Аутогенная тренировка как средство физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:37, реферат

Описание

Для достижения намеченной цели, были поставлены следующие задачи:
раскрыть суть понятия «физическое воспитание» и историю его возникновения;
рассказать об аутогенной психомышечной тренировке:
- в зарубежной системе физического воспитания и спорта;
- в советской системе физического воспитания и спорта;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....................3
1.ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ………........................................................4
2.Аутогенная тренировка И ЕЁ ФОРМУЛЫ ……............................7
3. Аутогенная тренировка как средство физического воспитания..................................................................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………......................18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....................20

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЗ-РЕ (3ий курс!).doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....................3

1.ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ………........................................................4

2.Аутогенная тренировка И ЕЁ ФОРМУЛЫ ……............................7

3. Аутогенная тренировка как средство физического воспитания..................................................................................................14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………......................18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....................20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема данной работы: «Аутогенная тренировка как средство физического воспитания». Для её раскрытия потребуется объяснить ряд понятий, связанных с физическим и душевным здоровьем человека. К таким понятиям относятся: «физическое воспитание», «явление упражняемости», «аутогенная тренировка», «психорегулирующая тренировка», «психофизическая тренировка» и другие.

Перед началом выполнения работы, мной была сформулирована её цель, которая заключается в том, чтобы  показать взаимосвязь между физическим и душевным здоровьем по средствам аутогенной тренировки, использующейся в качестве средства физического воспитания, как детей, так и взрослых.

Для достижения намеченной цели, были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть суть понятия «физическое воспитание» и историю его   возникновения;
  • рассказать об аутогенной психомышечной тренировке:

-  в зарубежной системе  физического воспитания и спорта;

-  в советской системе физического воспитания и спорта; 

  • рассмотреть основные формулы аутотренинга;
  • проследить взаимосвязь аутогенной психомышечной тренировки с физическим воспитанием (аутотренинг как средство физического воспитания).

Данная работа будет  актуальна преимущественно для  людей, работающих в крупных организациях, компаниях, оказывающих услуги населению, туристических фирмах и прочих предприятиях, где происходит постоянное взаимодействие с большим количеством людей. Так как персонал данных предприятий чаще других подвержен стрессам и неврозам, вынужден разбирать жалобы и улаживать конфликты, принимать решения.

1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Прежде чем говорить об аутогенной тренировке как о средстве физического воспитания, разберёмся, для начала, в том, что такое  «физическое воспитание» и какие  элементы оно в себя включает.

Физическое  воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Возникновение физического  воспитания относится к самому раннему  периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического  процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые  вели более активный и подвижный  образ жизни, многократно повторяли  те или иные физические действия, проявляли  физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования.

Далее, в ходе эволюционного  развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание  человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли ещё в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совершенство»; 5) «спорт».

Иными словами, физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Следовательно, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

 

2. Аутогенная тренировка И ЕЁ ФОРМУЛЫ

 

В последние годы в  спорте все большее признание получают методы психической подготовки, одним из которых является метод аутогенной психомышечной тренировки (сокращённо - АПМТ).

Опыт участия советских  спортсменов в олимпийских играх  показывает, что решающую роль в  победе играет умение спортсмена настроить свою психику на бескомпромиссную борьбу, на полную самоотдачу сил, на победу. В реализации этих главных установок неоценимую помощь оказывает сила, заложенная в самовнушении.

Аутогенная  тренировка (аутотренинг, АТ) представляет собой набор упражнений, позволяющих контролировать и направлять взаимодействие нервной системы, мышечной системы и внутренних органов человека. Как система психофизического саморегулирования, она служит надежной основой для поддержания и укрепления здоровья, самочувствия и общего тонуса.

Аутогенная тренировка была разработана известным психологом И. Г. Шульцом и широко вошла в  практику не только медицины, но и спорта. Это самовнушение в самом широком  смысле, методика мотивированного психологического, психопрофилактического воздействия человека на самого себя посредством формы самовнушения в состоянии релаксации, цель которого — благотворное влияние на свое настроение, чувства, намерения, волю. Ключевым ее моментом является умение достигнуть состояния аутогенного погружения — своего рода полудремоты, в которой образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную систему.

Таким образом, с помощью  аутогенной тренировки можно научиться  расслаблять мышцы, концентрировать или отвлекать внимание, управлять вегетативной нервной системой и через нее — деятельностью внутренних органов, достигать состояния покоя, внушать себе желаемые модели поведения.

В советской системе  физического воспитания и спорта применяется разработанная А. В. Алексеевым, на основе методов И. Г. Шульца, своя методика, которая называется «психорегулирующая тренировка», или сокращенно ПРТ. Задача ее — не только достичь успокоенности в тех случаях, когда налицо признаки перевозбуждения, но и высокой активности, мобилизованности, и состоит она из двух частей — успокаивающей и мобилизующей.

 А. В. Алексеев считает, что основами аутогенной психомышечной тренировки можно овладеть за 5–7 дней, если, конечно, серьезно отнестись к занятиям. Во-первых, надо уметь «погружаться» в дремотное состояние, когда мозг становится повышенно чувствителен к словам, «связанным с ними» мысленным образом. Во-вторых, надо научиться предельно сосредоточивать свое напряженное внимание на том, чем заняты твои мысли в данный момент. В этот период мозг отключается от всех посторонних влияний. Между головным мозгом и мышцами существует двусторонняя связь. С помощью импульсов, идущих из мозга к мышцам, осуществляется управление мышцами, а импульсы, идущие от мышцы в головной мозг, дают мозгу информацию о своем физиологическом состоянии, готовности выполнять ту или другую работу и являются, в то же время, стимуляторами мозга, активизируя его деятельность.

Например, возбуждающее действие на мозг оказывает разминка. Когда же мышцы находятся в спокойном состоянии и расслаблены, импульсов с мышц в мозг поступает мало, наступает дремотное состояние, а затем сон. Эта физиологическая особенность и используется в психомышечной тренировке для сознательного достижения дремотного состояния.

Для проведения занятий психорегулирующей тренировки требуется немного времени. Это может быть 10—20 минут ежедневно или даже несколько раз в день. Проводить такие занятия можно в любом месте, но только при условии, что вас не отвлекают. Перед началом занятий необходимо принять удобное положение — расположиться поудобнее в кресле, можно на диване. А под рукой только стул, то нужно принять «позу кучера» (это положение похоже на позу человека, сидящего на облучке): человек садится на край стула так, чтобы ноги были полусогнуты и раздвинуты в стороны на полшага, опущенные руки свисают между коленями, туловище и голова наклонены вперед. Находясь в этой позе, необходимо закрыть глаза, дышать неглубоко диафрагмой. Говорить про себя предложенные дальше формулы, стараясь выполнить или мысленно представить то, о чем говорите.

Успокаивающая часть психорегулирующей тренировки:

1.  Я расслабляюсь  и успокаиваюсь.

2.  Внимание  на  моем  лице.

3.  Мое лицо спокойно.

4.  Губы и зубы  разжаты.

5.  Расслабляются мышцы  лба... глаз... щек...

6.  Расслабляются мышцы  затылка... и шеи...

7.  Лицо начинает  теплеть.

8.  Теплеют  затылок   и  шея.

9.  Мое лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное... неподвижное...

10. Мое внимание переходит  на руки.

11. Мои руки начинают  расслабляться и теплеть.

12. Мои пальцы и кисти  расслабляются и теплеют.

13. Мои предплечья и  локти расслабляются и теплеют.

14. Мои плечи и лопатки  расслабляются и теплеют.

15.  Руки полностью  расслаблены... теплые... неподвижные...

16.  Все внимание  на моих теплых пальцах.

17.  Все внимание  переходит на лицо.

18.  Мое лицо полностью  расслаблено... теплое... спокойное... неподвижное...

19.  Мое внимание  переходит на ноги.

20.  Мои ноги начинают  расслабляться и теплеть.

21.  Мои подошвы и  голеностопы расслабляются и  теплеют.

22. Мои   голени   и   колени расслабляются и  теплеют.

23. Мои бедра и таз  расслабляются и теплеют.

24. Мои   ноги...   полностью расслаблены... теплые... неподвижные...

25. Все внимание на  теплых голеностопах.

26.  Все внимание переходит на лицо.

27. Лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное... неподвижное...

28. Все внимание переходит  на туловище.

29. Мое туловище полностью  расслаблено и теплое.

30. Все внимание на  груди.

31. Мое дыхание спокойное... свободное... легкое...

32.  Все внимание  на сердце.

33.  Мое  сердце  бьется спокойно... ровно... хорошо...

34.  Оно отдыхает...

35.  Весь мой организм  отдыхает.

36.  Все внимание на лице.

37.  Мое лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное-неподвижное...

38.  Я отдыхаю...

39.  Я отдохнул (ла) и успокоился (лась).

Или: я отдохнул (ла) и набрался (лась) сил.

40.  Самочувствие     хорошее. 

Или:   самочувствие   отличное!

Для того чтобы два  раза осмыслить все сорок формул, требуется около 20 минут. Впоследствии в процессе занятий самовнушением  происходит постепенное сокращение числа формул до семи — на них уходит в среднем 3 минуты.

Эта успокаивающая часть психорегулирующей  тренировки особенно полезна людям, страдающим невротическими нарушениями, бессонницей. Такая тренировка помогает быстрее засыпать, уменьшает количество пробуждений ночью, удлиняет сон, что позволяет лучше отдохнуть. Для отдыха во время самовнушенного сна можно добавить к предыдущим формулам следующие:

Информация о работе Аутогенная тренировка как средство физического воспитания