Правовое регулирование ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:38, реферат

Описание

Цель работы: изучить виды цен их классификацию.
Задачи работы:
- раскрыть сущность цены как экономической и юридической категории,
- изучить виды цен в структуре ценообразования,
- определить участие в правовом регулировании ценообразования государства.

Содержание

Введение
1. Цена как экономическая и юридическая категория
1.1 Система ценообразования
1.2 Цены, регулируемые государством
2. Правовое регулирование ценообразования
2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
2.2 Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

Заключение

Таким образом, цены выступают  одновременно как в качестве важного инструмента управления, так и объекта государственного регулирования. Россия, осуществив либерализацию цен, отказавшись от того и другого, тем самым фактически оказалась единственной страной, которая пошла по пути полного самоустранения государства от регулируемого воздействия на цены.

Объект регулирования: цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающих более 35% соответствующего рынка. В Реестр включено пять тысяч  хозяйствующих субъектов, в том  числе на федеральном уровне - 614, что составляет 2,5% от общего числа. Ценовому регулированию подвергается 7% объема выпускаемой продукции. Субъектами регулирования выступают ГКАП России, его территориальные органы, которые формируют Реестр и оперативно вносят в него соответствующие изменения, а также Роскомцен, местные органы ценообразования, осуществляющие выборное регулирование и контроль за соблюдением государственной дисциплины цен.

К недостаткам, присущим этой сфере ценового регулирования, можно отнести: отсутствие законодательной  и недоработанность нормативной и методологической базы.

Несовершенство критериев  включения хозяйствующих субъектов  в Реестр "монополистов", приведет к неоправданному в ряде случаев  повышению удельного веса продукции, подпадающей под ценовое регулирование, и снижению качества и эффективности регулирования.

Вопросы регулирования  ценовой политики находятся в  ведении Федеральной службы по тарифам, уполномоченной осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляющей функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Библиография

1. Трудовой кодекс  РФ

2. Указ Президента  РФ от 28.02.95. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (ред. от 08.04.2003) //СЗ РФ. - 1995. - №10. - Ст.859; 1995. - № 28. - Ст. 2645.

3. Международные правила  по толкованию торговых терминов  «ИНКОТЕРМС».

4. Гражданское право  / Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 2006.

5. Гражданское право:  Учебник; В 2 т. / Отв. ред. Е.  А. Суханов. 2-е изд., перераб. и  доп. М., 2007.

6. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб., 2005.

7. Карасева М.В.  Правовое регулирование ценообразования:  Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.А. Соловьева. М., 2005.

8. Соловьев Б.А.  Управление ценообразованием: 17-модульная  программа для менеджеров «Управление  развитием организации». Модуль 13. М.: Инфра-М, 2006.

9. Бачило И.Л. Информационное  право //Государство и право. 2007.№ 2.С. 5

10. Бекузарова Л.Ю.  Ценовое регулирование предпринимательской  деятельности (теоретико-правовой аспект) // «Черные дыры» в Российском  законодательстве. 2008. № 2. C. 178-233.

11. Правовые основы  ценообразования в условиях рыночной  экономики // Аналитический вестник /Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 2007. Вып. 24. C. 4-15

... читать дальше >>> 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство образования РФ

Южно-Уральский  государственный университет

Факультет Экономики

Контрольная работа

По дисциплине: Ценообразование

На тему: «Тарифное ценообразование»

Челябинск 2008

Оглавление

Введение

1. Тарифное ценообразование  на работы и услуги естественных монополий

2. Механизм установления  тарифов на электрическую и  тепловую энергию

2.1 Расчет тарифов  на электрическую и тепловую  энергию

3. Тарифы на рынке  транспортных перевозок

4. Ценообразования  в сфере услуг

5. Ценообразование  на рынке образовательных услуг

Заключение

Список литературы

Введение

В данной контрольной  работе рассмотрим вопросы  тарифного ценообразования  на услуги естественных монополий, механизм установление тарифов  на электрическую  и тепловую энергию, ценообразование  в сфере услуг, на рынке образовательных услуг.

Тарифы  на электроэнергию являются особой разновидностью оптовых и розничных  цен. Их сущность и  особенности построения обуславливаются  спецификой электроэнергетики, являющиеся одной  из важнейших отраслей народного хозяйства. Производство и потребление электроэнергии имеет ряд особенностей, оказывающих существенное влияние на формирования затрат и тарифов. Цена на тепловую энергию, так как и на электрическую, устанавливается государственными органами совместно с энергетическими службами, исходя из средних затрат на ее производство.

Рынок транспортных услуг  и его развитие в наиболее обобщенном виде определяются уровнем  благосостояния потребителей и производителей товаров. Транспортные тарифы - это цены на услуги всех видов  транспорта как по перемещению грузов, так и по перемещению пассажиров. В конкретном регионе складывается свой рынок транспортных услуг, и это зависит от того, какими видами транспорта соединены пункты отправления и назначения грузовых и пассажирских потоков. Есть и другие услуги при перевозки это упаковка, хранение, взвешивание, за эти услуги дополнительная плата. В настоящее время на федеральном уровне регулируется тарифы на железнодорожном транспорте, речном, и морском.

1. Тарифное ценообразование  на работы и услуги естественных

монополий

В отдельных отраслях экономики издержек, обусловленная ростом масштаба производства, выражена особенно резко, а конкуренция  неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли  называются естественными  монополиями, и большинство  из так называемых предприятий общественного пользования - электроэнергетические и газовые компании, фирмы, занимающиеся перевозками, кабельное телевидение, предприятие водоснабжения и связи - могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать население электричеством, водой или услугами транспортных перевозок в данной географической местности правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило производителям.

Естественные  монополии имеют  низкие предельные издержки и, считают выгодным расширять производство. В результате ценовая  конкуренция имеет тенденцию резко увеличиваться, следствием конкуренции могут быть убытки, банкротство более слабых предприятий и возможное слияние уцелевших. Для того чтобы избавить общество от неблагоприятных результатов, правительство предоставляет привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги, осуществлять пассажирские перевозки. В обмен правительство сохраняет право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуги и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является государственно - организованная монополия, в которой издержки производства монопольно низкие, а уровень цен регулируется государством.

Регулирование цен может улучшить социальные последствия  естественной монополии. Общественно оптимальная цена вызовет эффективное распределение ресурсов и поэтому потребует постоянных государственных субсидий. Цена обеспечивающая справедливую прибыль, позволит монополисту безубыточно ввести дело, но не исправит полностью ситуацию перераспределения доходов.

Рис. 1. ? Естественная монополия

На  рисунке показаны параметры спроса и издержек естественной монополии. Из-за больших  постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние  издержки все еще понижаются. Очевидно, что было бы целесообразно иметь ряд фирм в такой отрасли, потому что, разделив рынок, каждая фирма стала бы перемещаться дальше влево по кривой средних издержек, так что удельные издержки стали бы значительно выше. Связь между рыночным спросом и издержками такова, что низкие издержки на единицу продукции присущи только одному производителю.

Путем навязывания законной цены Р2 и разрешения монополисту выбирать максимизирующие  прибыль или минимизрующие  убытки, объемы производства могут быть минимизированы чистой конкуренцией, связанной с распределением ресурсов для этого продукта или данной услуги. Цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов, называется общественно оптимальной ценной.

2. Механизм установления  тарифов на электрическую и тепловую

энергию

Тарифы  на электроэнергию являются особой разновидностью оптовых и розничных  цен. Их сущность и  особенности построения обуславливаются  спецификой электроэнергетики, являющиеся одной  из важнейших отраслей народного хозяйства.

Производство  и потребление  электроэнергии имеет  ряд особенностей, оказывающих существенное влияние на формирования затрат и тарифов. Среди них:

- несовпадения по  времени процесса  производства и  потребления

- неравномерность  потребления по  времени года и суток

- необходимость осуществления  трансформации энергии  и др.

Существует  одноставочный и  двухставочный тариф. Преимущество одноставочного тарифа заключается  в том, что он прост, понятен для потребителя, требует применения простейших приборов - счетчиков. В двухставочном тарифе размер платы состоит из двух частей, основной годовой платы, и дополнительной платы за фактически потребляемую энергию. Заявленная мощность характеризует участие потребителя в формировании совмещенного максимума энергосистемы.

В настоящее время  при разработке двухставочного тарифа при определение  основной ставки величину условно - постоянных расходов по энергосистема  делят на величину совмещенного максимума  нагрузки энергосистемы  по формуле:

Рс.о.м = Fсэс / Nсм

Рс.о.м. - ставка основной платы энергосистемы, руб./ кВт год;

Fсэс  - постоянные затраты  энергосистемы, руб./кВт  год;

Nсм - совмещенный максимум  нагрузки энергосистемы,  кВт.

Средняя величина постоянных затрат, приходящая на единицу установленной  мощности, будет отражать реальные постоянные затраты энергосистемы на покрытие совмещенного максимума нагрузок только в том случае, если вклад различных групп потребителей будет пропорционален количеству потребляемой в тот момент энергии. При двухставочном тарифе условно-переменные затраты энергопредприятий возмещаются потребителями в виде дополнительной платы пропорционально потребленной энергии по ставке

Рq = VС /Q

Рq - ставка дополнительной платы за потребленное количество электроэнергии, руб. \кВт час

VС  - переменные затраты,  руб. \ год

Q - количество потребленной  энергии, кВт ч

Двухставочный тариф побуждает  потребителя к  более равномерному использования электроэнергии. Энергосистема, имея более равномерный  график отпуска, экономит за счет снижения условно - постоянных затрат на создания основных, так и в более значительной степени, резервных мощностей. Снижается уровень и переменных расходов, так как эффективность работы энергоагрегатов снижается при отклонении от номинальной нагрузки.

Энергетику  можно отнести  к естественной монополии, следовательно, существует объективные предпосылки ценовой дискриминации на производимую ею продукцию. В энергетики имеет место ценовая дискриминация второй и третьей степени. При дискриминации второй степени действует несколько ступеней цен. В энергетики она принимает форму ценовой дискриминации во времени.

Ценовой дискриминацией во времени  можно рассматривать  и применение двухставочного тарифа. Самые низкие тарифы на электроэнергию, потребляемую населением на бытовые нужды. Так же более низкие тарифы на электроэнергию, отпускаемую производителям сельскохозяйственной продукции, электрифицированному транспорту, муниципальным службам.

Государственное воздействие на тарифы по энергетике в целом  осуществляется с  целью приблизить их к уровню, который  бы имел место при совершенной конкуренции. Всех потребителей электроэнергии можно разбить на три группы

Информация о работе Правовое регулирование ценообразования