Человек дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:13, реферат

Описание

В одном из мартовских опросов ВЦИОМ* (3-6 марта 2000 г., N=2000 человек) получены данные, характеризующие современный русский быт. Быт — "род жизни",по В.Далю, складывается преимущественно из действий, совершаемых без умысла и непроизвольно, т.е. из движений души, а не действий ума. Таковыми являются смех и плач, пение и употребление нецензурных выражений, любовь и драки, винопитие и курение, зачастую — чтение газет и книг, всего и не перечислишь. Среди этого набора самым
распространенным в современной России оказался смех.

Содержание

1. Черты русского быта в марте 2000 года // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемени.
Черты русского быта в марте 2000 года……………………………………………..
3
2. Досуговая активность граждан……………………………………………………
12
3. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания………………………..
15
3.1. В чем особенности современной семьи?..................................................
16
4.Фундаментальная социология.Социальные деформации………………………..
17
4.1. Общие представленияо социальных деформациях…………………….
19
5.Повседневная деятельность горожан в показателях бюджета времени
(1965-2004 гг.). Социологические исследования 2006года……………………….
20
5.1.Домашний труд и другая бытовая деятельность………………………
22
5.2. Свободное время………………………………………………………….
23
6. Свободное время работающих горожан России и США (сравнительный анализ).Социологические исследования 2004 г.……………………………………
24
6.1.Величина свободного времени…………………………………………..
24
6.2. Досуговые и образовательные потребности и их реализация……….
26
6.3.Досуговые ориентации работающих……………………………………
28
6.4.Подведем краткий итог…………………………………………………...
29
7. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады)………………………………………………………………………………..
30
7.1.Серьезный и обычный досуг……………………………………………..
31
7.2.Серьезный досуг как заместитель работы……………………………….
34
7.3.Образ жизни и центральный жизненный интерес………………………
35
7.4.Вклад сообщества в серьезный досуг……………………………………
36
7.5.Значение организаций…………………………………………………….
36
8. Заключение………………………………………………………………………….
37
9. Список литературы……………………………………………….……………….
38

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВИМ РЕФЕРАТ 17.11.docx

— 2.59 Мб (Скачать документ)

Тем не менее, увеличение объема свободного времени в результате сокращениярабочего времени, в первую очередь, является главным следствием существенныхинституциональных изменений. Исследования в России и других странах показали,что увеличение свободного времени является результатом сокращения рабочегодня, недели, увеличения продолжительности отпусков и большего числа выходныхдней.

Эта причина увеличения объема свободного времени в Канаде оказалась более значительной, если учесть исключительно мощную новую тенденцию, производную отразвития технологий: ненамеренное сокращение оплачиваемого труда. Рифкин описывает снижение числа работающих в глобальном масштабе и в рамках традиционной рыночной экономики и показывает, как обе эти силы теперь выталкиваютвсе большие массы людей к обладанию большим свободным временем, достигающемукритического уровня, безотносительно к тому, заинтересован ли сам человек в сокращении занятости. В XXI веке огромное число трудоспособных мужчин и женщинобнаружат, что их возможности трудиться сокращаются, иногда вообще сводятся нанет. В основе этих тенденций лежат мощные силы, которые Рифкин называет"третьей промышленной революцией".

Что до сих пор люди делали с  их возросшим свободным временем? Бутенко обнаружила, что в России свободное время, даже если его несколько больше, чем раньше, теперь используется большинством, чтобы восстановить силы после работы и подготовить себя для работы на следующий день или вскоре после того. Но общее представление о том, что досуг по отношению к работе вторичен, остается устойчивым.

Но что люди станут делать в будущем, когда в их распоряжении окажется ещебольше свободного времени, чем сейчас? Такие исследователи как Рифкин, Ароновиц,Ди Фазио предсказывают, что информационная эра предоставит, во-первых, ещебольшие возможности для разнообразия досуга и развития личности, а, во-вторых,даст столько свободного времени, что оно будет значительно превосходить способ-ности обычного человека использовать его конструктивно. Рассмотрев информационную эру с точки зрения человека, пробующего приспосабливаться к миру, борющегося с важнейшими изменениями, исследователи создают такую картину жизни  после работы, которая является одновременно слишком неопределенной и слишкомтревожной.

Задача, которую Стеббинс Р.А. поставил перед собой в этой статье, состоит в том, чтобы дополнить эту картину, выявить ее фокус и пойти дальше, чтобы осветить интересные ивызывающие удовлетворение виды деятельности людей после работы, возможностидля развития личности и общества, доступные при "серьезном досуге"; показать, каклюди могут преобразовывать свое свободное время в оптимальный стиль проведениядосуга.

 

    1. Серьезный и обычный досуг

Серьезный досуг - устойчивые занятия любителя (amateur, hobbyist)3 или участника общественной (само)деятельности - волонтера4 (Volunteer) - которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью.Этотвид досуга отличается от "случайного", или "несерьезного" досуга, предлагающегообычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и редкопредполагающего совершенство исполнения.

Любителей (amateurs) можно найти в сфере искусства, в науке, спорте и развлечении. Различия между любителями и их профессиональными коллегами заключаются в том, что рассматриваемая деятельность доставляет для последних средство к существованию; их работа осуществляется в течение полной рабочей недели. Профессионалы, частично занятые в искусстве и развлечениях, усложняют эту картину. С развертыванием "третьей промышленной революции" они, вероятно, станут чаще встречаться не только в искусстве и развлечениях, но также и в науке и. возможно, даже в спорте. Фактически любители и профессионалы тесно взаимосвязаны, и поэтому отношения между ними значительно сложнее.

Любители  (hobbyists) не всегда имеют таких профессиональных коллег, даже при том, что у них иногда существуют коммерческие эквиваленты и сами они часто привлекают некоторую публику, испытывающую интерес к тому, что они делают.

Научные исследования в области  досуга относят любое из великого множества хобби и предающихся им любителей (hobbyists) к одной из пяти категорий:

  • коллекционеры;
  • изготовители и ремесленники ("умелые руки");
  • участники (само)деятельности;
  • участники спортивных состязаний, игр и турниров;
  • любители, увлекающиесяразными областями искусства.

Некоторые хобби развиваются в  профессии, попутнопреобразовывая любителей (hobbyists) в любителей (amateurs). Этот переход былосуществлен в различные моменты истории во всех любительски – профессиональныхобластях искусства, науки, спорта и развлечений. Коммерческие эквиваленты хобби,типа изготовления и продажи мебели или приманок ("мух") для форели, точнее будетрассматривать как предпринимательство, а не как профессию.

Никто не знает точно, сколько существует различных хобби. Одни только коллекционеры встречаются во всех мыслимых сферах, некоторые из них хорошо известны(типа тех, кто собирают марки или монеты); меньше ясности относительно тех, ктособирают музыкальные автоматы или булавки для лацканов. "Умелые руки" - несколько более ограниченное увлечение. Такого рода любители конструируют или ремонтируют автомобили или, скажем, различные устройства для дома. Участники(само)деятельности устраивают свой досуг в сфере несоревновательных увлечений,включая ловлю рыбы, наблюдение за птицами и т.п. В отличие от них, участникиразличных игр, спортивных состязаний и турниров во множестве встречаются на соревнованиях. Они занимаются хоккеем на траве, бегом или спортивным плаванием.

Некоторые любители заняты систематическим  приобретением знаний для собственнойпользы. Многие из них делают это, постоянно и взахлеб читая издания по искусству,спорту, кулинарии, языку, культуре, истории, науке, философии, политике или литературе. Но некоторые из них идут дальше, все расширяя свои знания, отправляясь впутешествие с культурными целями.

Добровольцы (volunteers) участвуют в общественной работе (volunteering). Этот вид деятельности определен и описан Ван Тилом  как оказание помощи человеком, который, несмотря на то, что он так или иначе оценивается другими, все же не стремится непосредственно к получению материальной выгоды и не действует по поручению или под принуждением со стороны других. Таким образом, в самом широком смысле, общественная работа volunteering - добровольное оказание помощи, которое отлично от работы иливоинской повинности.

Волонтерство (volunteering) в качестве серьезного досуга отличается от волонтерства как случайного (обычного) досуга. В серьезном досуге волонтеры реализуюткарьеру вне работы, приобретая специальные навыки, знания или обучаясь.

 Росс обнаружил в канадском  исследовании, что подавляющее большинство  считают такиеприобретения важными, а сам труд добровольца приносящим удовлетворение идающим возможность самореализации. Он сгруппировал приобретенные навыки изнания согласно тому, относились ли они к межличностной, коммуникативной, направленной на сбор средств, технической и конторской или организационной и менеджерской сферам.

Эти навыки достаточно существенны, чтобы  дать старт карьере,основанной на их приобретении и, одновременно, нередко трудном процессе их применения. Они отличаются от "навыков", необходимых для сдачи крови, распространения листовок или приобретения билетов наспектакли местного театра: все случаи обычного волонтерства слишком просты и

преходящи.

Хотя карьерное волонтерство представляет собой только часть обширной областиволонтерства, тем не менее во многих странах оно охватывает значительную частЬ сферы деятельности. В канадской статистике разработана классификация, содержащая список из семи типов организаций, в рамках которых карьерные волонтерыоказывают различные услуги:

  • уход за лицами любого возраста,
  • образование (обслуживание в рамках формальной школьной системы и вне ее),
  • социальное обеспечение(охрана детства, семейное консультирование, коррекция поведения),
  • досуговые услуги(предоставляемые спортивными и неспортивными ассоциациями),
  • служба в религиозных организациях,
  • участие в гражданских/общественных (защита интересов, работа в профессиональных и прочих организациях) и в политических акциях.

Хотя многое в карьерном волонтерстве, думается, связано так или иначе с какими-либоорганизациями, возможности этой формы досуга, вероятно, даже более широки. Онивключают те виды помощи, которую увлеченные лица оказывают социальным движениям или семьям и соседям. Однако определение серьезного досуга повсюду сводится к волонтерству, в котором человек может осуществить карьеру, в рамкахпоследней он предлагает более или менее непрерывную и существенную помощь.

Серьезный досуг определяется набором отличительных качеств, обнаруживаемых в равной мере среди любителей (amateurs и hobbyists) и карьерных волонтеров. Одно из этих качеств - эпизодически встречающаяся потребность продолжать это занятие.

Стеббинс Р.А. обнаружил,что страх перед аудиторией является обычно проблемой для любителей, занимающихся спортом и выступающих на сцене. Ясно, что приятные ощущения, связанные с деятельностью, в некоторой степени возникают вследствие упорного продолжения этой деятельности, от преодоления препятствий.

Другое качество, отличающее весь серьезный досуг, а не только серьезное волонтерство - это возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживатьважные моменты, достигать целей и участвовать в жизни. Социологический анализобнаруживает, что карьера вовсе не ограничена миром работы; большинство, если невсе "досуговые" карьеры, обязаны своим существованием тому, что и серьезныеучастники досуга прилагают значительные личные усилия, основанные на специальноприобретенном знании, обучении и навыках. Карьеры серьезных участников досуга"разворачиваются" по направлениям приложения их усилий: ради достижения высокогоуровня таланта, спортивного мастерства, получения научного знания или накоплениякаких-либо других личностных качеств через волонтерство.

Серьезный досуг отличается множеством длительных преимуществ - как духовных, так и материальных:

  • самореализация,
  • духовный рост,
  • самовыражение,
  • возрождение или обновление личности,
  • чувство достижения,
  • повышение самооценки,
  • участие в социальном взаимодействии и чувство принадлежности к общности,
  • изготовление изделий длительного пользования (например, живопись, научнаястатья, предмет обстановки).

Еще одно преимущество - самовознаграждение - оказывается единственным извсех восьми преимуществ, которыми пользуются также и участники обычного досуга.

Возможность осознания таких преимуществ  оказывается важной целью в серьезномдосуге. Исследованы мотивы преследования этой цели.

Пятое качество - то, что участники серьезного досуга имеют тенденцию четкоидентифицировать себя с выбранными ими занятиями - вытекает из наличия отличительных качеств. Напротив, обычный досуг, хотя он едва ли унизителен илидостоин презрения, является тем не менее слишком мимолетным, плоским и банальным, чтобы стать основанием особой идентификации для большинства людей.

Наконец, каждое проявление серьезного досуга отличается уникальным духом.

Центральным его компонентом является групповой социальный мир, который начинает менять форму, когда любители, увлеченные определенной областью, в течениемногих лет совместно удовлетворяют существенные общие интересы. Согласно Унру, каждый такой социальный мир характеризуется событиями, установившимисяпрактиками, методами и организациями, свойственными вполне определенным группам. Они все до определенной степени скрепляются полуформальными или установленными связями. Групповой социальный мир - хотя он и является разбросанной,аморфной целостностью - тем не менее играет большую роль в сегментированнойжизни современного сообщества.

Вследствие упомянутой аморфности социального мира участники досуговой деятельности оказываются вовлеченными в весь спектр действий, предлагаемых им досуговыми общностями, лишь частично.

 

Социальный мир может быть:

  • местным,
  • региональным,
  • межрегиональным,
  • национальным,
  • международным, а члены сложных обществ, соответственно, обычно оказываются членами нескольких социальныхмиров, из которых лишь некоторые имеют отношение к досугу.

Д. Унру обращает внимание на то, что каждый такой специфический социальныймир населен незнакомцами, туристами, завсегдатаями и "посвященными лицами".

Незнакомцы - это посредники, которые  обычно прямо, но в незначительном объемеучаствуют в досуговой деятельности и которые тем не менее делают кое-что важноедля того, чтобы сама это деятельность стала возможной: например, подготавливаямуниципальные парки (для любительского бейсбола), чеканя монеты (для любительского коллекционирования монет) и организуя работу помощников преподавателей(в карьерном волонтерстве).

Туристы - временные участники этого мира - выдвигаются на сцену лишь на мгновение для получения выгоды, преимуществ или развлечения. Если использовать предложенную терминологию, то большая часть любительской деятельности имеет своего рода публику, часть которой состоит из туристов.

Информация о работе Человек дома