Формы и виды социальной помощи мигрантам в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение форм и видов социальной помощи мигрантам в России.

Задачи исследования:

– изучить социальные проблемы мигрантов;

– раскрыть формы и виды социальной помощи мигрантам в России;

– описать алгоритм оказания помощи мигрантам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика социальной помощи мигрантам в России 5
1.1.Социальные проблемы мигрантов в России 5
1.2. Особенности социальной помощи мигрантам 11
Глава 2. Виды и формы социальной помощи мигрантам в России 14
2.1. Характеристика видов и форм социальной помощи мигрантам в России 14
2.2. Алгоритм оказания помощи мигрантам 21
Заключение 26
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

соц.помощь мигрантам.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

      В разрешении проблем вынужденных  переселенцев все больше возрастает роль неправительственных объединений, союзов, ассоциаций. Роль подобных организаций  повышается в связи с попытками  построения гражданского общества в  России. Прежде всего, речь идет о выработке совместными усилиями государственных органов и неправительственных организаций программы, которая эффективно противодействовала бы экстремизму, способствовала формированию толерантности. Общественные объединения устраивают различные благотворительные акции, сбор средств от которых направляется на решение наиболее острых проблем, бесплатные консультации по различным вопросам, организуют акции в помощь вынужденным переселенцам: сбор одежды, продуктов питания, игрушек и школьных принадлежностей для детей.

      Необходима  консолидация усилий всех заинтересованных сторон в решении проблем вынужденных  переселенцев. Нужно обратить внимание на разработку государственной политики по гармонизации межнациональных отношений, которая бы эффективно противодействовала экстремизму, способствовала формированию толерантности и терпимости. Необходима мобилизация возможностей средств массовой информации для воспитания терпимости и формирования гуманистического мировоззрения. Помимо этого разрабатываются и внедряются программы по решению проблем вынужденных переселенцев, создаются более щадящие условия для их интеграции в жизнь регионов.9

      Переживая травмы, потери, горе, человек рассчитывает не только на себя, но и ищет поддержку  в семье, а также в общем  социальном окружении. Для того чтобы проблема адаптации была решена, необходимо, с одной стороны, создавать и совершенствовать социальную и психологическую работу с данной категорией населения в региональных центрах, с другой – готовить специалистов в данном направлении.

      Социологи и психологи отмечают, что вынужденный переселенец находится в сложном морально-психологическом состоянии: он пережил стрессовую ситуацию; новые условия вызывают у подавляющего большинства чувство неуверенности, а порой беспомощности; отсутствует социальный опыт поведения в новых условиях. Это может привести к психическим расстройствам, увеличивается риск развития алкоголизма, наркомании, суицидного поведения.

      Выделяются  конкретные направления в работе с данной категорией населения. Это  индивидуальная, семейная, групповая, общественная социальная работа и социальное административное планирование. 
 В индивидуальной работе применяется весь арсенал специальных методов: психологические, психотерапевтические, социометрические методы, методы возрастной психологии, медико-социальные и консультативно-правовые методы.

      Семейно-консультативная  работа акцентируется на развитии положительных  сторон семейного поведения: совместное переживание травматического опыта  с обсуждением ситуации (в том  числе и с детьми); возможность делиться информацией и переживаемыми чувствами (в том числе и негативными) в период после травм; поддержка членов семьи друг другом; совместное развитие новой системы «социальной поддержки»; возможность отдыха, сохранение рекреативной функции семьи. Изменения, происходящие в ситуации вынужденного переселения, могут вызвать негативное воздействие на адаптацию каждого члена семьи, вызывая внутрисемейные конфликты. Ведь условия, в которые попадают семьи, могут восприниматься ими как определенного рода «жестокость» со стороны общества, вызывая тем самым реакцию протеста, защиты, агрессии, нежелание выполнять правила, общепринятые в данном обществе. При этом растет подверженность детей физическому, психическому и социальному риску, снижается родительское удовлетворение, растет число домашних конфликтов. 
 В групповой работе продуктивны методики групп самопомощи, самоподдержки. Участие в социальных группах самопомощи и самоподдержки дает чувство принадлежности, уверенности в себе, собственной ценности, повышает самооценку, что, естественно, увеличивает психологические адаптивные возможности. В ситуации вынужденных переселенцев организация работы таких групп может быть наиболее эффективным видом помощи в решении как психологических, так и конкретных социальных вопросов. В конечном счете, работа в данном направлении повышает социальное взаимопонимание между людьми, ускоряет адаптивный период переселенцев, что дает возможность преодолеть негативные последствия вынужденной миграции.10
 
 
 

Заключение

 

      В заключение можно отметить, что вынужденная миграция порождает множество социально-экономических проблем, которые чрезвычайно тяжело разрешаются в современных российских условиях.

  Среди неблагоприятных социальных последствий миграции весьма существенное значение имеет обусловленный ею рост социального стресса как в момент непосредственного переселения, обустройства, так и на стадии адаптации к новым условиям. Срок «приживаемости» переселенцев на новом месте около десяти лет. «Приживаемость» включает в себя аспекты социальной и биологической адаптации, стадию обустройства.

      Проблема  беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер. Актуальна  она и для Российской Федерации. Объектом приложения профессиональных знаний социальных работников становится работа в миграционных службах, которые налаживают сотрудничество со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения. В работе с вынужденными переселенцами важно привлекать СМИ, юридические консультации, благотворительные организации. Весь опыт работы следует направить прежде всего на решение проблем, стоящих перед семьями вынужденных мигрантов. Многие проблемы, которые возникают перед семьей на новом месте, обусловлены в первую очередь экономическими трудностями. Ключевым вопросом оказания помощи вынужденным переселенцам в адаптации на новом месте жительства является предоставление жилья их семьям.

      В стороне от оказания помощи этим людям  не стоят и органы исполнительной и законодательной властей, органы местного самоуправления. Совместно с Министерством экономики и социального развития ежегодно готовятся заявки на финансирование работ по обустройству вынужденных переселенцев. Кроме того, миграционная служба тесно контактирует с министерством труда и социальной защиты, образования, здравоохранения по решению самых насущных вопросов: восстановлению трудового стажа, определению в интернат и дома престарелых, выделению путевок в санатории.

      Кроме служб работы с вынужденными переселенцами  при миграционных службах городов  и районов края, должен быть создан ряд центров, которые ведут квалифицированную работу с этой категорией населения.

      Несмотря  на работу различных организаций,  оказывающих помощь мигрантам, проблем  остается очень много. Основная проблема – недостаточное финансирование. Есть и ряд других, которые длительное время не находят решения на федеральном уровне.

      Для эффективного решения проблем вынужденных  переселенцев, формирования благоприятной  социально-демографической ситуации на территории России, повышения доверия  граждан к различным уровням власти необходимо внести изменения в действующую систему критериев для признания лиц вынужденными переселенцами; проводить мероприятия по повышению квалификации специалистов среднего и низшего звена; активизировать просветительскую работу в помещениях ПВС в целях более полного информирования граждан об их правах.

      В социальной сфере необходимо разрабатывать  программы интеграции вынужденных  переселенцев в российском обществе; предусмотреть систему мер для  обеспечения работой и жильем квалифицированную рабочую силу из числа вынужденных переселенцев в малых городах и сельских районах в соответствии с потребностями рынка труда;  развивать международное сотрудничество со странами СНГ на уровне субъекта РФ с целью согласования и корректировки правовых норм международного права в сфере миграционной политики и миграционных потоков.

      В сфере финансовых гарантий обеспечения  прав вынужденным переселенцам необходимо определить объем денежных средств  на уровне субъекта РФ, необходимых  для помощи вынужденным переселенцам из бюджетов всех уровней, в соответствии с действующим законодательством. 

      Процессы  миграции населения всегда будут  существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей  социальных служб, так или иначе  встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.

      Социальным  службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.

      В центрах социальной помощи семье  и детям оказываются следующие виды услуг:

      - социально-экономические (предоставление  вещевой и продуктовой помощи);

      - социально-медицинские (профилактика  вредных привычек, санитарно-

просветительская  работа, консультации врачей, медсестер, массаж, занятия лечебной физкультурой, предоставление путевок на оздоровительный отдых и др.);

      - социально-психологические (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, привлечение к участию в клубах общения, экстренная психологическая помощь по телефону и др.);

      - социально-правовые (консультирование  по гражданскому, жилищному, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков и др.);

      - социально-педагогические (педагогическая  коррекция, организация совместного досуга родителей и детей);

      - социально-бытовые (обеспечение  талонами в парикмахерские, химчистки, бани, прачечные).

      Существующая  этническая изолированность семей мигрантов, незнание языка и своих прав зачастую препятствуют доступу к этим видам социальной помощи. 11

      Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута. 
 

 

Список использованных  источников

 
  1. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О миграционном учете иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 28.12.2010) "О беженцах"
  3. Постановление Правительства РФ от 10.05.2011 N 356 "Об удостоверении беженца" (вместе с "Положением об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца")
  4. Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 N 448 (ред. от 24.12.2008) "О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами"
  5. Постановление Правительства РФ от 23.05.1998 N 485 (ред. от 28.03.2008) "О Порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания"
  6. Антуфьев С.В. Социальная адаптация мигрантов как фактор стабильности российского общества.- М.: Из-во «Современная экономика и право», 2004.- 178 с.
  7. Глазунова С. Социальная помощь мигрантам, находящимся на территории Российской Федерации и некоторым категориям российских граждан. – СПб., 2009. – 179 с.
  8. Зайончковская Ж.А. Миграционная политика России: pro and contra// Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе.- М., 2003.- С. 100-103.
  9. Кириллова Е. К. Проблемы вынужденных переселенцев в России: глазами мигрантов // Социологические исследования. - 2004. - № 11. - С. 46-51.
  10. Литвиненко К.А. Социальная работа с вынужденными переселенцами в Ставропольском крае// Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе.- М., 2003.
  11. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К°, 2007. – 474 с.
  12. Плисецкий  Е.Л. Современные миграционные процессы в России // География. - 2003. - N37.-С.4-11.
  13. Социально-экономическое положение России - 2010 год. Демография URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/d04/4-0.htm
  14. Специфика социальной работы с мигрантами URL: http://soc-work.ru/article/117
  15. Соцкая Е.В. Влияние неправительственных организаций на решение проблем вынужденных переселенцев// Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе.- М., 2003.
  16. Технология социальной работы: Учеб. пособие/ Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр   ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
  17. Цветков Л. Н. Особенности миграционных процессов в России и в Алтайском крае: учебное пособие / Л. Н. Цветков, Н. Н. Удовиченко; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2009. – 214 с.
  18. Российская миграционная трудовая биржа http://www.rmtb.ru
  19. Межгосударственный миграционный центр http://www.mmc-rspp.ru/

Информация о работе Формы и виды социальной помощи мигрантам в России