Человек дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:13, реферат

Описание

В одном из мартовских опросов ВЦИОМ* (3-6 марта 2000 г., N=2000 человек) получены данные, характеризующие современный русский быт. Быт — "род жизни",по В.Далю, складывается преимущественно из действий, совершаемых без умысла и непроизвольно, т.е. из движений души, а не действий ума. Таковыми являются смех и плач, пение и употребление нецензурных выражений, любовь и драки, винопитие и курение, зачастую — чтение газет и книг, всего и не перечислишь. Среди этого набора самым
распространенным в современной России оказался смех.

Содержание

1. Черты русского быта в марте 2000 года // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемени.
Черты русского быта в марте 2000 года……………………………………………..
3
2. Досуговая активность граждан……………………………………………………
12
3. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания………………………..
15
3.1. В чем особенности современной семьи?..................................................
16
4.Фундаментальная социология.Социальные деформации………………………..
17
4.1. Общие представленияо социальных деформациях…………………….
19
5.Повседневная деятельность горожан в показателях бюджета времени
(1965-2004 гг.). Социологические исследования 2006года……………………….
20
5.1.Домашний труд и другая бытовая деятельность………………………
22
5.2. Свободное время………………………………………………………….
23
6. Свободное время работающих горожан России и США (сравнительный анализ).Социологические исследования 2004 г.……………………………………
24
6.1.Величина свободного времени…………………………………………..
24
6.2. Досуговые и образовательные потребности и их реализация……….
26
6.3.Досуговые ориентации работающих……………………………………
28
6.4.Подведем краткий итог…………………………………………………...
29
7. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады)………………………………………………………………………………..
30
7.1.Серьезный и обычный досуг……………………………………………..
31
7.2.Серьезный досуг как заместитель работы……………………………….
34
7.3.Образ жизни и центральный жизненный интерес………………………
35
7.4.Вклад сообщества в серьезный досуг……………………………………
36
7.5.Значение организаций…………………………………………………….
36
8. Заключение………………………………………………………………………….
37
9. Список литературы……………………………………………….……………….
38

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВИМ РЕФЕРАТ 17.11.docx

— 2.59 Мб (Скачать документ)

того, имеет тенденцию к росту. В  России же наметилась тенденция снижения его величины и его ценности"

Недооценка  значимости свободного времени свойственна  представителям практически всех социальных слоев российского населения. Молодежь до 21 года, которая традиционно считается  группой, склонной "побездельничать", "поразвлечься" и среди которой, тем не менее, свободное время "очень  важным" для себя считают только 47%, т.е. менее половины опрошенных. С  возрастом все меньше внимания уделяется

личному свободному времени, которое все  дальше на задний план оттесняется  работой, заботами о семье и т.д. В пенсионном же возрасте, когда  большинство людей прекращают работать, значимость свободного времени "размывается" его избытком вкупе с чувством собственной ненужности и невостребованности.

Оценка  важности свободного времени падает сильнее, оно все чаще характеризуется  как "скорее не важная" или "совсем не важная" сфера жизни .

Итак, ценность свободного времени для  россиян в целом достаточно велика, но это далеко не безусловный приоритет. Но даже и такая, довольно умеренная потребность в наличии свободного времени не удовлетворяется в полной мере. Жизненные условия существенно корректируют запросы людей, заставляя их тратить на выполнение обязательных дел больше времени, чем хотелось бы. Лишь 16% респондентов смогли констатировать, что в графике их жизни строка "свободное время" занимает достойное место.

Примерно  столько же (19%) наличием достаточного количества свободного времени похвастать пока не могут, но считают, что обеспечат его себе в будущем. На другой чаше весов - более трети россиян, для которых наличие свободного времени является важной, но практически недостижимой жизненной целью (35%). Таким образом, общее число оптимистичных и пессимистичных оценок респондентами своих досуговых возможностей (с точки зрения наличия свободного времени) примерно одинаково - потребности

Россиян в свободном времени удовлетворены или могут быть удовлетворены на сегодняшний день лишь наполовину.

Чем же заполняют свое свободное время  россияне, насколько разнообразен или  беден их досуг, чего в нем больше - праздности или деятельной активности, направлен он на примитивное "ничегонеделание" или подразумевает саморазвитие человека, его совершенствование? Как показывают данные опроса, самым распространенным видом досуга для россиян является просмотр телепередач и слушание радио - свободное

время посвящают этому 78% опрошенных. Вторая распространенная досуговая альтернатива – занятия домашним хозяйством, детьми, дачей (59%). Распространенными видами проведения досуга являются также встречи с друзьями и походы в гости (47%), "просто отдых" (47%), прогулки на природе (30%). Россия по-прежнему "читающая страна" - 43% наших сограждан в свободное время читают газеты и журналы, более

трети (36%) читают книги вкупе с просмотром видео и слушанием музыки.

Заметное, хотя и гораздо реже встречающееся, место в структуре досуга россиян  занимают также Интернет (18%), посещения театров, концертов и кино (12%), посещение церкви и других религиозных мероприятий

(11%), хобби (11%). Доля тех, кто регулярно  хочет и может себе позволить  ходить в кафе, бары и рестораны, на дискотеки и в ночные клубы, посещать спортивные клубы и секции, а также получать дополнительное образование и повышать квалификацию, еще меньше и составляет сегодня 6 - 9% россиян. И всего 4%  посещают музеи, выставки, вернисажи.

Что касается видов досуга активной общественной направленности, то они привлекают минимальное число  наших сограждан. Лишь 1 - 2% опрошенных заявили, что они в свободное время участвуют в работе общественных организаций, посещают политические организации, собрания и митинги.

 

Направленность  досуговой активности, то есть содержательная сторона использования свободного времени, является важным типологизирующим фактором, определяющим специфику и качество свободного времени социальных групп. В отечественной исследовательской практике выделяются два типа досуга - активный и пассивный. По поводу наполнения этих типов различными видами досуговой деятельности существуют разные мнения даже в словарном контексте5, однако в целом демаркация очевидна: пассивному типу досуга, в рамках которого человек является скорее "объектом досуга", противостоит осмысленная активность с внятным и в целом позитивным целеполаганием. При этом для анализа "передового" типа досуга - активного - используются дополнительные уточняющие классификации. Наиболее распространенной среди них является классификация, выделяющая в рамках активного досуга: 1) различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач; 2) различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.; 3) общение с другими людьми: заня-тия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.).

Интересной  альтернативой предлагаемой дихотомичной типологии является деление досуга на "серьезный" и "обычный", используемое в зарубежной исследовательской практике и рассмотренное, в частности, Р. Стеббинсом. В качестве "серьезного досуга" в рамках этой типологии выступают устойчивые занятия любителя (amateur, hobbyist) или участника общественной (само)деятельности - волонтера (Volunteer), "которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью". При этом любителей хобби подразделяют на пять основных категорий: коллекционеры; изготовители и ремесленники ("умелые руки"); участники (само)деятельности; участники спортивных состязаний, игр и турниров; любители, увлекающиеся разными областями искусства. Этот вид досуга отличается от "случайного", или "несерьезного" досуга, "предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и редко предполагающего совершенство исполнения" ]. Данная типология интересна тем, что выделяемый с ее помощью "серьезный" досуг позволяет человеку реализовывать карьеру вне работы, приобретать специальные навыки и знания, обучаться - иными словами, быть важной альтернативой рабочему времени, в перспективе ориентируясь на профессиональную деятельность.

Однако  привлекательная с содержательной точки зрения типология мало применима  к российской действительности, поскольку масштабы вовлеченности в "серьезный" досуг в России, как показывают исследования, в целом невелики и сильно уступают по масштабам распространенности "несерьезному" досугу. "Несерьезный" же досуг охватывает слишком большую группу населения, "размывает" ее, делает "неподъемной" для анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания

Гендерный аспект социологического знания о современном обществе находится в центре академических дискуссий, ведущихся во всем мире. По сути, ни одна социально-кономическая проблема не может быть отражена адекватно вне этого угла зрения. В ряду наиболее важных и интересных аспектов такого рода работ, и особенно исследований социально-экономического положения населения, находится проблематика распределения власти (ответственности) внутри домохозяйств и различного вклада мужчин и женщин в ресурсы семьи, контроль над ними и принятие решений, определяющих, в конечном счете, выбор эффективной стратегии выживания для всего домохозяйства в целом .

Проблема главенства в семье (на более обыденном уровне не только содержания семьи, но и «ведения дома») рассматривается учеными с точки  зрения как управления, так и власти. Человек, который ответствен за расходование денег, не всегда тот, кто вносит наибольший вклад в семейный бюджет, и более  того - не тот же самый, кто принимает  решения, на что деньги должны быть потрачены с точки зрения стратегии  развития домохозяйства. От эффективности  распределения этих функций зачастую зависит уровень жизни семьи  в целом. Стратегический контроль в  данном случае более связан с властью  в семье, в то время как повседневные обязательства по расходованию средств  и обеспечению семьи самым  необходимым на данный момент - скорее, обязанность. В последнем случае это иногда просто означает дополнительную нагрузку, перекладываемую на плечи  женщины, а не ее реальное участие  в управлении домохозяйством и контроле за основными его перспективами.

В целом следует заметить, что  при определении главы семьи  люди могут руководствоваться по меньшей мере тремя подходами: патриархальным, когда главой считается старший  член семьи (как правило, мужчина); экономическим, когда главой семьи является ее основной кормилец и/или распорядитель семейного  бюджета; равноправным, когда семья четко не персонифицирует главу.

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Распределение ролей и функций  в семье тесно связано с  понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что…   

«…сейчас глава семьи - не глава  «по закону», а лидер, то есть чье  психологическое влияние признается добровольно». Потому можно считать, что в эгалитарном браке оба  супруга в равной степени могут  быть лидерами, а в традиционном - роль лидера принадлежит мужчине.

Современная семья значительно  отличается от традиционной своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось  количество больших семей; в большинстве  семей воспитывается только один ребенок). В то же время, в современной  семье, так же как и в традиционной, наиболее важное место в жизни  ребенка дошкольного возраста занимает мама. Итак, в современной  семья в некоторой степени продолжает отражать культурные традиции предков по вопросу социализации детей, но изменяется в соответствии с современными социально-культурными тенденциями; 
В современной многодетной семье сокращена внешняя поддержка со стороны родственников. Родители нередко оказываются один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье. Детей тогда рождалось немало, но и взрослых было достаточно. Имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватья-кумовья, а также бездетные тетушки.

Шнейдер Л.Б. выделяет следующие особенности современной семьи:  
- семья стала меньше по численности;

- современная семья менее стабильна;

- уменьшилось число семей, где  глава муж;

- семья стала менее дружной,  т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают  жить отдельно;

- значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым)  людей не узаконивают отношения,  или вообще живут одни.

Традиционная семья организована так, чтобы сохранить образ жизни  старшего поколения, повторить родителей  в детях. Дети здесь — объект социализации, задача которой состоит в том, чтобы «вписать» их в четко  заданные рамки существующих ролей, норм и ценностей.

 
3.1. В чем особенности современной семьи?

 

Изменились нравственные и моральные  нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в  структуре и атмосфере семьи.

Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и  воспитывает ребенка. Такая женщина  не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины  не вступают в брак, а рожают или  берут на воспитание (усыновляют) ребенка.

Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся  семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время  для мусульманских стран - это  явление естественное.

Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее  время является гражданский брак. Бывает и иначе...

Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда  супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне  брака.

В нашей стране широко распространены семьи - коммуны, так называемые "шведские" семьи, а также - гомосексуальные  семьи.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными  и материальными процессами, как  и жизнь семьи. Общество состоит  из людей, которые являются отцами и  матерями в своих семьях, а также  их детей. В этой связи очень важны  роли отца и матери в семье, а в  частности воспитательная функция  семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким  будет общество, в котором будут  жить наши дети.

 

 

 

 

 

4.Фундаментальная социология.

Социальные деформации.

 

В социальной структуре все подчиняется  строгим нормам и правилам, каждый индивид и все социальные группы знают и занимают свое место, здесь царят покой, стабильность и процветание. Полной противоположностью выступает мир хаоса и анархии. Разрушения, деконструкции, отклонения от норм и их нарушения, аномия и преступность символизируют и воплощают социальные деформации.

Человечество впервые за миллионы лет переживает эпоху крутого  перехода к новому типу развития, при  котором прекращается численный  рост и население мира стабилизируется. Такова глобальная демографическая  революция, которая называется демографическим переходом и происходит на протяжении очень короткого исторического промежутка — в последние 90— 100 лет. Тем не менее она затрагивает все стороны жизни современного общества, более того, необратимым, а то и катастрофическим образом отражается на состоянии экологии планеты. И не случайно: состояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии — все эти и им подобные проблемы, которые принято называть глобальными, возникают в связи с увеличением численности людей на планете. Таким образом, из всех проблем основной представляется рост населения Земли.

Информация о работе Человек дома