Феномен современной бикарьерной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Бикарьерная семья — семья, в которой работают оба супруга, претендующие на профессиональный рост и самоутверждение в публичной сфере. В такой семье есть реальная основа для формирования эгалитарного типа взаимоотношений, не проявляется или проявляется в меньшей степени мужское доминирование, в меньшей степени присутствует экономическая зависимость женщины.

Содержание

Введение
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИКАРЬЕРНОЙ СЕМЬИ
2.1. Функции семьи
2.2. Понятие бикарьерная семья
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БИКАРЬЕРНОЙ СЕМЬЕ
3.1.Диагностика семейных отношений супругов
3.2. Коррекционная программа по установлению супружеских отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Работа о семье.doc

— 562.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, из 25 пар жилищные условия являются причиной конфликтов в 10 случаях это совместное проживание с родителями одного из супругов.

В основном все супружеские пары достаточно высоко оценивают уровень межличностных отношений, особенно женская половина и дисгармония именно в этой сфере служит достаточно сильно оказывающе влияние на отношения в семье.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что в 6 парах -№№ 12, 14, 15, 16, 17 и 24 наблюдается рассогласованность и высокая конфликтность в супружеских отношениях. Причем эта конфликтность проявляется на различных уровнях: в паре 12, 14, 17 - на уровне психофизиологической совместимости, у пар 15,16 - на уровне функционально-ролевых ожиданий. Кроме того, некоторые элементы структурной конфликтности наблюдаются у супружеских пар №№ 3,11,19 и 25 - на низком уровне взаимодополняемость характеров, но присутствует согласованность социально-ролевых ожиданий. Наиболее ярко функционально-ролевая несовместимость наблюдалась у пар №№ 12, 16, 17 и 24.

Благоприятные отношения в браке и полная совместимость наблюдается у пар №№ 1,4, 5, 6, 7, 20 и 21. Конфликтные ситуация возникают во взаимоотношениях супругов в парах №№ 2 и 18, но в общем эти пары также можно назвать неконфликтными.

Следовательно, высокий уровень конфликтности в исследуемой группе супружеских пар наблюдается в 40 %, средний уровень конфликтности - в 30 %, отсутствие конфликтных отношений - в 30 %.

Таким образом, в супружеских отношениях возникают ситуации, которые могут привести к конфликту, в связи с этим таким парам необходимо психологическое консультирование; оно поможет супругам не принять решения, о котором, возможно, в последствие они будут жалеть всю жизнь.

Психологическая помощь нужна и благополучным парам, чтобы не допус­тить возможных отрицательных проявлений в супружеских отношениях.

 

3.2. Коррекционная программа по установлению супружеских отношений

 

Чтобы преодолеть конфликтность в семейных отношениях, необходимо не только знать социально-психологические характеристики дисгармоничных взаимоотношений в семье, но и воспользоваться тактическими приемами семейного консультирования.

В ходе исследования коррекционная работа в той или иной степени была проведена со всеми супружескими парами.

Целью программы является: коррекционная работа с супружескими парами

I. Задачами психологической помощи супругам стали:

-  достижение наибольшего удовлетворения;

-  сведение к минимуму страданий;

-  улучшение процесса супружеских взаимодействии.

П. Методы проведения семейного консультирования

   Выработать положительное терапевтическое отношение к обоим партнерам.

   Изучить историю брака и основные характеристики супружеских отношений.

 Выработать представление о положительных и отрицательных чертах характера обоих супругов.

 Изучить модели взаимодействий и взаимоотношений супругов.

 Определить способность обоих к сопереживанию и сочувствию.

    Объяснить общие способы снятия конфликта в семье

Содержание программы. Индивидуальные занятия проходили в форме беседы 2 – 3 раза в неделю не более 20 минут.

Зачастую трудно бывает понять динамику проблематики клиента в индивидуальной терапии, не принимая в расчет ее системный характер.

Темы индивидуальных бесед с каждым из супругов:

-  «Как происходило ваше знакомство и развивались отношения»

-  «Устраивает ли вас ваша работа, работа вашего супруга, где бы вы хотели применить свои знания и возможности»;

-  «Как вы проводите свое свободное время»;

-  «Что вас не устраивает в вашем супруге»;

-  «Определение личностных качеств друг друга».

-  «Как вы оцениваете своего супруга (и) в сексуальном плане»

Занятия с обоими супругами. Совместные беседы на темы:

-              «Определение взаимного недовольства друг другом на уровне межличностных отношений»;

-  «Исследование сексуальной гармонии»;

-  «Изучение отношения с детьми»;

-  «Изучение отношения с родителями».

Упражнения, применяемые на занятиях.

1. Использовался метод, суть которого состояла в следующем: "Останови супруга, когда он делает что-то хорошее, и скажи ему об этом".

Каждый из супругов отмечал для себя ежедневно хотя бы один радостный момент, доставленный ему другим. Таким моментом была похвала за хороший обед, оценка прически или костюма, своевременный приход домой, купленные необходимые мелочи, подарок к тому или иному семейному событию, определенный тип поведения во время сексуального контакта.

Обоюдные радости затем оценивались и сверялись. Такая взаимная информация способствовала выработке потребности чаще делать приятное друг другу.

На терапевтическом сеансе затем задавались вопросы следующего характера: что доставило супругам наибольшую радость, что более всего удивило, в какое время было сказано и сделано что-нибудь хорошее и т. д.

2.              Упражнение состоит в том, что каждый из супругов записывает по определенным пунктам свои заветные желания, то, чего ему недостает в браке. Причем эти желания могут быть нереальны. Затем каждый вслух произносит одно из желаний, исполнение которого, по его мнению, могло бы существенно улучшить семейную ситуацию. Психолог стремится модифицировать фантазии в модели, которые хоть как-то можно реализовать. Например, мужчина, стремящийся к полной независимости и уединению на необитаемом острове, будет согласен для начала хотя бы следующие выходные провести в одиночестве. Задача терапевта – постараться перевести неопределенно сформулированные цели в объяснимые понятия.

3.              Упражнение «Обратная игра», когда один супруг берет на себя роль другого и старается выразить то, о чем думает другой. Смысл обучения не только в том, чтобы понять, что чувствует другой, но и научиться непосредственно переживать его эмоциональное состояние.

4.              Упражнение, где супругов подводили к прямому, но соразмерному выражению отрицательных эмоций, таких, как злость, раздражение, грусть, страх, отчаяние. Психолог объяснял, что отрицательные эмоции в супружестве так же естественны, как и положительные.

Задача психолога была научить супругов выражать отрицательные чувства таким образом, чтобы это способствовало конструктивным переменам в их взаимоотношениях. Необходимо было научиться тактично, не обижая партнера, выражать отрицательные чувства.

5.              Упражнения обучения искусству общения. Необходимо, чтобы способность вести переговоры достигла такого уровня, что действия станут более спонтанными и уже не понадобятся те директивные методы, которые были нужны раньше.

Групповые занятия. Вербальные и невербальные способности к взаимодействиям отрабатывались в группе, где одна пара всегда играла определенную роль, а другие выражали к этому свое отношение. К примеру, муж просил жену приготовить ему кофе. Другие затем комментировали способ, как он попросил об услуге, и реакцию супруги.

Другая пара разыгрывала поздний приход супруга домой, как супруги поздороваются, как муж попросит ужин и как на все это отреагирует жена.

Проявления расположения, применяемые определенной парой, довольно индивидуальны и зависят от социально-культурной ситуации и отличных особенностей партнеров. Каждая пара должна договориться о формах взаимного общения, наиболее им подходящих. Что покажется смешным или неприемлемым одним, для другой пары будет абсолютно естественно и приятно.

Таким образом, отдельные супружеские пары наблюдали у других новые формы взаимодействий.

Были проведены ролевые игры:

«Семейная хореография» является вариантом методики «Семейная скульптура». Методика «Семейная хореография» направлена на: перестройку взаимоотношений в семье; отслеживание негативных образцов поведения и остановку их действия, последовательно изображая поведенческие акты, ведущие к усилению конфликта.

Объединение  симптомов детей и образцов взаимоотношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства.

Если термин «скульптура» скорее относится к статике внутрисемейных взаимоотношений (а эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении), то термин «хореография» больше подходит для описания динамичного процесса.

Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внутренние семейные отношения в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть. Эффективность «семейной хореографии» связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально. Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом показало проблему семьи. Затем члены семьи должны показать сцену без слов, оживить ее и проиграть. После того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент.

Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психолог работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.

Психолог может, попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем советует им действовать при каждом очередном дубле с все возрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

После того как сцены проиграны, происходит обсуждение. Для того чтобы более четко сформулировать проблему семьи, психолог может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: «Каково :быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?» Данная процедура до­вольно гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов взаимодействий, существующих в данной семейной системе.

«Ролевая карточная игра»  — это метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Техника «ролевой карточной игры» представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи.

Участие в игре дает возможность членам группы увидеть более или менее полный набор обязанностей, существующих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности и особенности членов семьи, негативные механизмы и семейную динамику.

Для проведения данной методики необходимы: 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), бумага, карандаши и резинки, скрепляющие колоду карт для каждого участника.

После получения инструкции члены семьи (без предварительного обсуждения) выбирают карты для себя и для других. В картах описаны домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять, и имеется ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться или не согласиться с соответствием каждой карты конкретному члену семьи, а также отклонить те карты, которые они не хотят брать себе.

Психолог предлагает семье следующую инструкцию: Сейчас я разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал соответствующие ему в этом и положил их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть.

Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на лежащем перед вами листке бумаги.

Имейте в виду, что это не соревнование в том, кто получит больше карт.

Играть нужно молча. Так что, пожалуйста, не разговаривайте друг с другом. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходимости, чтобы все из них были выбраны, вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше, чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это на вашем листе бумаге».

После того, как произошел первичный выбор карт, предлагается следующая инструкция: «Проверьте ваш набор карт и убедитесь в том, что все они распределены правильно. Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, скажите об этом. Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в «неправильную колоду».

Когда каждый участник выскажется по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых не нравящихся ей ролей, независимо от того, насколько они точны. Затем каждого участника просят скрепить оставшиеся у него карты резинкой.

Информация о работе Феномен современной бикарьерной семьи