Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:35, доклад

Описание

Актуальность темы - деловые игры могут дать вам не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой.
Литература, насчитывающая уже сотни наименований, подробно освещены история игр, их основные виды, сферы применения, функции, структуры, ограничения и т. д.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Деловая игра 5
1.1. История возникновения 5
1.2. Тема и цели деловых учебных игр 9
1.3. Признаки деловой игры 10
1.4. Виды деловых игр 11
1.5. Структура деловой игры 15
1.6. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры 17
Глава 2. Особенности Деловых игр 18
2.1. Деловая игра как метод активного обучения 18
2.2. Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

деловые игры. специфика история возникновения.docx

— 47.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Деловая игра 5

    1. История возникновения 5
    2. Тема и цели деловых учебных игр  9
    3. Признаки деловой игры  10
    4. Виды деловых игр  11
    5. Структура деловой игры 15
    6. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры 17

Глава 2. Особенности Деловых  игр 18

    2.1. Деловая  игра как метод активного обучения 18

    2.2. Преимущества  деловых игр по сравнению с  традиционным обучением  20

Заключение   22

Список  литературы 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

            «Я  говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с  ранних лет упражняться... Например, кто хочет  стать хорошим  земледельцем или  домостроителем, должен еще в играх  либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо  детские сооружения». 

                    Платон 

    Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. 

    Деловая игра позволяет найти решение  сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как  с помощью специальных методов  работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.

    Актуальность  темы - деловые игры могут дать вам не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой.

    Литература, насчитывающая уже сотни наименований, подробно освещены история игр, их основные виды, сферы применения, функции, структуры, ограничения и т. д.

    Задачи  поставленные перед  автором реферата:

  • Рассказать историю возникновения деловых игр;
  • Определить психолого-педагогические принципы деловой игры;
  • Обозначить тему и цели деловых игр;
  • Признаки деловой игры;
  • Виды деловых игр;
  • Показать структуру деловой игры;
  • Раскрыть деловую игру как метод активного обучения;
  • Рассказать о преимуществах деловых игр перед традиционным обучением

    Предмет исследования – эффективность использования деловых игр на практике.

    Объект  исследования - деловая игра. 
 

Глава 1. Деловая игра 

    1. История возникновения
 

    Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)

    Игра  в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.

    Самым близким предшественником деловых  игр является зародившая в 17-18 веках  военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых  военнослужащих и уменьшить трудности  при обучении”. Один из прусских генералов  применял игровой метод при обучении офицеров» [10].

    По  оценкам экспертов метод деловых  игр применительно к производственно-хозяйственной  деятельности был впервые применен в нашей стране [игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений» [8].

    Первая  деловая игра ("Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы") была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом  институте и была названа ее автором  Марией Мироновной Бирнштейн организационно-производственным испытанием.

    Проводимые  в тридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки  в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала  электростанций в аварийных ситуациях» и т.п. [13, С. 65-66].

    Однако  история развития деловых игр  в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов [913, с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации» [10].

    По  мнению экспертов во многом возрождение  деловых игр в России связано  с деятельностью в 50-х годах  Московского методологического  кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные  Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его  сторонников и учеников, которые  провозгласили новую эпоху игр  под названием организационно-деятельностные игры. Сочетание жестко структурированной  деятельности с сильнейшим давлением  на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались  варианты развития ситуаций с высокой  степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения  сложных межпрофессиональных комплексных проблем» [10].

    Еще одним важным событием, послужившим  возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 в Звенигороде, под  Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа «сыграла важную роль в советском «игростроении»…  С момента звенигородской встречи  советские деловые игры стали  развиваться весьма интенсивно. К  ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных  учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые  игры, но и теоретические работы. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские, архитектурные» [8, С. 143-144].

    В 70-е годы — это время популяризации  деловой игры как метода активного  обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых  стал широко пропагандироваться» [14, С. 166].

    1970-80 годы — время всплеска деловых  игр, различных по методологии  и методу проведения. В этот  период появляются целые школы  обучающих игр: Таллиннская школа  В.К. Тарасова, ролевые игры в  тренинге, деловые игры в педагогике  и т.п.

    Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация  деловой игры, «…когда игры стали  широко использоваться в различных  отраслях народного хозяйства и  тиражироваться в специальной методической литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться  разнообразные игровые культуры обучения руководителей» [14, С. 167].

    В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных  экономических, экологических и  даже политических проблем.

    За  рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х  годах в США. Первые игры применялись  преимущественно для обучения студентов-экономистов  и будущих руководителей фирм. «Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная  для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру» [17, С. 21].

    Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэн  менеджмент ассоциейшн» к разработке управленческой игры с применением  ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой  был проведен в 1957 году (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и  впоследствии эта разработка послужила  прототипом множества деловых игр.

    На  сегодняшний день практика деловых  игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в  методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько  тысяч различных видов обучающих  игр. Издаются пособия, каталоги и справочники  по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная  ассоциация по имитационному моделированию  и играм.

   В современных условиях деловые игры широко проводятся во многих странах:

  • в процессе обучения менеджеров и других руководителей в вузах и средних специальных учебных заведениях;
  • в процессе производства и реализации продукции на предприятиях и в сфере услуг для выработки наиболее обоснованных решений, а также при проектировании новых и реконструкции старых предприятий:
  • в ходе НИОКР;
  • в министерствах, ведомствах, ассоциациях и объединениях сферы производства, торговли, финансовой сфере, сфере услуг, в военной экономике и вооруженных силах.
 
 
    1. Тема  и цели деловых  учебных игр
 

    Для разработки деловой игры принципиальными  моментами являются также определение темы и целей. В теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

    При определении целей важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

  • Для чего проводится данная деловая игра? 
  • Для какой категории обучаемых? 
  • Чему именно следует их обучать? 
  • Какие результаты должны быть достигнуты?

    При постановке целей необходимо различать  учебные цели игры и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей [5].

    Основные  цели:

  • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
  • воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
  • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Информация о работе Деловые игры