  миграции рассмотрены в ряде исследований по проблемам молодежи (З.В. Сикевич, Т.С. Сулимова, Б.А. Ручкин, В.И. Чупров, М.В. Савва и другие).

      В работах В.В. Гриценко, Е.А.Назаровой, Г.И. Федоровой, Е.И. Филипповой рассматривается опыт создания и эффективность компактных поселений, адаптация репатриантов в российском селе, роль культурных различий в процессе адаптации, правовой статус мигрантов, факторы, способствующие и препятствующие успешной адаптации.

      В работах Ю.А. Арутюняна, А.Г. Вишневского, Т.И. Заславской, Ж.А. Зайончковской, В.И. Переведенцева, Ю.А. Полякова, Н.М. Римашевской и других исследователей затрагиваются определенные аспекты миграционной политики, проблемы вынужденной миграции.

      Хотя  в последние годы исследовательская  работа по проблемам беженцев и вынужденных  переселенцев стала значительно  активнее, многие вопросы остаются недостаточно разработанными, так недостаточно внимания уделено в исследованиях видам и формам социальной помощи мигрантам.

      Проблема – слабая изученность форм и видов социальной помощи мигрантам в России.

      Объект исследования -  социальная поддержка мигрантов.

      Предмет исследования - формы и виды социальной помощи мигрантам в России.

      Цель  исследования – изучение форм и видов социальной помощи мигрантам в России.

      Задачи исследования:

        – изучить социальные проблемы  мигрантов;

        – раскрыть формы и виды социальной помощи мигрантам в России;

        – описать алгоритм оказания помощи мигрантам.

      Глава 1. Характеристика социальной помощи мигрантам в России

1.1.Социальные проблемы мигрантов в России

 
 

      Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.1

      Миграция  населения — это не только простое  механическое передвижение людей, но и  сложный общественный процесс, затрагивающий  многие стороны социально-экономической  и культурной жизни целых народов.

      В последние годы демографическая ситуация как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах сильно изменилась. Только в 13 субъектах Федерации численность населения увеличивается, а в большинстве регионов она уменьшается. К территориям с убывающим населением относятся почти все регионы Сибири.2

      По  данным Росстата, опубликованным 3 июня 2010 года, за I квартал 2010г. число мигрантов  внутри России увеличилось на 7,1 тыс.человек, или на 1,9% по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России снизился на 5,8 тыс.человек, или на 10,0%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 6,3 тыс.человек, или на 9,7%), в том числе за счет иммигрантов из стран государств-участников СНГ - на 6,7 тыс.человек, или на 11,2%. Наряду с этим отмечено сокращение числа выбывших за пределы России на 0,5 тыс.человек, или на 7,3%, в том числе в государства-участники СНГ - на 0,01 тыс.человек, или на 0,3%.

      В I квартале 2010г. в территориальных  органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 853 человека (в I квартале 2009г. - 2516 человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,09%.

      По  данным ФМС России, на 1 апреля 2010г. в  стране насчитывалось 56,7 тыс. вынужденных  переселенцев и беженцев. Более 35% из них (19,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 19% (10,6 тыс.) - Грузии, 12% (7,0 тыс.) - Узбекистана, 5% (3,0 тыс.) - Таджикистана. Более 12 тыс.человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.3

      Проблема  приживаемости мигрантов все  еще стоит довольно остро.

      Основными проблемами вынужденных переселенцев являются:  
     - получение социального жилья для временного проживания и соответствующее законодательству оформление временного жилья представителями миграционной службы;

      - обеспечение социальных гарантий  в связи с отсутствием постоянной  регистрации по месту жительства вынужденных переселенцев;  
     - нарушение норм ТК РФ при трудоустройстве вынужденных переселенцев.  
     Остро стоит проблема обеспечения жильем граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев. Количество этой категории граждан имеет тенденцию к увеличению по причине отсутствия надлежащего финансирования из федерального бюджета и недостаточного внимания к этой проблеме со стороны областных властей. При этом возникает обострение социальной обстановки на территории нашей области, снижается уровень доверия граждан к государственным органам власти.

      Совершенно  очевидно, что граждане самостоятельно не могут решить жилищные проблемы, тем более, что действующее законодательство определяет порядок предоставления социального жилья для этой категории  населения. Закон закрепляет за вынужденным переселенцем право на получение социального жилья из фонда для временного поселения, если у переселенца нет возможности самостоятельно решить жилищную проблему. Такое жилье предоставляется на весь срок действия статуса вынужденного переселенца. Однако, действительность в этой сфере государственных гарантий совершенно иная.

      Принятие  вынужденных переселенцев на учет нуждающихся  в жилье для временного проживания не лишает их права состоять на учете  нуждающихся в жилье для постоянного проживания в органах местного самоуправления или по месту работы, на получение безвозмездной субсидии для самостоятельного строительства (приобретения) жилья.

      Вопросы наличия жилья и обеспечения  государственной медицинской и  социальной помощью семей вынужденных переселенцев взаимосвязаны. В таких случаях вынужденный переселенец сталкивается с рядом проблем, связанных с действием (бездействием) должностных лиц органов исполнительной власти и федеральных ведомств, которые в силу наличия конкретных ведомственных инструкций и правил вынуждены допускать факты нарушений прав и свобод граждан - в зависимости от наличия регистрации по месту жительства. Ситуация осложняется прежде всего тем, что в большинстве случаев вынужденные переселенцы имеют регистрацию по месту пребывания либо вообще не имеют таковой.

      Получение медицинской помощи в рамках существующей системы обязательного медицинского страхования (ОМС) реализуется через  наличие страхового медицинского полиса, который выдается каждому застрахованному. В российских городах существует практика, не оформленная нормативными актами, когда в выдаче полиса лицу отказывают на том основании, что у него отсутствует регистрация по месту жительства.

      Ограничения в выдаче полисов суд признал  недействительными. Но на практике данное решение еще не нашло отражение в действиях страховых компаний, а потому еще существуют факты нарушения конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции РФ).

      Мигранты  испытывают проблемы  с социальной и психической адаптацией. Для мигрантов, в равной мере как и для принимающей стороны, важно формирование и сохранение среды, способствующей безболезненному вхождению прибывших людей в существующий на новом месте социум.

      Увеличивающиеся миграционные потоки на территорию России порождают многочисленные проблемы адаптации к условиям принимающей среды. Социальное содержание проблемы адаптации иммигрантов состоит в расхождении исходных ожиданий в отношении среды адаптации и реальных  условий. Результатом этого несоответствия является выстраивание очень сложных, нередко конфликтных взаимоотношений с населением принимающей среды. Источник данной проблемы следует искать не только в сфере экономической конкуренции между иммигрантами и местным населением на рынке труда. Проблема имеет как утилитарно-экономическое, так и социально-культурное измерение.

      Адаптация протекает более или менее  легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею. Если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается и сопровождается психологическим  дискомфортом, нервными срывами, низкой социальной активностью.

      Вынужденное переселение - это особый образ жизни, для которого характерны экстремальность  ситуации, унижение, подавление личности. Он накладывает весьма существенный отпечаток на структуру личности, ее ценностные ориентации, восприятие, поведение. Отмечается, что среди необустроенных со временем развиваются маргинальные настроения.

      Часть мигрантов вынуждена возвращаться в страну прежнего проживания, терпеть новые унижения со сменой гражданства, пропиской, трудоустройством, приобретением потерянной уже однажды собственности и т.д.

     Вынужденный переезд приводит к тяжелым для  мигрантов последствиям: расшатывается физическое и психическое здоровье, обостряются хронические заболевания. В проведенных ранее исследованиях обнаружились фобические реакции, энурез у детей, невротические проявления у взрослых. У многих мигрантов налицо симптомы состояния посттравматического стресса, для них характерна повышенная агрессивность, этническая интолерантность. Проблемы, от решения которых зависит моральное и физическое состояние мигрантов, проживающих на территории России, напрямую связаны с возможностью реализации прав человека, записанных в гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации. Наиболее остро для вынужденных переселенцев и беженцев стоит задача реализации такой конституционной нормы, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

     Формально в России русские мигранты из различных регионов не считаются беженцами, а получают статус вынужденных переселенцев, как только принимают российское гражданство. Беженцами же признаются только те мигранты, которые не имеют права стать российскими гражданами, как правило, это люди других национальностей. Фактически же и социально-экономическое положение и психическое состояние как у вынужденных переселенцев, так и у беженцев зачастую являются одинаково тяжелыми.

     К сожалению, при работе с вынужденными мигрантами о психологии вспоминают только тогда, когда возникает потребность в психиатре. Но в этом случае ситуация уже запущена, а искалеченная психика нуждается не в психологической помощи, а в медикаментозном лечении. Очень важно не доводить дело до психического срыва. Именно психическое состояние человека, его психологический настрой определяют возможности адаптации, способности справиться, выжить. Вынужденным мигрантам, особенно беженцам из "горячих точек", крайне необходима психотерапевтическая помощь в преодолении кризисных жизненных ситуаций и профессиональные консультации специалистов-психологов.

Информация о работе Формы и виды социальной помощи мигрантам в России