Человек дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:13, реферат

Описание

В одном из мартовских опросов ВЦИОМ* (3-6 марта 2000 г., N=2000 человек) получены данные, характеризующие современный русский быт. Быт — "род жизни",по В.Далю, складывается преимущественно из действий, совершаемых без умысла и непроизвольно, т.е. из движений души, а не действий ума. Таковыми являются смех и плач, пение и употребление нецензурных выражений, любовь и драки, винопитие и курение, зачастую — чтение газет и книг, всего и не перечислишь. Среди этого набора самым
распространенным в современной России оказался смех.

Содержание

1. Черты русского быта в марте 2000 года // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемени.
Черты русского быта в марте 2000 года……………………………………………..
3
2. Досуговая активность граждан……………………………………………………
12
3. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания………………………..
15
3.1. В чем особенности современной семьи?..................................................
16
4.Фундаментальная социология.Социальные деформации………………………..
17
4.1. Общие представленияо социальных деформациях…………………….
19
5.Повседневная деятельность горожан в показателях бюджета времени
(1965-2004 гг.). Социологические исследования 2006года……………………….
20
5.1.Домашний труд и другая бытовая деятельность………………………
22
5.2. Свободное время………………………………………………………….
23
6. Свободное время работающих горожан России и США (сравнительный анализ).Социологические исследования 2004 г.……………………………………
24
6.1.Величина свободного времени…………………………………………..
24
6.2. Досуговые и образовательные потребности и их реализация……….
26
6.3.Досуговые ориентации работающих……………………………………
28
6.4.Подведем краткий итог…………………………………………………...
29
7. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады)………………………………………………………………………………..
30
7.1.Серьезный и обычный досуг……………………………………………..
31
7.2.Серьезный досуг как заместитель работы……………………………….
34
7.3.Образ жизни и центральный жизненный интерес………………………
35
7.4.Вклад сообщества в серьезный досуг……………………………………
36
7.5.Значение организаций…………………………………………………….
36
8. Заключение………………………………………………………………………….
37
9. Список литературы……………………………………………….……………….
38

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВИМ РЕФЕРАТ 17.11.docx

— 2.59 Мб (Скачать документ)

Обычный досуг, как упомянуто ранее, отличается от серьезного досуга; он немедленно доставляет пользу сам по себе, как относительно недолгая приятная деятельность, требующая незначительного или не требующая никакого специальногообучения, чтобы получить удовольствие. Его типы включают игру (в том числелюбительскую), расслабление (например, посиделки, дневной сон, прогулки), пассивноеразвлечение (телевидение, книги, музыкальные записи), активное развлечение (азартные игры, розыгрыши на вечеринках), оживленные беседы и сенсорное возбуждение(секс, еда, выпивка). Это все значительно менее существенно и не предполагаетникакой карьеры вроде той, что описана в отношении серьезного досуга. Упрощая,скажем, что случайный досуг может быть грубо описан как любой досуг, не входящийв три основные типа серьезного досуга.

 

7.2.Серьезный досуг как заместитель работы

 

Если люди больше не считают себя частью организационной структуры, где они работают в качестве консультантов или на условиях частичной занятости, как онимогут стать частью сообщества, в местном ли масштабе, в национальном или международном плане? Кажется, единственными доступными социальными связями длябольшинства людей окажутся те, которые будут осуществляться через деятельностьв их внерабочее время. Оставаясь частной, чисто семейная деятельность редко приводит к таким связям. Но люди, когда-либо нашедшие значимые организационные связина работе, могут обращаться также к серьезному досугу, в котором одной из наиболеепривлекательных сторон для большинства любителей (amateurs и hobbyist) и волонтеров оказывается ощущение причастности к шумному, восхитительному, всеобъемлющему социальному миру. Для многих энтузиастов эта причастность столь же захватывающа, как и их основная деятельность, а в работе волонтеров часто неотделимаот нее.

Установившаяся практика некоторых  видов серьезного досуга может иметь  и ещеодну привлекательную особенность для тех, у кого очень сокращено рабочее времяили вовсе нет работы. Разнообразие любительской деятельности требует регулярнойпрактики (например, множества репетиций), а добровольцев часто просят "оставатьсяна посту" в течение ряда часов в определенные дни недели. Люди, которым не хватает режима, связанного с работой в течение полной рабочей недели, могут в серьезных досуговых увлечениях находить по крайней мере удовлетворительный эквивалент.

7.3.Образ жизни и центральный жизненный интерес

 

Серьезный досуг предлагает особый образ жизни и идентичность его  участникам;эти последние могут замещать то, что люди когда-то находили в своей работе.

К настоящему моменту изучение различных  образов жизни сконцентрировалосьпочти полностью на общих образцах явного поведения, оставляя нам незначительныесведения относительно индивидуальных образов жизни. Глубокое отличие образа жизни ждет любого, кто обычно строит серьезную досуговую карьеру, например, в любительском театре, работая волонтером с умственно отсталыми, выбрав в качествехобби конструирование игрушечных железных дорог или восхождение в горы. И возможно, что этот человек также находит прекрасным, хотя и менее глубоким, образжизни с такими случайными способами досугового времяпрепровождения, как общениев бане и посещение шумной пивной в выходные. Но многие формы обычного досуга,например, обычное загорание на пляже или прогулки в парке не могут быть квалифицированы как образ жизни группы. В качестве видов деятельности они слишкомповерхностны и незначительны, чтобы служить основанием для распознаваемогообраза жизни, который является частью идентичности.

В той мере, в какой образы жизни  формируют вокруг себя сложную, поглощающую, приносящую удовлетворение деятельность, они могут также рассматриватьсякак поведенческие выражения центральных интересов жизни тех, кто в этой деятельности участвует7. В социологии центральный жизненный интерес часто ассоциируется сглавной ролью в жизни.

Карьерные волонтеры также находят  живой центральный жизненный  интерес всвоих увлечениях: в американской политике, и, вероятно, в политике большинства западных стран. Группы все чаще входят в политическую жизнь с одной-единственнойпроблемой в качестве основания для их сплочения. Такой проблемой могут быть налоги, вопросы, связанные с абортами, права женщин, окружающая среда, защита правпотребителей или гражданские права. Много сил и чувств вкладывается в "движение".

Участники начинают считать себя "хорошими парнями", которые сплачиваются вокругданной проблемы.

В информационную эпоху со все более  ограничивающимися возможностями  в сферезанятости большинство мужчин и женщин все чаще находят, что единственные видыцентральных жизненных интересов, открытые для них - это различная любительскаядеятельность и деятельность карьерного волонтера. К тому же все большее число работающих столкнутся с выбором, с которым в индустриальных странах никогдапрежде не сталкивались: превращать ли им свои, скажем, 25 часов еженедельной работы в центральной жизненный интерес или обратиться к серьезной досуговой деятельности, поскольку работа слишком иллюзорна, чтобы вкладывать в нее положительные эмоции, физическую и интеллектуальную энергию. Конечно, для безработного и пенсионера серьезный досуг - их единственный ресурс, если они вообще нуждаются в центральном жизненном интересе. И всегда найдется небольшое числолюдей, обладающих достаточным временем, энергией и возможностью "выдержать"более одного центрального жизненного интереса, в досуге или в работе.

Образ жизни участников той или  иной серьезной досуговой деятельности формируетоснование для их личной и общественной идентичности как людей, занимающихсяэтой деятельностью. В будущем серьезный досуг останется единственной сферойжизни, где они смогут находить идентичность, связанную с их отличительными личными качествами, качествами, выражаемыми по мере понимания преимуществ и выгодот серьезного досуга.

 

 

7.4.Вклад сообщества в серьезный досуг

 

Участники серьезного досуга вносят вклад не только в собственное развитие и благосостояние, они также делают многое для других. Например, через социальные миры,связанные с различными формами этого досуга, в котором каждый вид участниковнаходит особый смысл своей принадлежности и участия (как это показано в детальномописании видов участников, заселяющих шумный социальный мир свидетельств огражданской войне в США).

Многие группы серьезного досуга оказывают  широкое благотворное воздействие  наблагосостояние сообщества. Они, например, приносят пользу публике, участвуя висполнении произведений в сопровождении местного оркестра или предоставляя черезместное астрономическое общество кров лицам, увлекающимся наблюдением за ночным небом. Финнеган (на примере английского города) описала, какое многостороннее положительное воздействие в рамках отдельного сообщества можно оказывать на публику, представляющую местную любительско-профессиональную музыкальную общественность.

7.5.Значение организаций

 

В эпоху информации все больше людей  обнаружат, что они плывут без руля, в дезорганизованном море. Это следствие их безработицы, ухода на пенсию или ненадежности связи с некоторой структурой, если они работают в качестве временногоконсультанта или рабочего на договоре. Воистину это отсутствие организационныхсвязей не содержит особой проблемы для некоторых людей: их семейные отношения,дружеские связи - это все, что им нужно. Другие, однако, могут испытывать сильныйнедостаток в ощущении принадлежности к более социально заметной и интегрированной общности (коллективу). Если это суждение истинно, то лишение чувстваорганизационной принадлежности, которым они когда-то наслаждались, работая, вдохновит этих бывших рабочих и служащих на поиск других организаций, способных восполнить эту утрату.

Хотя существуют формы серьезного досуга, имеющие небольшую или  не имеющиеникакой организационной структуры (особенно увлечение искусством), большинствовсех увлечений демонстрирует прямо противоположную тенденцию. Люди, ищущиеновых организационных связей, могут найти развитые социальные миры в клубах,ассоциациях, в коммерции, оказании услуг, организации обычных мероприятий. Волонтеры почти всегда работают в рамках каких-то организаций или для них. Основнымисключением являются здесь те, кто служит как активисты в только что образовавшихся социальных движениях, в которых формальная организационная структураеще не развита. Кроме того, различные организации, специализирующиеся на досуговой деятельности, обеспечивают социально значимые возможности для сплоченияиндивидуализированных досуговых идентичностей их членов, равно как и для выражения центральных жизненных интересов, которые они все разделяют. Кроме того,клуб, команда, оркестр или общество обычно служат сердцевиной или одной из сердцевин образа жизни, которым наслаждаются участники, осуществляющие совместнуюсерьезную досуговую деятельность.

Обычная досуговая деятельность не способна утолить жажду организационной принадлежности, поскольку она (эта деятельность) только изредка становится формальноорганизованной. Ее участники сохраняют слишком много черт прежней массы потребителей, чтобы служить плодородной почвой для формальных групп и организаций.

Имеется, конечно, истинный смысл принадлежности, который появляется при разделении идентификационных символов с другими членами той же массы, но смысл солидарности, который возникает в случае принадлежности к организации, как правило,в обычном досуге отсутствует.

  1. Заключение

Серьезный досуг в будущем для  многих жителей индустриального мира, лишающихся работы, может предложить множество преимуществ. Важно рассматривать внадлежащей перспективе и обычный досуг. В нескольких проведенных автором исследованиях деятельности, осуществляемой в рамках серьезного досуга, многие респонденты упоминали свой обычный досуг. Это понятно. Оптимальный досуговый образ жизни достигается, когда человек через социально приемлемую досуговую деятельность осуществляет свои возможности наиболее полно и получает желательное качество жизни. Последнее предусматривает желательный баланс двух типов досуга, что иногда забывают в чрезмерно фанатичном продвижении (карьере) в области серьезного досуга. Серьезный досуг обычно требует значительных энергии и концентрации - двух очевидно изнуряющих затрат. Если случается, что у человека появляется некоторое свободное время, то та или иная форма обычного досуга наверняка найдется. Обычный досуг обеспечивает отсрочку, освежает участника дляболее серьезного досуга или более обязательной деятельности и даже может порождать творческий потенциал. Он должен рассматриваться как неотъемлемая частьоптимального досугового образа жизни. В целом, сбалансированный образ жизни надосуге поможет значительной части человечества эффективно приспосабливаться квызовам третьей промышленной революции и информационной эпохи.

Экономика и социология, объединившись в междисциплинарном подходе, позволяют шире взглянуть на мир труда, увидеть многие явления с различных точек зрения. Тем более, что сфера труда полна противоречий и парадоксов. Почему люди трудятся? На протяжении большей части истории человечества это было просто необходимо для выживания. Значительная часть населения планеты и сейчас не преодолела этой зависимости.

Заставить людей неустанно трудиться, может  не только необходимость, но и некие моральные и религиозные императивы. В этом случае труд – не жизненная необходимость, а моральная обязанность. Культ рационального добросовестного труда, характерный для современных западных обществ, связан с протестантизмом.

Наконец труд может являться результатом  самостоятельного выбора. Труд – деятельность, направленная на создание благ, удовлетворяющих человеческие потребности, Но не только продукт, но и сам процесс труда удовлетворяет важнейшие потребности человека: в самореализации, причастности, признании. Это означает, что, несмотря на то, что труд является основным источником средств к существованию, заработная плата – не единственный мотив трудовой деятельности.

Труд  – это взаимодействие человека с  природой, в результате которого на свет появляется определенный продукт. Но труд также подразумевает и взаимодействие людей между собой, т.е. определенные социальные отношения.

Совместно работающие люди заинтересованы в общем  успехе, однако их интересы могут существенно различаться. Разногласия и конфликты могут касаться как распределения результатов труда, так и условий и характера труда, роли тех или иных социальных групп в трудовом процессе.

Но  труд не ограничен присутствием на рынке труда. Домашний труд, связанный с производством благ для личного потребления, тоже создает народное богатство, но, к сожалению, до сих пор не учитывается официальной статистикой. Это может быть строительство дома или ремонт квартиры, выращивание овощей и фруктов на приусадебном участке и т.п. Какой смысл имеют показатели дохода в обществе, где значительная часть того, чем владеет человек, получена в результате домашнего труда?

Воспитание  детей – важнейшая функция, от успешного выполнения которой зависит, каким будет общество. Однако пока общество не уравняло в правах экономическую занятость и труд по воспитанию детей. Первая оплачивается, тогда как вторая – нет.

  1. Список литературы:

 

  1. Голов А. Черты русского быта в марте 2000 года // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2000. - № 3. - С.42- 49,

 

  1. Глава семьи: распределение ролей  и способ выживания. Н.М.ДАВЫДОВА

 

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. T.VI: Социальные деформации. - М., 2005. - С.817-851.

 

  1. Караханова Т.М. 4.Повседневная деятельность горожан в показателях бюджета времени (1965-2004 гг.).  Социологические исследования 2006года.

 

  1. Патрушев В.Д. Свободное время  работающих горожан России и США (сравнительный анализ)// Социологические  исследования. 2004. № 12. С.30-40 // URL: http://www.isras.ru/index.php?page_id=180

Информация о работе Человек дома