Человек и любовь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………2
1. Проблема человеческой любви в истории социально-антропологической мысли…………………………………………………………………………………5
1.1 Проблема человеческого существования и любовь человека к человеку…...5
2. Эмоционально-чувственная природа феномена любви, его влияние на жизнь отдельного человека и общества в целом………………………………………...12
2.1 Виды любви. Типология Т. Кемпера………………………………………….19
2.2 Искусство любви Эриха Фромма……………………………………………...22
3. Любовь и секс в традиционном и современном обществах…………………..30
3.1 Пол и сексуальность…………………………………………………………....32
3.2У каждого века своя сексуальная культура…………………………………...36
3.3 Любовь в современном мире…………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………………48
Список используемой литературы………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Антропология к сдаче.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

      Любовь,  как  сексуальное  взаимное  удовлетворение  или  любовь,   как «слаженная работа» и убежище от одиночества –  это  две  «нормальные»  формы обесценивания любви в современном обществе. Существует много  индивидуальных форм патологии любви, которые, приводя к сознанию, считают невротическими.

      Основу  невротической любви составляет то,  что  один  или  оба  любящих остаются  привязанными  к  образу  одного  из  родителей,  и,   уже   будучи взрослыми, переносят чувства,  ожидания  и страхи,  которые испытывали  по отношению к отцу или матери, на  любимого  человека.  Эти  люди  никогда  не освобождаются от образа детской зависимости и,  став  взрослыми,  ищут  этот образ  в  своих  любовных   требованиях.   В   наиболее   тяжелых   случаях, эмоциональная незрелость ведёт к нарушению социальной дееспособности  такого человека; в менее тяжелых случаях, конфликт ограничивается  сферой  интимных личных отношений.

      Более сложный вид невротического нарушения  в любви, основанного на ином виде родительской ситуации, имеет место тогда, когда родители не любят  друг друга, но слишком сдержанны, чтобы ссориться или  проявлять  во  вне  какие-либо   знаки   неудовольствия.   Отстраненность   не   позволяет   им   быть непроизвольными в своих отношениях к ребенку.  Ребенок живет в атмосфере «корректности», эта атмосфера не допускает близкого  контакта  с  отцом  или матерью, и, следовательно, дитя оказывается лишенным  возможности  разрешать свои проблемы  и  живет  боязливым.  Он никогда не  знает,  что,  родители чувствуют  или  думают;  в  этой  атмосфере  всегда   присутствует   элемент неопределенности,  таинственности.  В  результате  ребенок  уходит  в   свой собственный мир, в мечты, а наяву остается отстраненным и сохраняет  эту  же установку в своих будущих любовных отношениях. Далее эта замкнутость в  себе сказывается на развитии напряженной тревожности, чувства недоверия  к  миру, и  часто  ведет  к   мазохистским  склонностям,  как  единственному  способу пережить напряженную возбужденность.

      Форма псевдолюбви, которая нередко встречается  и  часто  воспринимается как «великая  любовь»,  это  любовь-  поклонение.  Если  человек  не  достиг уровня, на котором он  обретает  чувство  аутентичности,  собственного  «Я», благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей,  он  имеет склонность  «поклоняться»  любимому   человеку.   Он   отчужден   от   своих собственных сил и проецирует их на любимого человека, которого  почитает  за высшее благо, воплощение  любви,  света,  блаженства.  В этом  процессе  он лишает себя  всякого  ощущения  собственной  силы,  теряет  себя  в  любимом человеке вместо того, чтобы находить себя в нем.

      Другая  форма псевдолюбви может быть названа «сентиментальной  любовью».Её сущность в том, что любовь переживается только в фантазиях, а не здесь и сейчас в существующих  отношениях  с  другим  реальным  человеком.  Наиболее широко распространённая форма этого типа любви – это заместительное  чувство любовного удовлетворения,  переживаемое  потребителем  романов,  экранных  и журналистских  любовных  историй.  Все   неосуществлённые   желания   любви единства и близости находят удовлетворение в  потреблении  такой  продукции.

      Для многих пар, смотрящих  эти  истории  по  телевидению,  это  единственный способ пережить любовь – не друг к другу, а вместе  -  в  качестве  зрителей «любви» других людей.

      Ещё одна форма невротической любви  состоит в использовании  проективных механизмов для того, чтобы уйти от своих собственных  проблем,  сосредоточив внимание  на  недостатках  и   слабостях   «любимого»   человека.   Индивиды оказываются  способными  прекрасно  разобраться  в   маленьких   недостатках другого человека и блаженно проходят мимо своих собственных, игнорируя их.

      Существует  множество и других вариантов патологии любви в современном обществе. И перечисленные  выше  формы  –  это  лишь  часть  наиболее  часто встречающихся форм псевдолюбви нашего общества.

      Истинная  любовь возможна,  только  в  том  случае,  если  два  человека связаны друг с другом  центрами  существования,  а  значит,  каждый  из  них воспринимает  себя  из  глубины  своего  существования.   Только   в   таком «центральном переживании» состоит человеческая реальность,  только  здесь  -жизненность, только здесь -  основа любви. Любовь  -  это постоянный  риск, это  состояние  движения,  роста,  работы  сообща;  наличие   гармонии   или конфликта, радости или печали являются вторичным по  отношению  к  основному факту: два человека чувствуют полноту своего существования, в единстве  друг с другом каждый из  них  обретает  себя,  а  не  теряет.  Есть  только  одно доказательство наличия любви: глубина отношений, жизненность и сила  каждого из любящих – это плод, по которому узнаётся любовь.

      Сегодняшние  наши  души  гораздо  больше  тяготеют  к разладу,  чем к согласию, и даже  в  наших  личных  отношениях  больше  разлада,  чем  лада, распри, чем дружелюбия.

      Половое влечение между полами только отчасти  мотивировано необходимостью устранения напряженности, основу же ее составляет необходимость единства с другим полом. На деле эротическое влечение выражается не только в половом влечении. Мужественность и женственность наличествуют в характере также, как и в половой функции. Мужской характер может быть определен как способность проникновения вглубь, руководства, активности, дисциплинированности и отважности; женский характер определяется способностью продуктивного восприятия, опеки, реализма, выносливости, материнства. (Следует всегда иметь в виду, что в каждом индивиде обе характеристики смешиваются, но с преобладанием тех черт, которые относятся к «ее» или «его» полу»). Очень часто, если черты мужского характера у мужчины слабы, потому что эмоционально он остался ребенком, он будет стараться компенсировать этот недостаток преувеличенным подчеркиванием своей мужской роли в сексе. Таков Дон Жуан, которому нужно было доказать свою мужскую доблесть в сексе, потому что он неуверен в своей мужественности в плане характера. Когда недостаток мужественности имеет более крайнюю форму, основным - извращенным - заменителем мужественности становится садизм (употребление силы). Если женская сексуальность ослаблена или извращена, это трансформируется в мазохизм или собственничестве.

      Половое влечение создает на краткий миг  иллюзию единства, однако без любви это единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде. Иногда оно заставляет их стыдиться и даже ненавидеть друг друга, потому что когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчужденность еще сильнее, чем прежде.

      Любовь к кому-либо это не просто сильное чувство, – это решимость, это разумный выбор, это обещание. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения? 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

    Любовь – это самая сложная,  таинственная и парадоксальная  реальность, с которой сталкивается  человек. И не потому,  как   обычно  считается,  что  от  любви до ненависти  всего  один  шаг,  а  потому,  что  «ни  просчитать,  ни  вычислить» любовь нельзя! В ней нельзя  быть  расчетливым  –  природа  легко

опрокинет любые расчеты! В ней можно  быть только чутким,  чтобы  следить  а

её прихотливым  течением и вовремя душой угадать все  её  изгибы,  неуловимые для глаза  смещения,  необъяснимые  подчас  для  разума  повороты.  В  любви невозможно  быть  мелочным  и  бездарным  –  здесь  требуются   щедрость   и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый,  тонкий  ум  и  многое- многое другое, чем в изобилии наделила  нас  природа,  и  что  неразумно  мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни.

    Подлинная любовь – это выражение   созидательности  и  она   предполагает

заботу,  уважение,  ответственность  и  знание.  Это  не  аффект,  в  смысле подверженности чьему-то  воздействию,  а  активная  борьба  для  развития  и счастье любимого человека,  исходящая  из  самой  способности  любить.  Если

любить - это значит иметь установку на любовь ко всему, если  любовь  – это черта характера, она должна присутствовать не только в отношениях  к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает  в контакт на работе, в своей профессиональной деятельности и, кроме этого, любовь  должна присутствовать в отношении ко всему окружающему миру,  ко  всем  проявлениям жизни.

    Любовь многолика и её мир  неисчерпаем, потому что каждый  человек  любит

по-своему. Любовь – это личное переживание, которое  каждый  может  пережить только сам и для себя; в самом  деле, вряд ли найдётся хоть  кто-то,  кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы  в малой степени,  по  крайней мере в детстве, юности или в зрелом возрасте.

    Любовь  –  одна  из  немногих  сфер,   в   которой   человек   способен

почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Здесь он  -  высшая ценность, высшее значение.  Именно  потому  только  в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя.  Любовь  помогает  ему  проявиться,  выявляя,  увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное.

    Необходимо  отметить  и  то,  что  любовь  –  это   одно  из  проявлений

человеческой  свободы.  Никто  не  может  заставить  любить  (многое   можно заставить  сделать: работать,  даже  совершать зло,  но  не  любить)  – ни другого, ни себя. Любовь – дело  свободной инициативы,  она основа  самой себя. У неё нет внешних побудителей, она не сводится к инстинктам.

    Таким образом,  любовь  –   фундамент  человеческого  мира,  главная  из «святынь», к счастью, возрождающая  своё  значение,  наряду  с  милосердием, совестью, верой и надеждой.

                    Только чувству, словно кораблю,

                    долго оставаться на плаву,

                    прежде чем узнать, что «я люблю», -

                    то же, что дышу или живу! 

    Любовь сейчас пока намного  проще, чем  она  может   быть.  Ей  мешают  и тяготы  жизни,  и  наша  сегодняшняя   психология,  которая  враждебна   любви, потому что она живёт  от «я», а не от «мы».

    Наша современная раскованность  и даже распущенность в пропаганде  секса,

культ изощрённой эротики приучают современного человека поклоняться  тому  в  любви, что в ней является вторичным  и  подчинённым  духовно-нравственному  и эстетическому началу. Какое бы счастье не  приносило сексуальное общение, всё же «звёздная вершина» любви – в духовной гармонии,  сердечной близости, и абсолютной незаменимости любимого  человека,  тогда как в сексе замена вполне возможна.

    Сейчас – будь то  художественная  литература,  искусство,  религия или философия – нужно прежде всего будить в человеке  способность любить  и в

особенности – любить другого человека.

         Только в любви и через любовь  человек становится человеком… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы : 

1. Бердяев Н.  А. О назначении человека. - М., 1993. 

2. Васильев Кирилл. Любовь. Пер. с болг. - М., 1982. 

3. Кант И. Метафизика  нравов. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов  о любви. - М.: Политиздат., 1991. 

4. Клайв С.  Льюис. Любовь // Вопросы философии. 1989. № 8. 

5. Лев – Старович  Збигнев. Секс в культурах мира. - М., 1991. 

6. Платон. Пир.  – В кн.: Мир и эрос: антология  философских текстов о любви. - М.: Политиздат., 1991. 

7. Плутарх. Об  Эроте. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат., 1991. 

8. Размышления  о любви (Любовь как нравственное  явление). Сборник. – 

М.: Знание, 1989. 

9. Соловьев В.  С. Смысл любви. – В кн.: Мир  и эрос: антология философских  текстов о любви. - М.: Политиздат., 1991. 

10. Стендаль. О  любви. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов  о любви. - М.: Политиздат., 1991. 

11. Хрусталев  В. В. Введение в философию.  Глава 12. О философии любви.  – 

М.: ФАИР-ПРЕСС., 1998. 

12. Франк С. Л. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990. № 6. 

13. Фромм Э.  Искусство любить. – М.: Издательство  «Республика», 1992. 

14. Шамфор де  Н. С. О женщинах, любви, браке  и любовных связях. – В кн.: 

Размышления и  афоризмы французских моралистов XVI-XVIII вв. - Л. , 

1987.

Информация о работе Человек и любовь