Феномен добровольной бездетности в России?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:35, статья

Описание

Сегодня в средствах массовой информации все чаще можно услышать мнения людей, что рожать детей нужно как можно позже, идет активная популяризация запада: «Надо встать на ноги, обзавестись имуществом, «закрепиться» на работе, пойти по карьерной лестнице». Во всех этих планах нет детей, а ведь еще 15—20 лет назад обществом неоднозначно воспринимались попытки молодых людей перенести рождение ребенка на более поздний срок. На девушку к 25 годам, как и на мужчину к 30 не вступившим в брак и не исполнившим свое “предназначение” хотя бы раз, смотрели с недоверием. Считалось, что не хотеть детей невозможно, а материнство — благость любой женщины - жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма размыто не только в православных кругах, но и в обществе в целом. Что же существенно изменилось в модели формирования семьи?

Работа состоит из  1 файл

Чайлдфри Россия.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Феномен добровольной бездетности в России?

 

«Молодость – чудесная вещь. Какое преступление – растрачивать ее на детей!»

Бернард Шоу

«Живи сам и не мешай жить другим»

Неизвестный мыслитель

 

Сегодня в средствах  массовой информации все чаще можно  услышать мнения людей, что рожать детей нужно как можно позже, идет активная популяризация запада: «Надо встать на ноги, обзавестись имуществом, «закрепиться» на работе, пойти по карьерной лестнице». Во всех этих планах нет детей, а ведь еще 15—20 лет назад обществом неоднозначно воспринимались попытки молодых людей перенести рождение ребенка на более поздний срок. На девушку к 25 годам, как и на мужчину к 30 не вступившим в брак и не исполнившим свое “предназначение” хотя бы раз, смотрели с недоверием. Считалось, что не хотеть детей невозможно, а материнство — благость любой женщины - жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма размыто не только в православных кругах, но и в обществе в целом. Что же существенно изменилось в модели формирования семьи?

В наше скоростное время, передовых технологий появилась тенденция, в русле которой осознанно стали жить многие граждане, описано все больше эмоциями тех, кто не согласен с чужим образом жизни. Речь идет о «чайлдфри» транслитерацией английского слова «childfree» — тех, кто сознательно принял решение быть «свободными от детей». В России движение сhildfree получило достаточно большое распространение в последние годы и поэтому ни каких научных исследований и работ нет. Поэтому попробуем разобраться, с чем может быть связано появление данного течения в России?

Из всех путающихся и скудных описаний в СМИ, можно понять, что представители чайлдфри – люди по собственным убеждениям однозначно не желают иметь детей, утверждают, что их жизнь может быть полноценной и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые остаются безразличными, некоторые испытывают неприязнь, но общими для всех чайлдфри являются: отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем.

Стремление чайлдфри выделиться из «серой массы» очевидно, они более интеллектуально развиты, в большинстве востребованы как специалисты, имеют более высокий доход (в семейных парах как муж так и жена), менее религиозны.

«Обернется ли откладывание рождений для более или менее значительной части населения добровольным отказом от материнства навсегда, пока не известно. В то же время по опыту других стран нельзя не иметь в виду возможность некоторого увеличения пропорции ни разу не рожавших женщин1

Доля женщин родивших не менее одного ребенка

к указанному возрасту в  поколениях по году рождения женщины

(Россия, 1954-1974, в %)

Год рождения поколения

К 20 годам

К 25 годам

К 30 годам

1954

24,9

75,3

88,1

1956

25,2

75,3

88,3

1958

25,3

74,9

88,3

1960

25,3

75,1

88,5

1962

25,4

75,0

87,8

1964

26,4

75,8

87,5

1966

27,7

76,0

86,8

1968

29,6

75,9

87,0

1970

31,2

74,3

85,9

1972

30,4

69,0

82,7

1974

28,4

65,9

-

1976

25,6

62,6

-


 

Чайлдфри в России – целеустремленные, ориентированы на профессиональный рост, поэтому зачастую высокую зарплату и признание в обществе предпочитают рождению детей («Раз окна не открываются, вам обеспечен совершенно особенный "аромат" младенца - как по мне, то уж лучше пусть трупами воняет, чем этой молочно-кисло-сладко-прогорклой мерзостью»2). Испытывают элементарный страх, в том числе и перед ответственностью, перед переменами, грозящими нарушить привычное течение жизни, – возросшими расходами, редкими встречами с друзьями, утратой свободного времени в привычном понимании, большую часть своего времени чайлдфри тратят на повышение квалификации, получение высшего образования, путешествия, чем на пеленки, подготовку к урокам, завышенным запросам  и упрекам со стороны подрастающих чад.

Говоря о феномене чайлдфри, единогласно звучит мнение о том, что сознательное нежелание иметь детей – отклонение от нормы противоречащее традиционной модели семьи, самой сути человеческой природы (и сказал Господь … жене: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою3).

Сознательно бездетные  как социально-демографическая категория  имели место задолго до распространения  чайлдфри но лишь с недавнего времени  они начали развивать социальные сети, чтобы противостоять давлению общества, которое не готово понять и принять их образ жизни

Результаты голосования 4

 

В 2004 году в России появился форум в Живом Журнале - ru_childfree, где свобода слова и мысли превратила онлайн-клуб в беспощадную арену войн против детей и их родителей. На всех форумах этих сайтов выражается не столько ущемленность в правах, сколько нетерпимость и культ «сильнейшего». А это, между прочим, грозит попасть под статью 282 Уголовного кодекса РФ, касающейся возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

В сообществах чайлдфри сложно выявить тех, кто просто откладывает  время рождения первого ребенка  или решает не рожать вообще и все  же сторонников движения отличает активное участие в форумах, демонстрирование позиций и активная неприязнь к тем, кто к категории «свободных от детей» не относиться («Я - нелюдь. У меня вид беременной человеческой самки вызывает отвращение на физиологическом уровне; мелкие дети - аналогичные ощущения; от запаха младенца - чистого, ухоженного и т.д. - хочется плевать. Я не преувеличиваю - он молоком пахнет"5).

Возможно, именно с последней  особенностью и связано острая взаимная неприязнь двух противоположных  «лагерей»: сторонников классических семейных ценностей и сознательно  отказавшихся от деторождения.

Как бы общество не относилось к данному движению  неоспоримым  остается тот факт, что в России на сегодняшний день почти 50% семей не имеют детей6 что происходит на фоне высказываний, что малодетные семьи или семьи не имеющие детей выигрывают во всем перед многодетными. В связи с этим сегодня остро встает вопрос о ценности детей в семье. Эту проблему освещали в своих работах такие исследователи, как Т.А.Гурко, А.И.Антонов, В.А.Борисов, С.Н.Варламова, А.В.Носкова, Н.Н.Седова и др.

Сознательно бездетные были во все времена, но не оформлялись в сообщества, оставляя своё решение в рамках личностного выбора. В современную эпоху морального прессинга со стороны общества люди, связанные общими интересами, стремятся объединяться в сообщества, чтобы чувствовать себя более защищёнными и сильными. Виртуальные сети дают чувство символического признания и поддержки, одновременно делая их видимыми для общества и сам факт феномена чайлдфри — некая данность социально-демографического наброска, несущего маргинальный характер. Российский вариант маргинальной практики вписывается в европейские параметры. Уровень бездетности в ныне рожающих поколениях в Восточной Европе составит, вероятно, от 5% в Болгарии до 15% в России. В Западной и Северной Европе бездетность стабилизируется на уровне примерно 20%, а в Восточной Азии и Южной Европе бездетными могут остаться 25—30% женщин. При всём этом безбрачие и бездетность одних сосуществуют с многодетностью других. То есть бездетность одних всегда будет компенсироваться большим числом деторождений других.

1 Захаров С.В. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход / Отечественные записки / Журнал для медленного чтения / № 3 за 2005 г.

2 http://lurkmore.to

3 Книга Бытие. Глава 3. Стих 16

4 http://forum.steelfactor.ru

5 http://lurkmore.to

6 Всероссийская конференция «Семья, дети и демографическая ситуация в России». Mar 02 2010   Лахова Екатерина Филипповна - выступление председателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей


Информация о работе Феномен добровольной бездетности в России?