Аутогенная тренировка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:19, контрольная работа

Описание

На протяжении всей истории медицины в мышлении врачей и пациентов укоренилась мысль, что болезнь – это результат преимущественно внешних воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. Реактивность организма. Т.о. теория будущего – это теория внутренних механизмов адаптационного реагирования и управления этими процессами.

Содержание

Оглавление
Введение. 2
Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции. 2
Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации. 2
Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ. 2
Заключение. 2
Список литературы. 2

Работа состоит из  1 файл

AUTHOGEN.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Академия  права и управления

Федеральная служба исполнения наказаний

Институт  подготовки государственных

и муниципальных служащих

Заочная форма обучения 
 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030501.65 «Юриспруденция» 
 

Контрольная работа 

По  предмету: Аутогенная тренировка 
 
 

              Место работы:

              МУ  МВД РФ «Одинцовское» 
               

                 Занимаемая  должность:

                 Полицейский ОБ ППСп 

              Студент: Борзик В.Б.

                 Курс 6 уч. Группа 6401 

              Проверил: ____________________. 
               
               
               
               
               
               
               

Рязань 2011

 

Оглавление 

 

 

Введение.

 

      На  протяжении всей истории медицины  в мышлении врачей и пациентов  укоренилась мысль, что болезнь  – это результат преимущественно  внешних воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. Реактивность организма. Т.о. теория будущего – это теория внутренних механизмов адаптационного реагирования и управления этими процессами.

      Сегодня уже доказано, что многие физиологические процессы подвержены выраженному психологическому влиянию, но механизмы этого воздействия пока еще гипотетичны.

      Аутогенная  тренировка – один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето - сосудистой сфере, повышению эффективности лечения.

      Достигаемые с помощью АТ саморегуляции эмоционально – вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организмам позволили использовать в разнообразных отраслях медицины. С АТ связаны проблемы управления и адаптации поведения. 

      Широко  распространено мнение, что АТ - отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов АТ, направленных на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния.

      Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов сохраняются всю жизнь. Активный характер АГТ выгодно отличает ее от гипноза, в котором пациент пассивен, а лечебный эффект часто сопровождается чувством зависимости от врача.

      Наиболее  эффективен метод при лечении  неврозов, функциональных расстройств, заболеваний, связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляцией. АГТ способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием АГТ улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности больного, более продуктивно осуществляется органическое лечение.

 

Нейрофизиологические  и нейропсихологические механизмы саморегуляции.

      Базисным  элементом АГТ является тренированная  мышечная релаксация, на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направлена  во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АГТ.

      Существенным  коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние  связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит базой, на которой основывается дальнейшее самовнушение. Используемые механизмы АГТ способствуют снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода регуляцию  функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование.

      Физиологические эффекты  в целом и механизмы  нервной регуляции конкретных функций под ее влиянием весьма сложны и малоизученны.

      Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие  во время АГТ сопровождается ослаблением  тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности.

      Центральное место в раскрытии механизмов АГТ занимают вопросы изучения саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Важным условием для овладения методами АГТ  является управление по расслаблению мышц, т.е. управление в целенаправленной двигательной активности.

И.М. Сеченов  обосновал, что все психические акты рефлекторны и « все сознательные движения, вытекающие из этих актов, называемые произвольными в строгом смысле только отражение». Процесс движения подчиняется воле, сопровождается ощущениями, отражается в  сознании, а также является заученным под влиянием условий, создаваемых жизнью. А обучающий характер является одним из основных принципов АГТ. Многие поразительные феномены обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к загадочному.

      Учение  Сеченова об отражательной роли мозга было поддержано и развито в трудах Павлова и его школы. Обоснованные принципы нервизма, детерминизма, учение об условных реакциях позволили физиологических позиций подойти к вопросу об произвольных и непроизвольных реакциях.

      Было  доказано, что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов (проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен, ассоциативный процесс подчиняется всем законам ВНД. Павлов подчеркивает роль речи и образных представлений в установлении двусторонних связей кинестетических клеток с двигательными, с клетками корковых отделов анализаторов.

      Идеомоторная  тренировка как один из главных компонентов входит во многие модификации аутотренинга.

      Павлов  подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями, тонусом  мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство.

      Известно, что мышечное напряжение является компонентом страха и других отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируются вегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя, уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл волевого расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре.

      Сложный сигнал или образ, вызванный при  повторении в тренировке, ведет к образованию условных кортико-висцеральных реакций  и реализации желаемых сдвигов, повышении уровня саморегуляции.

Непроизвольное  можно сделать произвольным, но только с помощью второй сигнальной системы.

      Ограниченные  значения  в понимании механизмов внушения имеют устойчивые фазовые состояния между сном и бодрствованием, отличающиеся различной степенью выраженности и интенсивностью процессов торможения в коре. Одной из наиболее существенных является возможность воздействия на некоторые психофизиологические функции в обход сознательного контроля.

      Луриа, проводив нейрофизиологические и психофизиологические исследования, сделал вывод, что речь является одним из наиболее существенных средств регуляции поведения  человека, поднимающего отдельные непроизвольные реакции до уровня сложных, произвольных действий и осуществляет контроль за протеканием внешних, сознательных форм человеческой деятельности. Существенно значение для психотерапии имеют положения о регуляторном влиянии речи при патологических состояниях и речевом воздействии на общую нейродинамику.

      Теорию  функциональных систем Анохина также  необходимо учитывать в изучении механизмов воздействия АГТ на организм и личность. Эта теория продолжает учение Павлова  и вводит качественно  новые понятия о специфических механизмах динамической активности в целостную систему поведенческого акта. Анохин обосновал, что совокупность отдельных эфекторных проявлений или их сочетаний не образуют поведенческого акта, а лишь их согласованность в интегративной деятельности мозга определяет суммарное выражение и сам феномен поведенческого акта. Поведенческий акт определяется конкретным результатом, на достижение которого направлен этот акт. В структуру поведенческого акта должна быть включена цель, без которой невозможно объяснение адаптивной деятельности организма. С учетом данной теории изучение структуры любого поведенческого акта, в основе которого лежат мотивации и трансформированный прошлый опыт пациента должно всегда предшествовать психотерапевтическому воздействию. Именно представления о системной организации физиологических, психических, поведенческих реакциях должны найти отражение в решении целого ряда вопросов психотерапии, в раскрытии механизмов АГТ.

 

Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации.

      Словесный сигнал или образ, вызванный словом, при систематическом повторении в процессе АГТ ведет к образованию условных кортико-висцеральных реакций. Давно доказана связь функционального состояния с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры.

      Тренированная мышечная релаксация является и пусковым, и базисным элементом АГТ.

      Во  время релаксации  наступает некоторое снижение АД, замедляется сердечная деятельность, дыхание становится более медленным и поверхностным. Постепенно можно приобрести навыки целенаправленного управления деятельностью сердца.

      АД  у лиц у лиц с гипертонией  нормализуется за счет систолического давления, у лиц с гипотонией почти не изменяется.

      При выполнении первого упражнения температура  тыла кисти увеличилась на 1,5°, а ректальная понизилась на 0,8°С.

      Кривая  кожно-гальванического рефлекса осталась плоской.

      Можно также наблюдать понижение перистальтической активности ЖКТ, что сопровождается редукцией боли, увеличением кровотока и моторики желудка, понижением кислотности желудочного сока.

      Релаксация  часто сопровождается сонливостью, которая может переходить в сон.

      электрическая активность головного мозга у одних близка к той, которая бывает во время бодрствования,  у вторых  приобретает особенности просоночных состояний, у третьих напоминает напряженное бодрствование.

      Во  время мышечной релексации чаще наблюдаются изменения ЭЭГ, указывающие на преобладание тормозных процессов в коре, а в период максимального сосредоточенного внимания  ЭЭГ процессы, свидетельствующие о концентрации внимания, бодрствовании коры.

      В состоянии релаксации увеличивается  объем кровотокаю

      В состоянии релаксации  происходит изменение лабильности нейронов, в результате появляются новые свойства и происходят парадоксальные реакции.

Вероятно  состояние релаксации – это переходное состояние между сном и бодрствованием - гипнотическое фазовое состояние. Вызвано оно самовнушением и при этом состоянии торможение в одних областях может сочетаться с концентрированным возбуждением в других. Процессы торможения распределяются в коре избирательно. Благодаря этому возникает контроль за переживанием и осуществлением дальнейших самовнушений.

Информация о работе Аутогенная тренировка