Ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание

Ценовая политика предприятия – понятие многоплановое. Фирма не просто

устанавливается ту или иную цену, она создает свою систему ценообразования,

охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающую различия в

издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей, для

разных географических регионов, специфику в условиях спроса, сезонность

потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, следует помнить о

том, что деятельность фирмы осуществляется в условиях постоянно меняющегося

конкурентного окружения. Иногда фирма сама проявляет инициативу изменения

цен, но чаще просто реагирует на действия конкурентов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в

денежном выражении.

Из перечисленных  функций цен вытекает возможность  их использования в

качестве инструмента  регулирования экономических процессов. Так, в рыночной

экономике цены — это основной инструмент уравновешивания  спроса и

предложения, увязывающий  денежный запрос производителя или продавца товаров

на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом

характерно, что  сама регулирующая цена рождается в  процессе регулирования и

является в  этом смысле регулируемой. Поэтому  точнее было бы говорить о

функции саморегулирования  товарно-денежных процессов с помощью  равновесных,

то есть самоустанавливающихся  цен, уровень которых соответствует  выравниванию

спроса и предложения.

Цена может  выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности

за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его

ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего

(дефицитного)  товара и сокращения производства  избыточного товара. В итоге

инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области

производства  за счет оттока средств из устаревших отраслей.

Цена выполняет  очень важную социальную функцию. С  ценами и их изменением

связаны структура  и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни,

прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей

на уровень  цен и его изменение чувствительна  и высока. В бытовом восприятии

розничных цен  на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен

снижает уровень  жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При

этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как

доходы, наличие  товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними  функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства

страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли

инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между

странами.

Цены выполняют  стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность

производителей  в повышении объемов производства и качества продукции во имя

увеличения выручки  от продажи. Механизм этого влияния  пролегает через

желание производителя  увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно

связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между

проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной

экономике в  том, что в первом случае производитель  стремится повысить и

выпуск товара, и качество, и цену, а во втором — только цену.

Говоря о рациональных и, тем более, оптимальных ценах, следует иметь в виду

определяющие  функции и такое их сочетание, при котором функции реализуются  в

необходимой степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций,

например плановой, и используются в основном как  чисто рыночные регуляторы и

стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание.

Цена есть объективная  категория, ее величина обусловлена  действием законов

спроса и предложения  и денежного обращения. При попытках в приказном порядке

установить так  называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые»

Цены, нарушая  объективные экономические законы, хозяйственная ситуация

отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией,

спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.

     2.2 Виды цен и их характеристика в условиях рыночной экономики.

    

Виды цен в  зависимости от сфер торговли 

На цены накладывает  отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством

которого реализуются  товары, масштабы торговых операций и  характер

реализуемого  товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные,

закупочные и  тарифы.

     Оптовыми  называют цены, по которым продукция  реализуется крупными

партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен

применяется в  торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при

реализации продукции  через специализированные магазины и сбытовые конторы

оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях,

продающих товары оптом, в значительном количестве.

Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо

друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость  в оптовой

продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном

количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

     Розничными  принято называть цены, по которым  товары продаются в так

называемой розничной  торговой сети, то есть в условиях их продажи

индивидуальным  покупателям, при относительно небольшом  объеме каждой продажи.

По розничным  ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и

в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.

Посредством торговли по розничным ценам чаще всего  обслуживаются конечные

потребители, домашние хозяйства, граждане.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет

которой компенсируются издержки обращения в розничной  торговле и создается

прибыль организаций  и учреждений розничной торговли.

     Закупочные  цены – это цены государственных  закупок продукции у

предприятий, организаций, населения. Термин «закупочные цены»  может

трактоваться  гораздо более широко, применительно  ко всем видам государственных

закупок.

Определенной  спецификой обладают цены на услуги, представляющие, как уже было

упомянуто, виды деятельности, при которых не создается продукт в его

материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта.

Чаще всего  производство услуги совпадает с  началом ее потребления.

Специфичность услуг как вида деятельности накладывает  отпечаток на формирование

цен на услуги, именуемых  тарифами (расценками). При установлении

тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор,

существенную  роль играет качество. Типичными примерами  тарифов являются уровень

оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и

телевидением.

     Виды  цен, различающиеся степенью и  способами регулирования

По степени  и способу регулирования цены разделяются на группы: 1)

жесткофиксированные (назначаемые); 2) регулируемые (изменяемые); 3)

договорные (контрактные); 4) свободные (рыночные).

     Жесткофиксированные,  твердые цены назначаются органами  ценообразования

или другими  государственными органами, их уровень  фиксируется документально. Ни

производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой

цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В

централизованно управляемой экономике назначаемые  цены имеют широкое

распространение, они известны под названием государственных. Государственные

органы ценообразования  обладают монопольным правом назначать  и изменять

государственные цены, повышать или снижать их. Система  государственного

ценообразования широко использовалась в Советском  Союзе. Не следует думать, что

государственные назначались произвольным образом, в основе такого

ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как

сумма затрат на производство и обращение единицы  продукции, к которым

прибавляется  нормативная прибыль или из которых  вычитается государственная

ценовая дотация.

     Регулируемые  цены называются так потому, что  их величина регулируется

государственными  органами. При регулировании воздействие  со стороны государства

на цены носит  ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством 

воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при

необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования

развития данного  вида производства государство может  уменьшить налоги,

уплачиваемые  покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к

расширению спроса на товар и соответственно к повышению  цен на него. Таким же

образом можно  способствовать снижению цен. Иногда регулирование  сводится к 

ограничению величины цен на определенные группы товаров  верхним пределом в

целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в

целях стимулирования развития производства.

Однако и тот  и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к

редкому использованию  этого метода. Все дело в том, что государство,

устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает  его на более низком

уровне, чем равновесный  уровень цены, что приводит к сокращению предложения и

росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение

спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а

следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по

более высокой  цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше

равновесных из-за дополнительных издержек продавцов, которые нелегальным путем

продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением  товара). В этом

случае страдают как покупатели, которые в условиях нерегулируемости цен

покупали бы товар в конечном счете дешевле, так и само государство, так как в

условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями,

печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и

социальным коллизиям. Определенный урон наносится и производителям – по низким

ценам не выгодно  продавать свою продукцию, и они начинают сокращать

Информация о работе Ценовая политика предприятия