Человек и любовь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………2
1. Проблема человеческой любви в истории социально-антропологической мысли…………………………………………………………………………………5
1.1 Проблема человеческого существования и любовь человека к человеку…...5
2. Эмоционально-чувственная природа феномена любви, его влияние на жизнь отдельного человека и общества в целом………………………………………...12
2.1 Виды любви. Типология Т. Кемпера………………………………………….19
2.2 Искусство любви Эриха Фромма……………………………………………...22
3. Любовь и секс в традиционном и современном обществах…………………..30
3.1 Пол и сексуальность…………………………………………………………....32
3.2У каждого века своя сексуальная культура…………………………………...36
3.3 Любовь в современном мире…………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………………48
Список используемой литературы………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Антропология к сдаче.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)
fy">      Не следует рассматривать любовь лишь как  преодоление  человеческого одиночества, осуществление страстного  желания  единства.  Существует  более специфическая,  биологическая  потребность,   возвышающаяся   над   всеобщей жизненной потребностью в единстве:  желание  единства  мужского  и  женского полов. Идея этой поляризации наиболее сильно  выражена в  мифе  о  том,  что первоначально мужчина и женщина были одним существом, потом  были  разделены на половинки и поэтому каждая мужская половинка ищет прежнюю  женскую  часть себя, чтобы  объединиться  с  ней  опять.  Значение  мифа  достаточно  ясно.

      Половая поляризация заставляет человека искать единства  особым  путем,  как единства с человеком  другого  пола.  Полярность  между  мужским  и  женским началом существует также  внутри  каждого  мужчины  и  каждой  женщины.  Как физиологически  каждые  мужчина  и  женщина  имеют  противоположные  половые гормоны, так двуполы они и в психологическом отношении.  Они несут в себе начала, заставляющие получать и проникать  вглубь  начала  материи  и  духа.

      Мужчина и женщина обретают  внутреннее  единство  только  в  единстве  своей мужской и женской  полярности.  Эта  полярность  составляет  основу  всякого созидания.

      Таким образом,  любовь  –  это  удовлетворительный  ответ  на  проблему человеческого существования, ибо  в  любви  (со  всеми  ее  разновидностями) человек находит единение с окружающим его миром, единение с  людьми.  Любовь – тот самый ключ, освобождающий человека из собственной тюрьмы  одиночества, в которой он был бы лишен подлинной жизни и не был бы  способен  действовать эффективно  и понимать адекватно других и самого себя.  

          Половое желание требует слияния,  оно  может  быть  внушено  не  только любовью, но так же  и  тревогой  и  одиночеством,  жаждой  покорять  и  быть покоренным, тщеславием, потребностью причинять боль и даже унижать.  Половое желание вызывается или легко  сливается  с  любой  другой  сильной  эмоцией, одной из  которых  является  любовь.  Из-за  того,  что  половое  желание  в понимании большинства людей соединено с идеей любви,  они  легко  впадают  в заблуждение, что они любят друг друга, когда  их  физически  влечёт  друг  к другу.  Когда желание полового  слияния вызвано любовью,  то физическая  близость  лишена  жадности,  потребности   покорять   или   быть покорённым, но  исполнена  нежности.  Если  желание  физического  соединения вызвано не любовью, это никогда не ведёт к единству, которое было бы  чем-то большим, чем оргиастическое преходящее единение.

      В эротической любви есть предпочтительность, которой нет в  братской  и материнской любви. Она предпочтительна только  в  том  смысле,  что  человек может соединять себя целиком и прочно с одним человеком.

      Отношения форм любви  к  её  видам  и  модусов  к  формам  не  остаётся постоянным: разные виды любви могут иметь разные формы своего проявления,  а разные формы - разные модусы. 

      Что  представляет  собой  эротическая  любовь,  известно   каждому   из собственного опыта или научной литературы. Лишь  16%  мужчин  и  10%  женщин сомневаются в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в  этом  вполне уверены.

      В  определённом,  очень  важном  значении  эротическая  любовь   делает

      человека  полноценным:  она  сообщает  ему  такие  полноту,  насыщенность  и остроту бытия, какие не способно давать ничто иное.

          Следует так же иметь в виду, что  эротическая  любовь  не  тождественна сексуальному влечению, она не является простым придатком последнего.  Любовь столь же основной феномен, как  и  секс.  В  норме  секс  является  способом выражения  любви.  Лёгкость  секса,  отсутствие   препятствий   обесценивает любовь. Любовь сохраняется и после того, как спадает сексуальное  напряжение. Если бы эротическая любовь  была  чистым желанием физического обладания, её можно  было  бы  во  многих  случаях  без

труда удовлетворить,  и  любящий  не  хотел  бы  быть  любимым,  что  весьма существенно для любви.

      Пол и сексуальность

      Что же такое "сексуальность"? В ранних сексологических теориях этого  термина не было, его заменяло понятие "полового инстинкта". Понятие  это крайне неопределенно.

      Одни  авторы, от Лютера и Монтеня до французского ученого конца XIX века Шарля Фере, считали, что половой инстинкт - это потребность организма освобождаться от продуктов деятельности половых желез, то есть от семени. Семяизвержение физиологически очень похоже на мочеиспускание или испражнение. Но как объяснить женскую сексуальность?

      Другие авторы говорят о "репродуктивном инстинкте", потребности продолжения рода, которая свойственна обоим полам. Но как объяснить формы сексуальности, заведомо не связанные с деторождением - мастурбацию или гомосексуальность?

      Фрейд говорит о двух базовых инстинктах - жизни и смерти. Что же касается собственно полового влечения, желания (латинское слово "либидо" обозначает именно это), то в его основе лежит потребность в удовольствии. В своей сознательной деятельности человек руководствуется принципом реальности, либидо же принадлежит к сфере бессознательного, где царит принцип удовольствия. Вопрос в том, как сочетать эти начала.

      Как справедливо заметил американский психолог Филип Зимбардо, сексуальное  влечение качественно отличается от всех остальных влечений и потребностей.

      Будучи  необходимым для выживания вида, оно несущественно для индивидуального  выживания, без секса можно жить.

      Сексуальное желание может не зависеть от неудовлетворенности, оно в каком-то смысле ненасыщаемо.

      Сексуального  возбуждения добиваются так же активно, как и разрядки связанного с ним напряжения.

      Сексуальное желание мотивирует необычайно широкий  спектр поступков и психических  процессов.

      Оно возбуждается почти всеми мыслимыми  способами - от прикосновения к половым  органам до мгновенной фантазии.

      Любой стимул, который однажды ассоциировался с сексуальным возбуждением, может  стать для него привычным мотиватором, и любой стимул, ассоциировавшийся  с сексуальной разрядкой, может  стать ее условным подкреплением.

      Человеческое  сексуальное поведение нельзя рассматривать по формуле "стимул - реакция", в отрыве от субъективных мотивов и от того смысла, который эти действия имеют для самого человека.

      Любое человеческое действие имеет какой-то субъективный личностный смысл. Чтение книги ради подготовки к экзамену, или из желания овладеть ее содержанием, или ради удовольствия, доставляемого самим процессом чтения,- психологически совершенно разные действия. Смысл сексуального поведения также меняется в зависимости от того, какие именно субъективные потребности оно удовлетворяет.

      "Один  и тот же" половой акт может  быть:

      -средством  релаксации, разрядки полового возбуждения.  Это - самая элементарная форма  удовлетворения физиологических  потребностей субъекта; качества  партнера почти безразличны, можно обойтись и с помощью мастурбации;

      -средством  прокреации, деторождения, когда важен  не столько процесс, сколько  его конечный результат. В чистом  виде этот тип мотивации выступает  в династическом браке монарха,  нуждающегося в наследнике, или  в поведении одинокой женщины, которая сознательно использует мужчину, чтобы зачать ребенка. Эротические соображения об удовольствии играют здесь ничтожную роль, зато очень важны социальные или природные качества "производителя";

      -средством  рекреации, чувственного наслаждения, выступающего как самоцель. Рекреативная мотивация оттеняет игровые аспекты секса; особое значение придается новизне, разнообразию эротической техники. Психологическая интимность при этом необязательна, а сексуальное удовлетворение партнера входит в "правила игры" лишь как средство увеличить собственное удовольствие;

      - средством познания, удовлетворения  сексуального любопытства. В каком-то  смысле сексуальная близость - всегда  познание. Недаром в Библии выражение  "познать женщину" означает  половую связь. Но этот мотив может быть самостоятельно доминирующим. Он особенно характерен для подростков, обуреваемых вопросом: "А как это вообще бывает?" У взрослых вопрос конкретизируется: "Что представляет собой данный человек в сексуальном плане?", но в любом случае партнер выступает здесь прежде всего как объект познания;

      - средством коммуникации, когда сексуальная  близость выступает как момент  психологической личностной интимности, выхода из одиночества, слияния  двоих в единое целое. Это  - самый сложный вид отношений, куда вышеперечисленные мотивы входят как подчиненные компоненты. Коммуникативная сексуальность предполагает высочайшую степень индивидуальной избирательности. Именно она обычно подразумевается, когда говорят о половой любви;

      - средством самоутверждения, когда на первом плане - потребность индивида проверить или доказать самому себе и другим, что он может привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять. Этот мотив исключительно важен для подростков, у взрослых его гипертрофия обычно связана с чувством тревоги и неуверенности в себе;

      - средством достижения каких-то  внесексуальных целей, материальных  выгод (брак по расчету) или  повышения своего социально-психологического  статуса и престижа в глазах  окружающих. Так, близость с красивой  женщиной увеличивает престиж мужчины, а наличие поклонников повышает статус женщины. В любом случае здесь превалирует ориентация на какие-то безличные социальные ценности и мнение окружающих;

      - средством поддержания определенного  ритуала или привычки. Например, супружеские поцелуи часто не имеют эротического смысла, но подчеркивают факт устойчивости, стабильности существующих отношений;

      - средством компенсации, замены  каких-то других, недостающих форм  деятельности или способов эмоционального  удовлетворения. Навязчивая мастурбация у подростков или донжуанизм у взрослых часто служат именно компенсацией бедности эмоциональной жизни. Типичная черта компенсаторной сексуальности - ее вынужденный, принудительный характер и постоянная неудовлетворенность ее результатами. Как и при изучении прочих форм компенсаторного поведения, задача в том, чтобы понять, что именно индивид старается, сознательно или бессознательно, компенсировать: испытывает ли он дефицит эмоционального тепла или стремится заглушить какие-то агрессивные импульсы и т. п. 

      Каждый  из этих мотивационных синдромов  относительно автономен, а в зависимости  от него меняется даже последовательность психосексуальных реакций. Например, релаксационная модель предполагает, что сексуальное  возбуждение предшествует эротическому воображению, тогда как рекреационная модель предполагает обратную последовательность. На самом деле разные мотивы большей частью переплетаются. Кроме того, в ходе развития сексуального контакта (тем более - отношения) один мотив может перерастать в другой (например, флирт перерастает в серьезное увлечение), изменяя тем самым природу отношения как целого. Наконец, эти мотивы зачастую не осознаются, а полностью не осознаются вообще никогда.

      Но  индивидуальная мотивация тесно  связана с нормами культуры, которая придает сексуальности то или иное значение, определяет ее ценность, создает язык, посредством которого люди выражают и формируют свои переживания. Как это делается - прослеживают исторические науки, этнография и социология. 

      У каждого века своя сексуальная культура 

      Консервативные  пожилые люди, как правило, твердо убеждены в том, что трудности  с сексуальным поведением молодежи возникли только в наше время, а раньше все было беспроблемно, просто и, главное, целомудренно. Но когда именно "раньше" и какой смысл вкладывается в понятие целомудрия?

      Отношение средневековой культуры к сексуальности  было, как известно, двойственным. Официальная  христианская мораль была аскетической и антисексуальной. "А о чем  вы писали ко мне,- говорит апостол  Павел,- то хорошо человеку не касаться женщины... Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак: ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться". Единственным оправданием половой жизни считалось продолжение рода в рамках церковного брака, но и здесь она подвергалась тщательной регламентации (запрещение сношений по постам и многочисленным церковным праздникам, табуирование наготы, любой эротической техники и т. п.).

Информация о работе Человек и любовь