Сущность и содержание коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Коммерция как научная дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.
Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности

Работа состоит из  1 файл

коммерция.docx

— 257.63 Кб (Скачать документ)

8) ценообразование;

9) деятельность по  установлению связей и предоставлению  сервисных услуг;

10) управление сбытом.

Выполнение одних  функций (сбор информации, анализ, планирование) необходимо для выработки стратегии  коммерции, выполнение других (деятельность по установлению связей и предоставлению сервисных услуг) является, по существу, тактикой коммерции. В целом же стратегия  и тактика коммерции образуют структуру практической коммерции, или маркетинговый цикл.

История развития коммерции  и предпринимательства  в России

В условиях рыночного  хозяйствования коммерческой деятельности в России предстоит занять должное  место. В становлении и развитии коммерческой деятельности в современной  России нельзя не учитывать традиции отечественного предпринимательства. Реальные предпосылки к предпринимательству  в России появились в XVI–XVIII вв. В  этот период сформировался слой купцов.

Купечество – это социальный слой, занимавшийся торговлей, покупая товары для последующей перепродажи, выступая посредником между производителем и потребителем и присваивая часть стоимости, создаваемой трудом мелких производителей.

В 1775 г. в России были образованы гильдии купечества, которые  существовали до 1917 г. как сословные  объединения купцов.

В этот период искусство  коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого  слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по сделкам, стремление честно и добросовестно  служить своему делу.

Репутация купца  в деловом мире ценилась очень  высоко. Многие представители российского  купечества и предпринимательства  внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства. Они известны меценатством и благотворительностью, оставили заметный след в истории  Отечества (К. Минин, семейства Демидовых, Строгановых, Морозовых, Никита Афанасьев, солеторговцы Панкратьевы, братья Елисеевы и др.).

Реформы 1861 г. создали  более благоприятные условия  для функционирования частного предпринимательства  благодаря расширению рынка рабочей  силы, развитию акционерных обществ  и финансово-кредитных организаций.

Российское предпринимательство  в этот период формировалось главным  образом путем вытеснения крепостного  вотчинно-дворянского хозяйствования, кустарных и мануфактурных предприятий формами разного рода деятельности. В соответствии с российским законодательством организационными формами предпринимательства являлись единоличные предприятия, торговые дома и акционерно-паевые общества (частно-групповые, частно-коллективные). Участники торгового дома (товарищи) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия. Для того чтобы стать участником торгового дома, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждение предприятий акционерно-паевого типа, а также изменение главных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе законодательных актов. Что касается акционерных обществ и товариществ на паях, то они представляли собой два пути перехода от единоличного владения и предпринимательства к коллективному. В первом случае мобилизовывался капитал заинтересованных лиц, и на этой основе открывалось новое предприятие, во втором – пайщики руководствовались мотивами расширения и укрупнения «общественного бизнеса». Зачастую они стремились к ограничению круга пайщиков, чтобы сохранить решающую роль в фирме за ее прежними владельцами. Российское законодательство того времени различало два вида торговых домов: полные товарищества и товарищества на вере. Во втором случае помимо товарищей, несших полную ответственность за дела фирмы, участниками торгового дома были также лица, отвечавшие только в пределах своего вклада.

В начале XX в. в России ведущую роль играли акционерные общества и иные паевые формы предпринимательской деятельности. Акционерно-паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции. Наиболее доходным был акционерный капитал, помещенный в торговлю, сферу кредита и хлопчатобумажное производство. Менее доходными и даже убыточными были металлургические, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. К рентабельно функционирующим акционерным фирмам в 1901–1905 гг. относились страховые, кредитные, сахарные, химические и другие общества, доходность которых достигала 8,9–14,6%.

Иностранный капитал  активно инвестировался и играл  существенную роль в экономике России. Зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в  обрабатывающую промышленность, ориентируясь прежде всего на развитие внутреннего рынка. Они реинвестировали значительную часть полученной в нашей стране прибыли.

Таким образом, в  период с конца XIX в. до Первой мировой  войны происходило бурное развитие торгово-промышленного капитала.

Начиная с 1914 г., включая  этап военного коммунизма, по 1921 г. проводилась  политика ликвидации коммерческого  рынка, характеризующаяся антирыночной экономикой, насаждающей директивное  распределение ресурсов и готовой  продукции. Следует отметить, что, несмотря на антирыночные тенденции в стране, не удалось полностью разрушить  рынок со всеми его атрибутами. На протяжении долгого времени действовали, хотя и в искаженном виде, банковский механизм, денежная система, предприятия  совместного капитала. Распространившаяся государственная монополия на средства производства и объявление предпринимательства  вне закона крайне сузили возможности  рынка.

Переход от политики военного коммунизма к новой экономической  политике (НЭП), частично ориентированной  на частнопредпринимательскую деятельность, и использование рыночных принципов  хозяйствования, был, во-первых, непоследовательным, во-вторых, рассматривался как вынужденная  мера.

Временное отступление  от антипредпринимательской политики военного коммунизма было сопряжено  с определенными трудностями, поскольку  речь шла о пересмотре устоявшихся  представлений и преодолении  администрирования в экономике  страны. Государственные предприятия  перестали финансироваться из государственного бюджета, закрывались неэффективные  производства, в промышленности наметился  переход к трестам – объединениям однотипных предприятий. Тресты рассматривались  как государственные промышленные предприятия, которым государство  предоставляло самостоятельность  в производстве продукции согласно утвержденному для каждого из них уставу. Они действовали на коммерческих началах в целях  извлечения прибыли.

Произошло некоторое  оживление малого бизнеса, в том  числе единоличного. Относительно быстро происходило становление частного предпринимательства в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, хотя в этих отраслях далеко не все ограничения  были сняты. По-прежнему ограничивался  ассортимент товаров, предназначенных  для свободной купли-продажи. Действовала  монополия внешней торговли, а  под видом государственного регулирования  предпринимательства на деле нередко  осуществлялся контроль с позиций  «классового пролетарского подхода». Несмотря на это, частным сектором производилось  почти 90% продукции местной промышленности.

В период НЭПа (1921–1928 гг.) активно возрождались биржи  и ярмарки. С декабря 1921 г. в Москве начала действовать Центральная  товарная биржа. К 1923 г. насчитывалось  около 70 бирж, на которые приходилась  значительная доля оптового товарооборота. Ведущая роль в биржевой торговле принадлежала не частным владельцам, а государственным структурам. Они  охватывали 80% биржевых продаж. Государство  не только поддерживало и сохраняло  сложившиеся позиции в оптовой  торговле, но и неуклонно способствовало вытеснению из этой сферы частного предпринимательства.

Особенно медленно шел процесс становления кредитно-банковской системы, построенной на принципах  коммерческо-денежного обращения. К  осени 1923 г. в стране было создано  два частных коммерческих банка  и около 40 обществ взаимного кредита. Сумма балансовых активов этих учреждений на 1 сентября 1923 г. составляла лишь 3% от общих балансовых активов всех государственных кредитных структур во главе с Госбанком.

Что касается привлечения  иностранных инвестиций в период НЭПа, то они имели значительные ограничения как по целям и  объектам, так и по объему. Многие зарубежные предприниматели предпочитали не вкладывать капитальные средства в советскую экономику. Они избегали долгосрочных капиталовложений, отказывались инвестировать их в нашу промышленность. Ограниченные капиталы направлялись в  сферу торговли в расчете на быстрый  оборот, прибыль и минимальный  риск. Вместе с тем, Советское государство  сдерживало заключение договоров по поступающим от иностранных предпринимателей предложениям на концессию (эксплуатация природных ресурсов).

В результате осуществляемого  в 1991 г. перехода на рыночные принципы хозяйствования с одновременным  принятием соответствующих правовых актов в России стала развиваться  предпринимательская деятельность. На смену монопольной государственной  торговле пришло торгово-коммерческое предпринимательство, основанное на самоопределении, самоуправлении и независимости.

Переход к рыночной экономике не мог быть простым  и безболезненным. Решить весь комплекс проблем, причем достаточно в короткие сроки, практически не представлялось возможным. В торговле сказывались  пережитки прошлого, усугубляемые трудностями  переходного периода. Для того чтобы  лучше понять возникшие проблемы и определить позиции в предпринимательстве, необходимо знать особенности функционирования предприятий в условиях административно-командной  и рыночной систем (табл. 2).

Таблица 2

Особенности функционирования предприятий в  условиях  
административно-командной и рыночной систем 
 

В условиях административно-командной системы В условиях рыночной системы
Предприятия – государственная собствен-ность Предприятия различных  форм собствен-ности, обладающие свободой хозяйственной деятельности
Монополия в сфере производства и реализа-ции товаров Рыночные отношения  и конкуренция в сфере производства и реализации товаров
Директивно-централизованные распределе-ние и поставка товаров Поставка и реализация товаров в соответст-вии со спросом покупателей на товары
Ограничение товарной политики дефицитом товаров Ориентация товарной политики на спрос и предложение
Организационно-распорядительное управ-ление процессом реализации продукции (товаров) Рыночное системообразующее  управление процессом реализации продукции (товаров)
Централизованное  воздействие и манипули-рование ценами на товары Формирование и  регулирование цен на товары посредством  механизма рыночного ценообразования
Прибыль –  результат ценовых манипуляций  на реализуемые товары Прибыль – результат  предпринимательской и коммерческой деятельности

Для рыночной системы  характерны наличие предпринимательства, коммерция и конкуренция, удовлетворение спроса покупателей, получение реальной прибыли.

Несмотря на трудности  и общую экономическую нестабильность, процесс становления коммерческого  предпринимательства в России неуклонно  продвигается. В нем можно выделить несколько этапов. На первом этапе (1990–1991 гг.) вступили в действие Законы РСФСР  от  
24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР» и от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого момента россияне могли легально заниматься предпринимательством. Тогда же создаются всевозможные рыночные структуры: торговые предприятия различных организационных форм, биржи, инвестиционные, холдинговые и страховые компании, коммерческие банки, школы бизнеса и т.д. В 1992 г. был образован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ныне – Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – МАП России).

На втором этапе (1992–1993 гг.) был продолжен курс на частную собственность, предпринимательство, а также проведена масштабная приватизация. Нормативно-правовые акты того времени направлены на расширение предпринимательской деятельности и передачу государственного торгового имущества в собственность торговых и других частных предприятий.

Решающее значение имели постановления Правительства  Российской Федерации: от 1 апреля 1993 г. «О фонде поддержки малого предпринимательства  и развития конкуренции» и от  
29 апреля 1994 г. «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства». Кроме того, Государственной Думой 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Они направлены на реализацию государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства, которые расширяют потенциальные возможности развития малых и средних торговых фирм в масштабе России, обеспечивают формирование инфраструктуры предпринимательства. В то же время программами предусмотрено всемерное содействие становлению рыночных отношений и конкуренции.

Современный этап развития предпринимательства характеризуется  совершенствованием Налогового кодекса  РФ, направленного на снижение налогового бремени и совершенствование  механизма сбора налогов, упрощением регистрационно-разрешительных процедур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 2. Сущность, содержание и основные категории  коммерческой деятельности

Экономическая категория «коммерция» может  рассматриваться как широкая  социально-экономическая система, включающая в себя торговлю как подсистему. Коммерция может осуществляться в различных сферах хозяйственной  деятельности и не только на товарных рынках средств производства и предметов потребления, но и на рынке услуг и рынке капиталов. Иерархическая связь данных экономических категорий представлена на рис. 1.1. Различия между ними обнаруживаются при рассмотрении объектов, субъектов, функций и процессов коммерции. Если объектами торговли являются, в основном, товарно-материальные ценности, имеющие товарную форму, то в состав объектов коммерции помимо товаров включены услуги и капитал. Услуга, как объект купли-продажи, с одной стороны, совпадает с объектами торговли, а с другой стороны, способствуя более полному удовлетворению потребностей клиентов, является продуктом коммерции. Капитал как объект коммерции включает: кредитные ресурсы для коммерческих операций; финансовое страхование коммерческих сделок; коммерческие операции на рынке ценных бумаг; другие формы использования капитала в коммерции. Различие между торговлей и коммерцией по субъектам заключается в том, что в торговый процесс вовлечены в основном торговые посредники и в меньшей степени, чем в коммерцию, вовлечены кредиторы и страхователи.

Информация о работе Сущность и содержание коммерции