Правовое регулирование ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:38, реферат

Описание

Цель работы: изучить виды цен их классификацию.
Задачи работы:
- раскрыть сущность цены как экономической и юридической категории,
- изучить виды цен в структуре ценообразования,
- определить участие в правовом регулировании ценообразования государства.

Содержание

Введение
1. Цена как экономическая и юридическая категория
1.1 Система ценообразования
1.2 Цены, регулируемые государством
2. Правовое регулирование ценообразования
2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
2.2 Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

регулированию железнодорожных тарифов распределены  между  Министерством  по

антимонопольной политике и  поддержке  предпринимательства  и  министерством

путей  сообщения.  Тарифы  на  услуги  водного  транспорта   внутри   России

(каботаж)  регулируются Министерством транспорта. Цены  и  тарифы  на  услуги

локальных  монополий  (коммунальные  услуги,  водоснабжение,   муниципальный

общественный  транспорт,  эвакуация  и  переработка  отходов)   регулируются

муниципальными  и  региональными  органами  исполнительной  власти  субъектов

Федерации с учетом решений,  принимаемых  соответствующими  законодательными

органами.

    В  соответствии  со  своими  полномочиями,  установленными  Федеральным

законом «О  естественных  монополиях»,  перечисленные  органы  регулирования

выполняют следующие основные функции: 

- формируют  и ведут реестр субъектов   естественных  монополий,  в   отношении

которых осуществляются ценовое регулирование  и контроль;

- определяют  методы регулирования, предусмотренные   Федеральным  законом  “О

естественных  монополиях”, применительно к конкретному  субъекту  естественной

монополии; 

-  контролируют  в  пределах   своей   компетенции   соблюдение   требований

указанного  Федерального закона;

-  вносят  в  установленном   порядке   предложения   по   совершенствованию

законодательства  о естественных монополиях.

    В сфере ценообразования и  контроля за ценами (тарифами)  перечисленными

органами  регулирования естественных монополий  могут  применяться  следующие

методы: 

-  ценовое   регулирование   посредством   определения   (установления)   цен

(тарифов)  или их предельного уровня;

- определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию; 

-  установления   минимального   уровня   обеспечения   определенных   групп

потребителей  в  случае  невозможности удовлетворения   в   полном   объеме

потребностей  в товаре. 

    Эти органы принимают также  решения о методах и способах  ценообразования

применительно  к  конкретному  субъекту  естественной  монополии  на  основе

анализа  его  деятельности.  При  установлении  цены  (тарифа)   учитывается

стимулирующая роль цены  в  повышении  качества  производимых  (реализуемых)

товаров  (работ,  услуг)  и  в  удовлетворении  спроса  на  них,   а   также

оценивается обоснованность затрат. В число учитываемых при принятии  решения

факторов  входят: 

-  издержки  производства  (реализации)  товаров  (услуг),   в   том   числе

заработная  плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

- налоги  и другие платежи;

- стоимость  основных производственных средств,  потребности  в  инвестициях,

необходимых для их воспроизводства и амортизационные  отчисления; 

-  прогнозируемая  прибыль  от  возможной  реализации  товаров  (услуг)   по

различным ценам (тарифам);

- удаленность  различных групп потребителей от места производства товаров; 

-  соответствие   качества   производимых   (реализуемых)   товаров   спросу

потребителей;

- государственные  дотации и другие меры государственной  поддержки.

    Отсутствие  системного  подхода   со  стороны  государства   в   области

ценообразования привело к тому, что все последнее  десятилетие  продолжается

рост цен  на все виды топлива и электроэнергию по всем  группам  потребителей

и  сохраняется   устойчивая   диспропорция   между   уровнем   тарифов   для

промышленности и потребителей,  имеющих  более  льготные  тарифы,  в  первую

очередь, населения и сельского  хозяйства.  Предпринятые  в  последние  годы

шаги по развитию оптового  рынка  энергоресурсов  не  привели  к  ожидаемому

снижению  тарифов, а, напротив, к их дальнейшему повышению.

    Эффективность  государственного  регулирования   ценовых   условий   на

продукцию и услуги естественных монополий  оказывает значительное влияние  на

функционирование    предприятий    реального    сектора.    Так,    принятие

Правительством РФ в октябре 1998 г. решения о  временном  замораживании  цен

на топливно-энергетические  ресурсы  позволило  снизить  затраты  на  выпуск

продукции в народном хозяйстве на рубль  продукции с 92,8 коп. в 1998  г.  до

83,6 коп.  в 1999 г. В итоге рост затрат устойчиво отставал от  цен  выпуска,

рентабельность  продукции  повысилась  с  8,1%  до   18,5%,   были   созданы

предпосылки для роста производства.

    В 2000 г. ситуация изменилась. Рост  цен  на  продукцию  ТЭК   обусловил

опережающий рост затрат по отношению к росту цен на продукцию. Если в  целом

по промышленности инфляция составила 31,6%, то в топливной  промышленности  -

55,2%, электроэнергетике  - 39,9%. Следствием стало  снижение  рентабельности

реального сектора и рост дифференциации по объему  прибыли,  основной  объем

которой стал концентрироваться в сырьевых отраслях.

    Одна из основных причин подобного  положения  -  в  зависимости   органов

регулирования от  естественных  монополистов,  представители  которых  часто

входят  в  состав  этих   органов.   Тем   самым   естественным   монополиям

предоставлена возможность навязывать свои «правила игры»,  включать  в  цены

все оправданные  и  неоправданные  затраты.  В  итоге  «проблемы»  и  ошибки

естественных  монополистов  перекладываются  на  плечи потребителя.  Другой

причиной  является отсутствие единой методологической базы ценообразования  и

контроля  за  деятельностью  естественных  монополий.   В   связи   с   этим

деятельность   естественных   монополий   не    подпадает    под    реальный

государственный контроль.

         Пока еще не сформирована необходимая  экономико-правовая  среда.  В

частности, необходимо сформировать  законодательную  базу,  регламентирующую

работу  регулирующих органов. Следует четко  определить  и  разделить  функции

органов регулирования на  федеральном  и  региональном  и  местном  уровнях,

законодательно  определить процедуры разрешения конфликтов.

        Одной   из   важнейших   проблем   ценообразования   на   продукцию

естественных  монополий в сфере ТЭК является несоответствие цен  на  основные

виды   топлива   их   теплотворной    способности,    технологичности    при

использовании. Сегодня соотношение цен на газ, уголь, мазут составляет  1  :

0,74 : 5,2 и  значительно  отличается  от  соотношения  цен  на  уголь,  газ,

мазут, принятого  в мировой практике и равного 1 : 1,3 : 1,4. 

                   Правовое регулирование ценообразования. 
 

    Конституция   использует   понятие    «ценовая    политика»,    а    не

"ценообразование".  Публично-правовое  регулирование  предполагает  активное

участие в нем государства,  то  есть  осуществление  государством  в  данной

области определенной властной и целенаправленной  деятельности  -  политики.

Административная  деятельность  государства  и  муниципальных  образований  в

области   ценообразования   связана   и   с    некоторыми    организационно-

политическими, не правовыми  и  доправовыми  основами.  В  некотором  смысле

институт   публично-правового   регулирования    цен    -    это    средство

государственной политики цен. Государство  в  лице  соответствующих  органов

формирует  данный  институт,  осуществляет  выбор  того,  какими  средствами

тарифного   администрирования   целесообразно   воспользоваться   в   данных

социально-экономических  условиях, какие  средства  неприемлемы в принципе,

какие  должны  быть  зарезервированы,  определяет  объем   (поле)   ценового

регулирования.

    Наряду с непосредственным административным  вмешательством и контролем в

данном  поле  используются  и   иные   средства,  связанные   с   бюджетным

регулированием, налоговой политикой, участием  государства  и  муниципальных

образований в управлении субъектами хозяйственной  деятельности.  Конституция

и конституционный  закон "О Правительстве", относят  ценовое  регулирование  к

финансовой  сфере, к вопросам бюджетной,  финансовой,  кредитной  и  денежной

политики.  Институт  публично-правового  регулирования  ценообразования   не

имеет непосредственного  отношения к финансам и  финансовому  праву.  Предмет

института составляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений  по

государственному   управлению  формированием  физическими   и   юридическими

лицами  цен на отдельные товары.

       Публично-правовое    регулирование    ценообразования    не    имеет

непосредственного (овеществленного)  предмета  (денежных  средств).  В этом

смысле  предмет данного  института  сводится  к  нематериальному  управлению.

Верным  является  возложение  на  государственные   органы   контрольных   и

репрессивных  функций  и  в  тех  отраслях,  цены  в которых устанавливают

муниципальные  органы.  Была  установлена  особая  разновидность   публично-

правовой  ответственности за нарушение порядка  применения  регулируемых  цен.

Наряду  с общеизвестными видами публично-правовой ответственности  (уголовной

и административной) в российской  правовой  реальности  возникают  различные

Информация о работе Правовое регулирование ценообразования