Американский период научного творчества П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: показать актуальность и необходимость детального изучения основных теоретических направлений научной деятельности П.А. Сорокина.
Задачи работы:
Показать взаимосвязанность и неотрывность научной деятельности русского и американского периодов в основных работах П.А. Сорокина.

Содержание

Введение
Глава 1 Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина
Глава 2 Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода
Концепция социальных нарушений
Теория социокультурной динамики
Интегральная парадигма
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по истории социологии.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

    Также Сорокин определяет «новое царство  реальности», которое состоит из неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений. Причем «…явления  культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения), который накладывается на  физический и/или жизненный компоненты». /23, стр. 135/ Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смысла, Венера Милосская превращается в простую глыбу мрамора». /23, стр. 135/  Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов)  явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу». /23, стр. 136/

    Среди смысловых ценностей суперорганического мира  Сорокин выделяет высшую интегральную ценность – «истинную вершину  добра» - «невидимое триединство Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие». /23, стр. 136/ Автор утверждает: «…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты». /17, стр. 86/

    Описанная выше сложная система описывает  сущностные характеристики  Интегрального общества, которое, по Сорокину  есть наиболее приемлемая историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы. Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего общественного строя.

    Но  Сорокин не только описывает и  обосновывает необходимость построения Интегрального общества, он идет дальше и  подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее - распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в созданном им  Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

    В настоящее время интерес к  творчеству П.А. Сорокина как со стороны  западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

    Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики, резко и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики,  приобрела  так называемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами,  разрушив таким образом большинство позитивных былых завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы.  Однако сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению  теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.

    Ю.В. Яковец  в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого  лидерства с Запада на Восток пишет  следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не исчерпан». /34, стр. 156/

    Однако, мне кажется, что мы преодолели  самый критический момент и повернули  в сторону возрождения, так как  в целом наблюдаемая картина  «суперорганического мира» России представляет наличие процессов «фильтрации» как западного культурного наследия, так и «советско-российского», причем происходит накапливание позитивных элементов того и другого,  их довольно активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя сейчас утверждать, что опасность миновала, но критическая точка, по-моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что в случае очередного экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шагов назад  и упомянутая альтернатива не возникнет снова.

    Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов.

    Особенно  ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

    Профессор  Гарольд Браун считает: «что практически  на сто процентов оправдались  прогнозы Питирима Сорокина в отношении  того, в каком направлении пойдет наше общество». Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.

    Завершить работу хотелось бы следующими справедливыми словами А.В. Липского: «Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотом России». /9, стр. 134/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 

  1. Бондаренко  В.М. Питирим Сорокин и социокультурные  тенденции нашего времени. К 110-й  годовщине со дня рождения // СОЦИС. 1999. № 7
  2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. М.: Онега, 1995
  3. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС 2000. № 4
  4. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. Спб.: Ольга, 1996
  5. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция  человечества // СОЦИС. 1999 № 11
  6. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС. 1999 №6
  7. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С. Харпером) // СОЦИС. 1996 №1
  8. Зверев В.М., Соболев В.С. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИС. 1989 №2
  9. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИС. 1990 №2
  10. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993
  11. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. 1992 №10
  12. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996
  13. Сапов В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // СОЦИС. 1990 №3
  14. Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // СОЦИС. 1991 №8
  15. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИС. 1996 №5
  16. Согомонов А.Ю., Сорокин П.А., Ковалевский М.М. // СОЦИС. 1989 №3
  17. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997
  18. Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИС. 1989  №3
  19. Сорокин П.А. Забытый фактор войны // СОЦИС. 1999. № 11
  20. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.: Алетита, 2000
  21. Сорокин П.А. Историческая необходимость // СОЦИС. 1989 №6
  22. Сорокин П.А. Колонизационные вожделения // СОЦИС. 1990 №2
  23. Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИС. 1992 №10
  24. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса  // СОЦИС. 1998 №12
  25. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994
  26. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США // СОЦИС. 1993 №8
  27. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993
  28. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // СОЦИС. 1999 №7
  29. Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИС 2001. № 5
  30. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИС. 1991 №8, №9
  31. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992
  32. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИС. 1999 №5
  33. Теория интерактивного общества П. Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции. Уфа, 1997
  34. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС. 1999 №6

Информация о работе Американский период научного творчества П.А. Сорокина