Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание

2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…...…3
1. Теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы............5
1.1 Безработица – спутник нашей экономики и жизни людей...........................5
1.2 Причины возникновения безработицы...........................................................6
1.3 Основные формы безработицы........................................................................9
2. Оценка современного состояния безработицы.........................................13
2.1 Опасность скрытой безработицы для экономики........................................13
2.2 Слои населения наиболее подверженные проблеме безработицы............16
2.3 Количество безработных на современном этапе.........................................18
3. Основные направления решения проблемы безработицы и меры по ее уменьшению.........................................................................................................20
3.1 Влияние последствий безработицы на людей..............................................20
3.2 Необходимость сокращения безработицы....................................................22
3.3 Способы борьбы государства с безработицей..............................................24
Заключение...........................................................................................................28
Список используемой литературы...................................................................30

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

Также и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа – прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа – люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

 

2.3 Количество безработных на современном этапе

В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

При этом нельзя забывать о категории, так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления решения проблемы безработицы и меры по ее уменьшению

 

3.1 Влияние последствий безработицы на людей

Чаще всего в нашем сознании появление безработицы всегда связано с экономическими реформами.

Важнейшим социальным фактором является потеря квалификации. Если обратить внимание на человека, который не работает больше года, то он не в состоянии уже успешно работать. А если человек не работает два года, он уже не сможет вообще осуществить какую-либо профессиональную деятельность, его опять надо обучать новой профессии, так как он практически все забыл. Чтобы ликвидировать последствия безработицы людей, которые находятся в трудоспособном возрасте необходимо устроить на работу. Также к последствиям безработицы относятся конкуренция на рынке труда между потенциальными работниками за наиболее престижные места. Высокая конкуренция может привести к тому, что люди будут вынуждены работать на непрестижных и неинтересных для них местах, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Работа их будет носить вынужденный характер, а, как известно, такой труд не может быть высококачественным и эффективным, если ты работаешь только для того, чтобы получить за это деньги.

Рост безработицы приводит к тому, что увеличивается миграции и количество людей без определенного места жительства, ухудшается социально-психологический климат в обществе, люди становятся более озлобленными.

Особое место занимает молодежь (от 15 до 24). Ее положение на рынке труда наиболее неблагоприятно. Нет уверенности в том, что после окончания учебного заведения молодой человек завтра не окажется безработным. И причина тому, невысокий уровень профессиональной подготовки, несоответствие профиля подготовки и структуры рабочих мест, у молодого специалиста есть теория, но, как правило, совершенно отсутствует практика своей специальности.

Вклад молодежи в общий уровень безработицы велик. Если можно было его сократить хотя бы на 10%, то общий уровень безработных уменьшился. Продолжительность периода безработицы у молодых безработных напрямую зависит от уровня благосостояния его семьи, как долго она может его содержать.

По сути, идет дискриминация молодежи, вечное противостояние со «старыми» людьми, я считаю, что нужно поддерживать не лиц пенсионного возраста, а нас. Внимание к молодежи должно стать одной из задач для нашего правительства.

Безработица приводит к бездеятельности человека, он ничего не хочет и постоянно деградирует. Появляется депрессия, еще вчера ты был неплохим работником, были деньги, и вдруг потерял все и стал невостребованным, и нет уверенности в завтрашнем дне.

Многие работодатели пользуются тем, что слишком много людей ищут хоть какую-то работу. Они намеренно делают рабочую неделю более длинной, сокращают отпуска, не оплачивают больничные, в том числе в связи с родами, не берут на работу женщин, так как они могут уйти в декретный отпуск. Работодатель может даже расторгнуть договор о найме без каких-либо веских причин и т.д. Но, нельзя сказать, что последствия безработицы являются только отрицательными. Если, увеличивается число людей, которые не могут найти себе работу, то работник начинает задумываться, не устарели ли его навыки и уровень квалификации. Это стимулирует работника к самосовершенствованию, повышению своего профессионального мастерства. Когда я столкнулась с проблемой трудоустройства, то поняла, что моих знаний и умений не достаточно, чтобы найти достойную работу и решила продолжить образование в университете заочно и работать на там, где можно совмещать работу и учебу. В данном случаи я не несу моральных потерь, а денежные затраты, я думаю «окупятся» в будущем.

Для предприятий положительные последствия безработицы – увольнение работника, сокращается штат и прибыль увеличивается. «Избавившись» от не очень нужного работника, оно сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему на протяжении определенного отрезка времени, на налогах и т.д. Уволив такого работника, предприятие может нанять более квалифицированного или же прибавить зарплату другим. Но, я считаю, что это при таком поведении работодателей, они очень часто теряют наиболее квалифицированные кадры (особенно на крупных предприятиях, когда сокращение объемов производства и сбыта продукции требуют сокращение штатов).

Оценивая последствия безработицы, я пришла к выводу, что безработица не повышает качество работы, трудовую дисциплину и т.д. Если человек думает о том, что его завтра могут уволить и найти работу в ближайшем месте трудно, то он при всем своем желании не обеспечит качество своего труда и не сделает его более эффективным.

 

3.2 Необходимость сокращения безработицы

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, выявление ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности и обществу, препятствуют стабилизации экономики страны и дальнейшему развитию реформ. Необходимо сокращать безработицу, так как она наносит огромный ущерб работникам, работодателям, экономики и обществу в целом. Чем меньше безработица, тем больше общая сумма доходов населения, тем выше его платежеспособный спрос на потребительском рынке. И по законам рынка цены на товары будут расти еще быстрее, обесценивая деньги людей (инфляция). Если безработицу не сокращать, то бедного населения будет еще больше, что влечет за собой создание целых группировок преступного мира. Безработица расширяет, утверждает и делает неистребимым существование социального «дна» общества.

Сейчас ситуация такова, что в наши дни человек получил право на добровольную незанятость, он сам решает, работать ему или нет. И если работать он не хочет, то государства не вправе заставить его это делать. Теперь человек может не работать под контролем государства, а заняться самостоятельной деятельностью, если у него есть средства и возможности. Есть выбор – от индивидуальной трудовой деятельности до работы на государство. Человек стал экономически независимым. Работа не играет центральной роли в жизни человека, работа – это способ получить деньги, чтобы существовать.

Развитие многоукладной экономики, широкий выбор профессиональной деятельности приводит к появлению конкуренции: со стороны предприятий за наиболее квалифицированного и физически здорового работника, за людьми за наиболее хорошую и престижную работу.

Возможности самореализоваться сегодня очень ограничены. По моему мнению, нужно уделять внимание личности человека, создавать ему возможности для карьерного роста, должно быть обеспечено достойное место работы в жизни каждого из нас. Нужно повышать качество работы, это конечно, требует материальных, людских затрат и перестройки основ управления персоналом.

Сегодня главной задачей всех предприятий и государства должно быть изменение отношение людей к труду, нужно дать людям раскрыть свои способности путем свободы выбора работы.

Наше государство должно как-то организовать, заинтересовывать граждан в реализации своих способностей, дать им защиту и поддержку и этим обеспечить согласование интересов граждан и государства. Часто нет сочетания духовно-нравственных начал в работнике, его интересуют только деньги за проделанную работу, нет энтузиазма, государство должно уделить внимание этой проблеме.

В условиях рыночной экономики у всех из нас есть вероятность оказаться безработными. Теперь только знания могут помочь работнику подстроиться к постоянно меняющимся условиям производства, научиться пользоваться новой техникой и технологией. Все это требует другого отношения к образованию у граждан.

Основой решения этой проблемы является школа. О каком качестве работы можно говорить, если учитель месяцами не получает зарплату, не хватает учебников, наглядных пособий, не все школы даже имеют классы с достаточным количеством компьютеров или их вообще нет и т.д.

Сегодня дети не такие, как раньше. Они быстрее развиваются, взрослеют, более информированы, у многих есть даже сотовые телефоны. Многие не любят ходить в школу. Нужно изменить обучение детей. Главным должно быть не количество знаний, а их качество, чтобы их можно было применить на практике, в жизни. Школа должна, прежде всего, научить детей думать, чтобы они могли анализировать различные ситуации, принимать решения и отвечать за них. Такое обучение изменит отношение детей к школе, знаниям и их накоплениям. Только такой человек сможет занять достойное место в жизни, информационном обществе.

 

3.3 Способы борьбы государства с безработицей

Прежде всего, государство должно принять все меры по созданию новых рабочих мест для граждан, а также поддерживать социально уязвимые группы населения на рынке труда, необходимо способствовать их трудоустройству, создавать различные программы, клубы людей, которые ищут работу. Подобного рода инициатива предполагает создавать дополнительные рабочие места, на которых могли бы работать неконкурентоспособные группы населения.

Для снижения безработицы среди подростков и выпускников учебных заведений государством предусматривались различные меры по профессиональной ориентации молодежи, сезонной занятости молодежи, в том числе при самих учебных заведениях, развитие молодежных бирж труда, центров социально-психологической адаптации выпускников, особенно для инвалидов и детей, которые остались без попечения родителей. Зачастую молодые люди разочаровываются в своем выборе, если работа не оправдывает возложенные на нее надежды, и вынуждены увольняться, пополняя армию безработных. В силу своего молодого возраста эти люди не имеют должного опыта, навыков, и нередко и знаний, чтобы правильно сделать выбор. И в этом им нужно всячески помогать, чтобы, с одной стороны, полученное ими образование не оказалось не востребованным, а с другой стороны – рабочие места, требующие высокого уровня квалификации, не занимались людьми не имеющими его. Также очень важна сегодня нерегистрируемой безработицы среди подростков до 16 лет, которая чревата серьезными последствиями. Необходимо вводить обязательное полное среднее образование и выплачивать стипендии для школьников из малообеспеченных семей.

Большое значение правительство придавало обучению безработных основам предпринимательской деятельности, их финансовой поддержки при открытии собственного дела. Развитие малого предпринимательства является одним из способов борьбы с безработицей. Оно может быть перспективным и в России, способствовать созданию новых рабочих мест. Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

– улучшить информационное обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

– устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Информация о работе Безработица