Феномен современной бикарьерной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Бикарьерная семья — семья, в которой работают оба супруга, претендующие на профессиональный рост и самоутверждение в публичной сфере. В такой семье есть реальная основа для формирования эгалитарного типа взаимоотношений, не проявляется или проявляется в меньшей степени мужское доминирование, в меньшей степени присутствует экономическая зависимость женщины.

Содержание

Введение
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИКАРЬЕРНОЙ СЕМЬИ
2.1. Функции семьи
2.2. Понятие бикарьерная семья
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БИКАРЬЕРНОЙ СЕМЬЕ
3.1.Диагностика семейных отношений супругов
3.2. Коррекционная программа по установлению супружеских отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Работа о семье.doc

— 562.50 Кб (Скачать документ)

Во время выбора участниками карт психолог фиксирует обстановку, существующую во время игры: хорошее ли настроение у членов семьи, происходит все организованно, спокойно или стихийно, как участники раскладывают карты: так, чтобы все могли их видеть, или они их разбрасывали, прятали и т.д. Данная методика позволяет за короткий промежуток времени собрать большое количество информация о семье и о взаимодействие друг с другом. Все скрытые установки по поводу семейных обязанностей, как позитивные, так и негативные всплывают на поверхность. После того как карточки выбраны, психолог заполняет таблицу, в которой содержатся восемь колонок, не считая времени:

1.Роль

2. Положительная характеристика,

3.   Отрицательная характеристика.

4.   Выбранные роли (роли, выбранные игроком для себя).

5. Данные роли (все роли, данные игроку другими, принятые и непринятые).

6. Неправильные роли (роли, данные игроку неправильно, нежелаемые им).

7. Несоответствующие роли (роли, которые, по мнению других игроков, не подходят данному игроку).

8. Непринятые роли (роли, которые игрок отбросил в конце игры).

Ролевая техника позволяет увидеть распределение обязанностей в семье и представить их в графическом виде, Такой подход отличается от вербального способа обсуждения семейных ролей, когда члены семьи начинают спорить и выяснять отношения. Данная методика позволяет членам семьи в атмосфере позитивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. После проведения игры возможно обсуждение, в котором исследуется несколько аспектов:

     умения семьи;

     негативные механизмы, которые проявляются;

     семейная динамика.

«Супружеская конференция» и «Семейный совет»

Краткое описание методики. Методика «Супружеская конференция» и «Семейный совет» представляет собой встречи, проводимые регулярно с супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Это метод, созданный для улучшения внутрисемейных взаимоотношений и повышения их интенсивности.

Выделяют 4 причины, по которым следует проводить «Семейный совет»:

1. Чтобы дать возможность членам семьи свободно общаться между собой.

2. Чтобы избежать сильных эмоциональных всплесков в семье.

3. Для обучения членов семьи (как детей, так и взрослых) демократическим приемам разрешения конфликтов.

4. Для поддержания гармонии и мира в семье.

Психолог назначает клиентам конференцию или совет в качестве домашнего задания (впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи). Консультанты супружеских пар и семей применяют эту методику для развития и обогащения жизненного опыта членов семьи как эффективное психо-коррекционное средство.

Если психолог приходит к выводу, что необходимо улучшить общение между супругами, то он предлагает им обдумать возможность регулярных встреч между ним и членами семьи. При этом время, место и частота встреч особо оговариваются. Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, супруги выбирают удобное для обоих время, когда они могут общаться друг с другом и быть при этом в хоро­шей физической и психической форме, а также соглашаются следовать правилам, список которых вручается психологом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться для того, чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи.

Наряду с этим нами были предложены рекомендации для супружеских пар (см. Приложение 4)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в работе раскрыты вопросы психологии отношений в бикарьерной семье.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться  для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

На семейные отношения влияют множество факторов, которые могут привести к разладу и конфликтам. Это и личные характеристики супругов, и всевозможные внешние воздействия, которые в последнее время, возможно, оказывают гораздо больше влияние на психологический климат в семье в отрицательном плане, чем личные качества партнеров.

Таким образом, супружество представляет собой сложный механизм отношений, выполняющий свою функцию при условии, что точно соблюдаются писаные и неписаные правила. Совместная жизнь развивается на установленных формах труда, на взаимопомощи, равномерно распределении доходов и в значительной мере на том, умеют ли партнеры быть сдержаны, ограничивать себя в чем-то. Без эмоциональных основ и, что особенно важно без морально-нравственных принципов, семья вряд ли может быть здоровой. Одной из важнейших черт человеческого характера является чувство ответственности, сознание того, что обязанности и обязательства необходимо выполнять. С этим моментом связана дисциплина, способность к самоограничению, умение смиряться с трудностями, жертвовать своими интересами ради другого.

Итак, в браке нет ничего второстепенного, каждая небрежность может обернуться большой потерей, поэтому необходимо знать, какие причины возникновения конфликтов в семье наиболее значимы и, главное, как им можно противостоять.

В заключение можно сделать вывод, что в ходе исследования наша гипотеза подтвердилась и на отношения в бикарьерной семье существенным образом влияет уровень удовлетворенности браком супругов. В связи с чем необходимо дать некоторые рекомендации по семейному благополучию.

Рекомендации по семейному благополучию в семье.

Прежде всего, надо сказать, что женщины и мужчины по-разному оценивают супружеское счастье. Например, где-то половина женщин, счастливых в браке, главным в супружестве считают чуткость, внимание и ласку, около четверти - наличие детей и почти столько же - сексуальную гармонию и только некоторые выдвигают другие критерии - умение интересно проводить свободное время, профессиональные успехи, преданность семье.

Таким образом, в супружеском счастье женщины на первый план выступает психо-эмоциональная сторона взаимоотношений, а все остальное имеет соподчиненное значение, а у мужчин на первом плане чувственный, сексуальный компонент, на втором - все остальное. Если сопоставить приведенные показатели, то нетрудно заметить своего рода гармонию противоположностей: каждый стремится к тому, чего ему недостает в собственном характере.

Очень важно не только любить супруга, но и уважать его.

Достаточно важным является предоставление партнеру свободы выбора. То, что мужчина выполняет функцию "головы" в паре, вовсе не означает, что он должен подавлять женщину. У женщины всегда должна оставаться возможность выбирать.

Жить не только своими интересами, но и интересами супруга.

Даже если Вам и не очень интересно то, чем он занимается, то нужно хотя бы делать вид, что Вы этим интересуетесь.

Постоянное творчество в совместной жизни.

Кто-то сказал, что нет ничего страшней в любви, чем привычка. Возможно, это некоторое преувеличение, но в любом случае нельзя допускать, чтобы любовь становилась чем-то застывшим и неизменным. Женщина постоянно нуждается в новых чувствах, волнениях, сюрпризах, и мужчина, помнящий об этом, никогда не надоест ей.

Стремление учиться друг у друга.

Надо понимать, что каждый союз двух людей - это определенная связь. Люди вместе, потому что им необходимо чему-то научиться друг у друга, что-то суметь изменить в себе или же поменять свое отношение к чему-либо. Можно сказать, что супружество - это школа, где есть свои уроки, домашние задания и строгие экзамены. Причем экзаменатор очень строг - жизнь. Часто бывает так, что кто-то из супругов, так и не поняв, для чего ему дан был этот брак, думает, что следующий брак будет более благополучен. Но если не усвоен предыдущий урок, то следующий урок жизнь преподносит в более жесткой форме, чтобы было доходчивей. Это вполне закономерно.

Принятие друг друга.

Супруги, принимающие друг друга такими, как они есть, "обречены" на счастливую жизнь. Если же нет принятия, тогда неизбежно будет присутствовать на физическом или психологическом, или энергетическом уровне насилие. Поэтому необходимо пытаться, в первую очередь, изменить себя, а не другого человека. Зачастую когда меняемся мы, меняется и окружающий нас мир, и отношение мира к нам.

Исключите из вашего лексикона любви слова "должен" и "должна".

Эти слова вообще нежелательно применять в семейных взаимоотношениях. Замените понятие долженствование на терпимость и тактичность, на совместные поиски ключика к радости наслаждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.,1993. -175 с.

2.      Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс канд. психол. наук. – М., 1995. – 250 с.

3.      Ачгильдиева Е. Ф. Методические проблемы изучения стабильности брака: Автореф. дис... канд.экон.наук. – М., 1982. – 18 с.

4.      Витакер К., Бамберри Вильям. Танцы с семьей. – М., 1997. – 170с.

5.      Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.,1998.–205 с.

6.      Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1998. – 138 с.

7.      Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988 – 240 с.

8.                  Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Соц.-полит. журн. - 1995. - N6.

9.      Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984. – 325 с.

10. Губиев М.Ю. Проблема формирования мировоззрения личности // Образование и гражданское общество. –2002. –Выпуск 1. – с.30-34.

11. Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер – да здравствует брак! – С.Петербург, 1997.

12. Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования. – 1982. – №2. – С.88-93.

13. Елизаров А. Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. – М., 2002. – 84 с.

14. Ковалев С. В. – Психология семейных отношений. М., 1987. – 465 с.

15. Кроник А. А., Кроник Е. А. – В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989. – 356 с.

16. Крыгина Н. Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск., 1999. – 88 с.

17. Максимов В. В. – Семейная книга. СПб., 1996.-106 с.

18. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья, – М., 1998. – 176 с.

19. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн. 2. – М., 1997. – 608 с.

20. Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами / Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева, М., 1981. – С. 45–59.

21. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. – Т. 3. – 1982. – № 2. – С. 147–151.

22. Посысоева Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: 2004. – с.40

23. Сатир. В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. – 432 с.

24. Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком // Вестник МГУ, сер.14, психология. 1989, №2.

25. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. – М., 1981. – 210 с.

26. Терехин В.А. Семья и общество. – Ростов-н/Д, 1989. – 178 с.

27. Федотова Н. Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений / Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы). Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно.– М., 1981. – С.100–101.

28. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии.//Руководство. – М., 1997. – с. 87-137.

29. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений // Курс лекций. Учебное пособие для студентов – психологов. – М., 2000. – 768с.

Информация о работе Феномен современной бикарьерной семьи