Благотворительность в России как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание

Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства.

Работа состоит из  1 файл

СР Курсовая.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ имени П. А. СОЛОВЬЕВА

Социально-экономический  факультет

Кафедра философии, социокультурных технологий и туризма 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

СОЦИАЛЬНАЯ  РАБОТА

на тему:

«БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ  В РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН» 
 
 
 
 

Студент группы СКС1-07 Жирнова Е. А.

Преподаватель, к.с.н Зиновьева Т. Г. 
 
 
 
 

Рыбинск 2011

Содержание 
 

Введение

     Оказание  благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.

     Благотворительность прошла долгий путь своего становления  и развития, и стала основой  для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака.

     В последние годы развитие благотворительности  в российском обществе становится одним  из важнейших приоритетов социальной политики. 2006 год был объявлен «годом благотворительности». Это обусловлено не только огромной ролью феномена благотворительности в обеспечении нравственного здоровья общества, но и реалиями времени. Дело в том, что проблема формирования института благотворительности резко обостряется в кризисные периоды, когда для одних членов общества благотворительная деятельность становится способом сохранения душевного здоровья, для других - чуть ли не единственным условием выживания. За последнее десятилетие в российском обществе расширилась социальная база личностей, нуждающихся в поддержке - инвалиды, многие пожилые люди, беженцы, переселенцы, бездомные. Миграция, безработица, преступность, разрушение семьи, рост социальных девиаций - это тот общественный фон, который определил масштаб и остроту проблемы развития благотворительного движения в стране. Мероприятия, проводимые в рамках государственной политики, не снимают остроту проблематики указанных категорий населения. Более того, в благотворительной поддержке нуждаются не только инвалиды, мигранты или безработные, но и другие социальные группы, которые не смогли в ценностном, профессиональном и статусно-ролевом отношении адаптироваться к изменившимся реалиям. Поэтому необходим поиск ресурсов благотворительной деятельности, создание условий, способствующих развитию данного социально-культурного феномена.

     Изучение  феномена благотворительности в  настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

     Объект  исследования данной курсовой работы – это благотворительность как социальный феномен.

     Предмет - возрождение благотворительности в современной России.

     Совокупность  обозначенных выше тенденций определило цель настоящего исследования - изучить феномен благотворительной деятельности в современной России, в том числе и на региональном уровне, а также разработать проект благотворительной акции для города Рыбинска.

     Данная  цель обусловила необходимость последовательного  решения ряда задач:

     1. Рассмотреть благотворительность  как социальный феномен и выявить  его историко-культурные предпосылки  и духовно-нравственную основу.

     2. Охарактеризовать виды, формы, мотивы  и сферы благотворительной деятельности.

     3. Проанализировать современную ситуацию  в сфере благотворительности;  изучить возрождение благотворительных  традиций на современном историческом  этапе.

     4. Изучить правовую базу, дающую  возможность активизации благотворительной  деятельности.

     6. Выявить существующие проблемы  в области благотворительности,  проанализировать какие шаги  предпринимаются для решения  этих проблем.

     Изучением данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

     Правовую  базу регулирования отношений некоммерческих организаций разрабатывают следующие  законы РФ - ФЗ-135 «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях», ФЗ «О некоммерческих организациях»  от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; Налоговый кодекс Российской Федерации статьи 217, 238, Распоряжение №367- рп «Об обеспечении в 2007 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» и т. д.

     Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников. В первой главе «Благотворительность как вид социально-культурной деятельности» рассматривается история становления благотворительности в России, сущность благотворительности, мотивация благотворителей при оказании той или иной помощи, изучены возможные направления благотворительности, выделены новые виды благотворительности.

     Вторая  глава «Тенденции возрождения благотворительности» посвящена современным проблемам  в сфере возрождения традиций благотворительности. Для этого оценены условия развития благотворительности, выделены наиболее актуальные проблемы. Во втором и третьем параграфах рассматривается, как решаются выделенные проблемы в законодательной сфере, а также способы стимулирования благотворительности.

     1 Благотворительность  как вид социально-культурной  деятельности

     1.1 История становления  благотворительности в России

     Истоки  социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества.

     Началом благотворительной деятельности в  России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые  заговорили о призрении бедных, что  тогда нашло свое выражение в  раздаче милостыни неимущим.

     Тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для всего государства.

     Царь  Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

     Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда из-за непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.

     Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий  реформатор России Петр I.

     XIX век стал переломным в развитии  благотворительности: именно в  пореформенной России были изданы  многочисленные законы и установлены  неписаные правила, благодаря  которым социальная политика  государства, общественная и частная  благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году.

     Радикальные общественные реформы 60-х годов XIX века, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно - например, воскресные школы.

     В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность.

     К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.

     Набирала  силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов - туда бросали милостыню. «Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России».

     К концу XIX века благотворительность  в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

     В конце века в среде состоятельных  промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Их фамилии навсегда вошли в историю  России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

     В начале XX века благотворительность  в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской  части России приходилось 6 благотворительных учреждений.

     Традиция  российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология  первых революций не допускала никаких  форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных  организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная и общественная благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

     Все годы советской власти благотворительности  как явления вообще не существовало. Вероятно, в какой-то степени это  было оправдано: ведь все социальные проблемы плохо или хорошо, но решались официальными органами. Так что благотворительность, милосердие как идеология были просто вычеркнуты из нашей жизни. В последнем издании Большой советской энциклопедии такого понятия просто нет, а в предыдущем издании БСЭ, вышедшем в пятидесятых годах, благотворительность характеризовалась как "помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов".

     Тема  благотворительности, милосердия возродилась  в России вместе с перестройкой. В то время со страниц газет  не сходили репортажи из домов  престарелых, больниц, где работали добровольцы во главе с приходскими священниками. Вскоре вместо всеобщей гуманизации произошла криминализация нашего общества, тема благотворительности осталась «на обочине» общественных интересов.

     Одними  из первых активных благотворителей  в постреформенной России стали  зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, так как работа подобных отечественных организаций тормозилась отсутствием четкого законодательства. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, фонды открывали свои отделения в России.

Информация о работе Благотворительность в России как социальный феномен