Правовое регулирование ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:38, реферат

Описание

Цель работы: изучить виды цен их классификацию.
Задачи работы:
- раскрыть сущность цены как экономической и юридической категории,
- изучить виды цен в структуре ценообразования,
- определить участие в правовом регулировании ценообразования государства.

Содержание

Введение
1. Цена как экономическая и юридическая категория
1.1 Система ценообразования
1.2 Цены, регулируемые государством
2. Правовое регулирование ценообразования
2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
2.2 Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

разновидности:     налоговая     ответственность,     ответственность     по

антимонопольному   законодательству,   ответственность   за    экологические

правонарушения, ответственность в области ценообразования. В соответствии  с

ним взысканию  (конфискации)  подлежит  не  прибыль,  а  излишне  полученная

выручка.  В  этом  же  размере  взыскивается  штраф.  Штраф  при   повторном

правонарушении  взыскивается в двукратном размере. 
 

                                 Заключение. 
 

Государственное регулирование –  это  воздействие  на  цены  таким  образом,

чтобы способствовать стабильному развитию  экономической  системы  в  целом.

Выделяются  три  уровня  в   регулировании   ценообразования:   установление

государством  фиксированных цен;  установления  условий  ценообразования  для

предприятий; свободные (договорные)  цены.  Регулирование  цен  представляет

собой сложный  и чрезвычайно  дорогостоящий  процесс.  В  годы  экономической

реформы   регулирование   цен   в   России   получило   достаточно   широкое

распространение, и трудно  предположить,  что  в  настоящее  время  от  него

смогут  отказаться  как  региональные,  так  и  федеральные  органы  власти.

Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является  одной

из  достаточно  хорошо  оформившихся  ниш   в   сфере   нормативно-правового

регулирования ценообразования. Эффективность государственного  регулирования

ценовых условий на  продукцию  и  услуги естественных  монополий оказывает

значительное  влияние  на  функционирование  предприятий  реального  сектора.

Пока еще  не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В  частности,

необходимо  сформировать  законодательную  базу,   регламентирующую   работу

регулирующих  органов. 
 

                       Список используемой литературы. 
 

1.  Выбор   стратегии  ценообразования   на   рынке.   Роль   государства   в

ценообразовании.         Государственное         регулирование          цен.

http://www.mibif.ru/proftest/market/6/ls5_4.htm. 

2.   Пудров  Ю.  А.  Проблемы   публично-правовых   основ   ценообразования.

http://www.fdp.ru/rus/papers/paper023.html 

3. О государственном  контроле за порядком применения  регулируемых цен и

тарифов. Об основах ценовой политики Российской Федерации. Цапелик В.Е.

http://www.legislature.ru/fund/archive/expertiz/sep1.htm 

4. Основные  неурегулированные проблемы. Государственное  регулирование

ценообразования в естественных монополиях: проблемы и пути их решения.

http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?doc&nd=981600365&nh=1&part=47. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер, практически  невзаимозаменяем. Потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов (развитая сфера бытовых услуг позволяет высвободить время для развлечений, развитие туризма увеличивает спрос на услуги связи, общественного питания и др.).

Высокая общественная значимость социальных услуг (здравоохранение, образование, культура) определяет наличие льгот, дотаций, бесплатность предоставления отдельных услуг.

Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапливать, хранить услуги порождает необходимость регулирования тарифами интенсивности спроса во времени через гибкое ценообразование, дифференцированное ценообразование, использование механизмов скидок и надбавок. (Например, тарифы на услуги связи по времени суток и дням недели).

Дифференциацией тарифов  невозможно полностью сгладить колебания  интенсивности спроса на них во времени. Это порождает необходимость  для организаций сферы услуг  нести затраты на удовлетворение спроса в пиковые периоды, а также  осуществлять затраты на меры по смещению спроса на непиковое время. Уровни и структура затрат по удовлетворению спроса в пиковые периоды и в остальное время практически никогда не совпадают. При обосновании тарифа должна закладываться большая из величин прямых затрат.

В сфере услуг  своеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений: чем меньшее  место в услуге занимает вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять услуги разных организаций. В принципе, можно оценить качество услуг по пошиву одежды, ремонту обуви, ремонту помещений до их приобретения. Организации долгое время работающие на рынке этих услуг имеют возможность познакомить клиентов с результатами подобных услуг, оказанных ранее. Но оценить качество услуг компании, предлагающих менее вещественные услуги, можно только после их получения. Поэтому организации, предлагающие подобные услуги обладают большей свободой в ценообразовании. Иногда клиенты не могут объективно оценить и сравнить качество услуг даже после их получения (услуги организаций культуры, здравоохранения, образования). Это является причиной следующей особенности ценообразования в сфере услуг.

Цена  услуг рассматривается покупателем как символ качества.

Неразрывность спроса и предложения определяет локальный  характер рынка услуг и наличие в ряде случаев естественной монополии. При наличии естественной монополии возникает необходимость государственного регулирования рынка соответствующих услуг. Естественная монополия может возникнуть и в связи с ограниченностью рынка, когда экономически невыгодно создавать дополнительные предприятия. Данная характеристика не носит всеобщий характер и значительно изменяется в последние десятилетия. Либерализация дает мощный импульс развитию мобильных средств связи, прогрессу на авиатранспорте и т.д. Только за первые три года после демонополизации телекоммуникаций цены на эти услуги в США снизились на 12%, Австралии – на 15%, Японии – на 30%, Англии – на 42%.

Виды  цен в сфере  услуг

По  стадиям движения товара – являясь по структуре оптовой ценой, она выполняет функции оптовой и розничной.

По  степени свободы  в ценообразовании – свободные тарифы, регулируемые чисто рыночными механизмами (бытовые услуги, услуги коммерческих банков, коммерческие образовательные и медицинские услуги), тарифы формально саморегулируемые участниками рынка (регулирование различными объединениями или соглашениями участников рынка, например на авиаперевозки) и тарифы, регулируемые государством. Государство осуществляет прямое регулирование тарифов на услуги транспорта, связи (в рамках регулирования естественных монополий) или дает возможность бесплатного получения услуг (здравоохранение, образование).

По  способу расчета. На единицу потребляемой услуги (билет в музей, в кино, театр). Интегральные как сумма цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги (ремонт жилья, бытовой техники, стоматология). Комплексные при реализации взаимодополняющих услуг (лечение в стационаре, туристско-экскурсионное обслуживание, банковское обслуживание, обслуживание покупателей программных продуктов). Цена по принципу абонемента – дает право пользования услугой в течение определенного периода без ограничения объема (проездной в общественном транспорте, водоснабжение).

Логика  ценообразования  на набор услуг – комплекс благ должен стоить для покупателя меньше, чем при покупке каждого из благ в отдельности. Набор услуг может быть неразбиваемым, если входящие в его состав услуги нельзя купить по отдельности (обычно используется фирмами предлагающими уникальную услугу в сочетании с традиционными), разбиваемым, если услуги можно приобрести как по отдельности так и в комплекте, причем цена комплекта ниже, чем сумма услуг при изолированном их приобретении).

Стратегии ценообразования:

  • широко распространено дифференцированное ценообразование;
  • двухчастные цены – установление цены на услугу, потребление одной части которой связано с необходимостью дополнительной оплаты другой части (парк атракционов).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цена - это денежное выражение стоимости медицинской услуги. Стоимость медицинской услуги - это количество труда, вложенное в оказание медицинской услуги определенною качества. 
Общественное здоровье и здравоохранение Стомат. ф-т 
Ценообразование в системе здравоохранения является довольно сложным вопросом по ряду причин: 
1) Относительная новизна вопроса 
2) Существуют определенные трудности при расчете тарифов на медицинские услуги в связи с особенностью ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфер в учреждениях здравоохранения 
3) Отсутствует отдельный учет по услугам, службам внутри отделения 
4) Медицинское учреждение имеет сложную структуру. Нельзя использовать одинаковую систему ценообразования для стационара, поликлиники итд. 
5) Сложность отношения тех или иных видов затрат к стоимости медицинских услуг в медицинском учреждении. 
6) Существование различных принципов расчета между медицинскими учреждениями и другими организациями, при обмене услугами с пациентом 
Общие принципы ценообразования: 
1. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на оказание медицинских услуг, их потребительские свойства и качества 
2. Цены должны обеспечивать получение прибыли медицинским учреждением для оказания дополнительных медицинских услуг 
3. Цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на каждый вид медицинской услуги 
4. Цены должны носить противозатратный характер и стимулировать улучшение качества услуг 
В здравоохранении несмотря на переход к рыночным отношениям цены на медицинские услуги формируются не по принципу спроса и предложения, а отражают затраты медицинского учреждения на оказываемые медицинские услуги. 
Стоимость это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. При этом процесс оказания услуги совпадает с процессом реализации. 
Цена медицинской услуги складывается из двух частей: 
1) Себестоимость - выраженные в денежной форме материальные затраты -и оплата труда в медицинском учреждении в расчете на единицу медицинских услуг. Себестоимость показывает, во сколько обходится медицинскому учреждению данная услуга. 
2) Прибыль 
Структура себестоимости (С/С): 
1. Заработная плата (Зп) - годовой фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование 
2. Гадовой износ основного оборудования с учетом срока службы (О) 
3. Годоиог/ износ дополнительного оборудования с учетом срока службы (Од) 
4. Годовой износ медицинского инструментария с учетом срока службы (И) 
5. Стоимость медикаментов, реактивов, потребленных медицинским учреждением на оказание определенной медицинской услуги (М) 
6. Стоимость мягкого инвентаря (в основном белье) с учетом. срока службы (Б) 
7. Расходы на питание (П) 
8. Прочие расходы (Пр) 
Таким образом С/С =П+Пр 
Прибыль рассчитывается, исходя из уровня рентабельности, который в здравоохранении составляет 20-25 %, т.е. Прибыль = С\С х 0.25 
Цена складывается из себестоимости и прибыли. Таким образом цена определяется по формуле: цена = С/С + (С/С х 0.25) 
69. Механизм формирования цен в здравоохранении. Виды цен и методы ценообразования. 
Механизм формирования цен на медицинские услуги включает в себя следующие элементы: 
1) Определение цели - как будет использоваться прибыль, полученная через цены на медицинские услуги. Для одних медицинских учреждений это может быть просто выживание в сложных экономических условиях, для других - максимальных захват рынка (посредством минимальных пен) и тд. 
2) Оценка рыночной конъюнктуры и затрат. Включает изучение спроса на медицинские услуги, платежеспособности пациентов, конкуренции и тд. 
3) Поиск нужного метода ценообразования - уровень цен определяется поставленной целью, они могут быть минимальными, максимальными, оптимальными. 
4) Определение итоговой цены. При этом необходимо произвести полную калькуляцию издержек на оказание услуги, которые бывают постоянными и переменными. Постоянные издержки остаются неизменными независимо от объема медицинских услуг (затраты на аренду, амортизацию, налоги на имущество, оплата управленческого аппарата и тд.). Переменные издержки - это затраты, величина которых связана с объемом оказываемых медицинских услуг (затраты на медикаменты, питание, оплата труда наемных работников и тд.) Постоянные издержки + переменные издержки = полные издержки. 
5) Контроль за ценами, т.к. соотношение рыночной цены и реальных затрат может меняться 
6) Регулирование цен — через налоги (косвенное регулирование), через установление фиксированных цен (прямое регулирование), государственное регулирование 
Существует три основных метода ценообразования: 
1. Затратное ценообразование 
2 Ценностное 
3. Следование за конкурентом 
Затратное ценообразование — метод ценообразования, применяющий в качестве отправной точки фактические затраты (издержки) фирмы на производство и реализацию медицинской услуги. В этом случае величин)' затрат на единицу продукции возможно определить только после того, как цена будет установлена. Это обусловлено тем, что установленная цена влияет на объем продаж услуги, и, как следствие, на возможный объем се производства. Затраты на единицу при этом зависят напрямую от объема производства. В этом заключен недостаток данного метода, однако, на нынешнем этапе функционирования медицинских учреждений он оправдан и является распростра! генным. 
Ценностное ценообразование - метод ценообразования, обеспечивающий фирме получение большой прибыли за счет оптимального соотношения ценность услуги /затрата на нее. 
Следование за конкурентом - метод ценообразования, при котором молодая (недавно возникшая) фирма не тратит силы на разработку стратегии и тактики ценообразования, ориентируется на цены фирм-конкурентов, считая, что последние в своей деятельности не будут работать себе в убыток. 
Виды цен на медицинские услуги 
Система цен на медицинские услугу включает в себя слсдуюш.ие группы: 
1) Бюджетные оценки — расчетная стоимость медицинских услуг , которая не отражает реальных затрат медицинского учреждения. Используются при определении объема финансирования учреждений из бюджета, для осуществления взаимных расчетов между медицинскими учреждениями внутри одной территории или среди подразделений одного учреждения. 
2) Цепы на платные медицинские услуги (прейскурантные цены). Отражают практические затраты медицинского учреждения на оказание медицинских услуг и включают в себя прибыль. Используются для расчета с физическими лицами, а также с предприятиями и организациями, оплачивающими услуги для своих работников. 
3) Договорные цены - учреждаются прямыми договорами между медицинскими учреждениями и потребителями платных услуг. Прибыль здесь ничем не ограничена. 
4) Тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию. Отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы ОМС. Утверждаются руководителем комитета здравоохранения и исполнительными территориальных фондов ОМС. Регулируются приказом федерального фонда ОМС. Эти тарифы имеют следующие основные черты: 
1. Устанавливаются только а те услуги, которые включены в территориальную программу ОМС 
2. Рассчитываются на каждый их используемых медицинским учреждением показателей (средняя стоимость пролеченного больного, число проведенных койко-дней, за законченный случай лечения, среднедушевой норматив). 
Тарифы включают в себя расходы и средства на развитие медицинского учреждения. 
5) Свободные цены на платные медицинские услуги. Формируются на основе рыночных показателей: 
• Полезность, ценность услуги 
• Платежеспособность потребителя 
• Конъюнктура рынка 
• Качество услуги 
• Реклама 
• Вкусы пациентов 
• Законы спроса и предложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое регулирование ценообразования