Американский период научного творчества П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: показать актуальность и необходимость детального изучения основных теоретических направлений научной деятельности П.А. Сорокина.
Задачи работы:
Показать взаимосвязанность и неотрывность научной деятельности русского и американского периодов в основных работах П.А. Сорокина.

Содержание

Введение
Глава 1 Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина
Глава 2 Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода
Концепция социальных нарушений
Теория социокультурной динамики
Интегральная парадигма
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по истории социологии.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ 

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    по  дисциплине: “История социологии

    на  тему:

        Американский период научного творчества

        П.А. Сорокина”.  
     
     
     

    Выполнил  студент гр.

                                                                             Проверила  
 
 
 
 
 
 

    К 2003 г.

    Содержание.

                                                                                               Стр.

Введение………………………………………………………………………...3-6

Глава 1 Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина………………..…………………………………………………….....7-12

Глава 2  Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода. ………………………………………………………………………....13-32

Концепция социальных нарушений…………………………………………...14-21

Теория  социокультурной динамики…………………………………………...22-28

Интегральная  парадигма……………………………………………………….29-32

Заключение  ……………………………………………………………………..33-35

Список  использованной литературы ………………………………………….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Личность  Питирима Александровича Сорокина -  одна из наиболее эрудированных, противоречивых и  выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.

    Актуальность

    Актуальность  изучения американского периода  творчества  П.А. Сорокина можно подтвердить множеством фактов. Прежде всего, необходимо подчеркнуть недостаточность изучения американского периода деятельности Сорокина. Это положение можно объяснить следующими обстоятельствами.

    Питирим Сорокин написал 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы, Азии и Америки, множество очерков и более двухсот статей; его труды переведены на 48 языков мира, однако на родине вплоть до 60-х годов не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников – Парсонса, Мертона, Беккера и других – переведены и изданы, хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои идеологии и теории». /11, стр. 133/   

    Началом его «возвращения на родину» можно  считать защиту в 1968 году (год его  смерти) после долгого замалчивания его имени две первые кандидатские диссертации по его концепциям.  Впоследствии стал не только увеличиваться список подобных диссертаций, но также стал увеличиваться поток статей в периодике, посвященных его творчеству, и его собственных статей, стали издаваться его книги.

    Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в  первую очередь научных трудов, относящихся  к так называемому «русскому  периоду» его творчества, а также  несомненный интерес обществоведов  возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов -  все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.

    Сейчас  можно уже говорить о том, что  данный период его творчества изучен достаточно хорошо, хотя остается еще немало «белых пятен», изучение которых – дело будущего.

    Недостаточность изучения американского периода  творчества ученого подчеркивает и  Р. Мертон  в своем интервью: «…я  говорю обо всех этих фактах из биографии П. Сорокина лишь потому, что американский период его творчества мало известен российскому читателю». /11, стр. 132/   Задача сегодняшнего дня – восполнить этот существенный пробел.

    Недостаточность изучения усугубляется также слабым вниманием и незаслуженным, на мой взгляд, забвением его идей и теорий со стороны западных  социологов, его неоцененностью на Западе.

    «Должен сказать, что сейчас в США интерес  к П. Сорокину существует, но очень  ограничен. Скорее это можно назвать  восхищением его умом, чем его  вкладом в социологию». /11, стр. 132/  60-е годы, Уильям Колб: «Кто читает Сорокина? Каким бы ни был ответ, в целом социологов нельзя включать в число его читателей. Конечно, «Социальная мобильность» и «Современные социологические теории» часто цитируются и используются социологами в преподавании и исследованиях. Но «Динамика», связанные с ней работы,…больше даже не критикуют, а просто игнорируют». /6, стр. 14/

    «Его  имя и сейчас всегда упоминается  с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нем как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез».  /31, стр. 5/

    Хотя  нельзя не отметить, что на Западе существует множество критических трудов по творчеству П.А. Сорокина и отлично  представлен и изучен американский период его деятельности.

    Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога  является непреходящая ценность его  идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами.

    «Я  хочу выразить высокое признание  Сорокину за его достижения в социологии нынешнего дня, а не в социологии прошлого,   много его работ  предвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего состояния. Это касается как России, так и Соединенных Штатов…» /1, стр. 139/

    «Он оставил десятки монографий, в  которых заложены основы нового видения  общества, формулировал главные тенденции  и альтернативы, которые будут  определять развитие общества в следующем столетии. Многие прозрения Сорокина оставались непонятыми в течение нескольких десятилетий; только сейчас постепенно начинает проясняться их истинный смысл и прогностическая сила».  /34, стр. 3/

    «Сейчас можно утверждать, что это одна из самых дальновидных и критических личностей в анналах нашей науки». /6, стр. 14/

    «…суждения  действительно великого ученого  и сегодня звучат злободневно  и намного, точнее, в анализе современной ситуации в России, чем многие труды наших современников». /33, стр. 10/  Показателен в этом смысле и тот факт, что в 1969 году, на съезде Американской социологической ассоциации, многие молодые американские социологи (Джонстон называет их «социологи-диссиденты») носили значки с надписью «Сорокин жив!». Это действительно так, ведь он и сейчас остается нашим актуальным собеседником по многим проблемам науки и общественной жизни. Голосенко И.А. , к тому же, высказывает предположение, что Сорокин «…может быть, является ориентиром в переинтерпритации классического наследия». /2, стр. 258/

    На  международном научном симпозиуме, посвященному 110-летию со дня рождения ученого (февраль 1999 года) учеными было даже высказано предположение о  грядущем в XXI веке «сорокиновском ренессансе»,  «…так как в его творчестве гармоничным образом соединились высочайший профессионализм и истинный гуманизм, мудрая объясняющая теория и действенный технологизм, безупречные нравственные стандарты и покоряющая мощь интеллекта». /1, стр. 138/

    Все вышеупомянутые факты и тенденции, несомненно, доказывают актуальность рассмотрения и изучения  американского периода творчества П.А. Сорокина.

    Объект  работы: научная деятельность и творчество П.А. Сорокина.

    Предмет работы: американский период деятельности П.А. Сорокина.

    Цель  работы: показать актуальность и необходимость детального изучения основных теоретических направлений научной деятельности П.А. Сорокина.

    Задачи  работы:

           Показать взаимосвязанность и неотрывность научной деятельности  русского и американского периодов в основных работах П.А. Сорокина.

      Обосновать необходимость выделения, охарактеризовать и раскрыть сущность каждого из представленных в работе теоретических направлений в творчестве П.А. Сорокина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава1 Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов 

          Прежде чем обратиться непосредственно к американскому  периоду творчества П.Сорокина,  необходимо кратко остановиться на его  мировоззренческих и теоретических  истоках.

          Свою точку зрения высказывает биограф П. Сорокина Джонстон:  «Русское православие тоже стало важным элементом его характера. Учение церкви смешалось с языческой мифологией и сформировало эстетические чувства и духовность Сорокина… Религия, образование и традиции Коми, переплетаясь, формировали личность юноши, а позднее вели его научное творчество к интергрализму». /6, стр. 14/

          Становление теоретических  воззрений Сорокина происходило  под влиянием теорий таких русских  ученых как Михайловский, Лавров, де Роберти, Ковалевский,  Ростовцев,  Павлов,  Толстой, Достоевский, Жаков, Чернов, Кропоткин.  Академик Л.И. Абалкин также рассматривает творчество Питирима Сорокина  «… через призму своеобразия традиций и преемственности российской школы, как экономической мысли, так и обществоведения. Масштабы России  веками учили думать глобально, перспективно,… это заложено в корнях российской мысли. Посмотрите работы Кондратьева, Сорокина, Леонтьева, и вы узнаете этот макровзгляд. Здесь отложилось и то, что было уникально присуще России и, пожалуй, только ей, которая была и остается единственной великой евразийской страной, сочетающей ценности восточной культуры и западного рационализма… Это ее судьба и ее школа». /1, стр. 139/

          Также, будучи секретарем Ковалевского, Сорокин имел возможность  познакомиться с идеями выдающихся западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс. Кроме того, он был знаком с трудами Дарвина, Гегеля, Конта, позднее – Зиммеля.

          Необходимо учитывать также и ту социально-политическую обстановку в России, которая оказала огромное влияние на становление его взглядов и мировоззренческих позиций: первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия  бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет.

          Все эти условия  в совокупности не могли не оказать  влияние на его работы и труды  русского периода, которые, как утверждает большинство исследователей наследия Сорокина, содержат в себе многие темы, версии и направления работ американского периода творчества ученого. Более того, А.Ю. Согомонов, И.А. Голосенко, В.В. Козловский, например, утверждают, что разделение всего творчества Сорокина на русский и американский периоды нецелесообразно и не вполне справедливо, т.к. «…его научное творчество едино, целостно, несмотря на сложные идейные метаморфозы, им перенесенные». /2, стр. 257/

          Основанием для  такой позиции является, прежде всего, видение структуры социологического знания Сорокина («смутный абрис социологической науки»), которое почти безо всяких изменений он сохранит на долгие годы. Эту структуру он описывает в 1 томе «Системы социологии» во 2-й главе обширного введения «Архитектоника социологии и ее основные отделы», а также рисует обобщенную схему. /27, стр. 56/  Однако, более лаконично, предметно и кратко, на мой взгляд, он описывает эту структуру в уникальной программе преподавания социологии (это была первая советская программа такого рода), составленная в 1919 году. Представлю вкратце систему социологии по Сорокину, пользуясь двумя вышеуказанными источниками.

          Вся социология делится  на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается  на 3 основных отдела:

             1) «… на  социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения». /31, стр. 531/ Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего соц. явления и социальную аналитику, изучающую строение  сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения»; /27, стр. 56/

Информация о работе Американский период научного творчества П.А. Сорокина