Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:35, доклад

Описание

Актуальность темы - деловые игры могут дать вам не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой.
Литература, насчитывающая уже сотни наименований, подробно освещены история игр, их основные виды, сферы применения, функции, структуры, ограничения и т. д.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Деловая игра 5
1.1. История возникновения 5
1.2. Тема и цели деловых учебных игр 9
1.3. Признаки деловой игры 10
1.4. Виды деловых игр 11
1.5. Структура деловой игры 15
1.6. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры 17
Глава 2. Особенности Деловых игр 18
2.1. Деловая игра как метод активного обучения 18
2.2. Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

деловые игры. специфика история возникновения.docx

— 47.50 Кб (Скачать документ)
 
    1. Признаки  деловой игры
 

    Характерные признаки деловой игры можно представить  следующим перечнем (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989):

  • Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
  • Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
  • Распределение ролей между участниками игры.
  • Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  • Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  • Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  • Коллективная выработка решений участниками игры.
  • Многоальтернативность решений.
  • Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
 
    1. Виды  деловых игр
 

    На  сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий  и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

    «В  зависимости от того, какой тип  человеческой практики воссоздается в  игре и каковы цели участников, различают  деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные» [2, С. 128].

    Принципиально зафиксировать, что данная типология  «вписывает» деловую игру в широкий  контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.

    Помимо  указанной типологии, в основу которой  положены критерии типа практики и  целей, исследователи выделяют и  такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой (Табл. 1): 

    Таблица 1. Классификация деловых игр

По  времени проведения
  • без ограничения времени; 
  • с ограничением времени; 
  • игры, проходящие в реальное время; 
  • игры, где время сжато
По  оценке деятельности
  • балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; 
оценка того, кто  как работал, отсутствует
По  конечному результату
  • жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; 
  • свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи
По  конечной цели
  • обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; 
  • констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
  • поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
По  методологии проведения
  • луночные игры – любая салонная игра. Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
  • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
  • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях
  • организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
  • инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
  • ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб» [10]
 

    К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается  избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых  игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и  в других типологиях.

    В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:

  • степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры); [7].
  • наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством и со строгим соперничеством) [7];
  • уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов» [7, С. 25];
  • степень участия студентов в подготовке деловых игр;
  • длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры длящиеся несколько дней) и т.п. [7];
  • характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);
  • характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия [16];
  • способ передачи и обработки информации;
  • динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся) [16];
  • тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»; «игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций или процедур управления»; «игры комплексные, моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом» [7, С. 105].
 
 
    1. Структура деловой игры
 

    При конструировании деловой игры разработчик  может опираться на структурное  описание последней.

    Имитационная  и игровая модели могут рассматриваться  как основные элементы при конструировании  деловой игры.

    В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных  компонентов:

    • цели, 
    • предмет игры, 
    • графическая модель взаимодействия участников, 
    • система оценивания [6].

    Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

    • цели, 
    • комплекс ролей и функций игроков, 
    • сценарий, 
    • правил игры [6].

    Одним из самых сложных  этапов конструирования  деловой игры является выбор и описание объекта имитации. «В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально» [6, С. 144].

    Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Созданная для его  разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более  трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный  материал или лекцию, обсуждается  порядок использования технических  средств и т.п.» [5].

    Как правило «в сценарии отображается общая  последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги…» [12, С. 148].

    Схема сценария может быть описана с  помощью следующих элементов:

  • реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п. [12, С. 148].
  • «способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры» (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный)… Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий» [12].
 
 
    1. Психолого-педагогические принципы организации  деловой игры
 
  • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;
  • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
  • принцип совместной деятельности. Реализуется посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности;
  • принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;
  • принцип двуплановости. Отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности;
  • принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развертывания в игровой деятельности [6].

    Глава 2. Особенности Деловых  игр  

    2.1. Деловая игра как  метод активного  обучения 

    Традиционно деловую игру относят к числу  методов активного обучения (Табл. 2). Область применения деловых игр  как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.

    Обозначим специфику деловой игры, зафиксировав место данного метода по отношению  к другим методам активного обучения, и показав его отличия от традиционных методов обучения (этому будет  посвящен следующий раздел).

Информация о работе Деловые игры