Сущность и содержание коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Коммерция как научная дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.
Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности

Работа состоит из  1 файл

коммерция.docx

— 257.63 Кб (Скачать документ)

Второй закон –  закон приоритетности предложения  – гласит: предложение определяет спрос. Если первый закон отвечает на вопрос, почему и при каких условиях осуществляется обмен, то второй рассматривает  движущие силы этого обмена, координацию  и субординацию элементов рынка. Он устанавливает приоритетность предложения  по отношению к спросу. Поэтому  продажа важнее купли, ибо товар  получает общественное признание, и  при этом возмещаются издержки его  производства и обращения.

Из закона приоритетности предложения вытекает два следствия. Первое обусловливает наличие в продаже широкого ассортимента товаров, которые самой своей широтой активно воздействуют на спрос, на покупателя, в ненавязчивой, как бы в завуалированной форме побуждают его к покупке.

Проявление второго  следствия закона приоритетности предложения  ведет к ограничению ассортимента товаров. В этих условиях покупатель покупает лишь то, что имеется в  продаже, и по тем ценам, которые  диктует и устанавливает монополизированный рынок. На практике второе следствие  проявляется как принудительная покупка товаров.

Третий закон –  закон постоянного выравнивания постоянно возникающих неравенств в соотношении спроса и предложения  – отвечает на вопрос, каким образом  развиваются элементы рынка и  что делать, чтобы обеспечивать надлежащий обмен. Он определяет сущность действий участников рынка и требует постоянно  выравнивать постоянно возникающие  неравенства в соотношении спроса и предложения. Для этого следует:

1) обеспечить подвижность  капиталовложений, что значит прежде всего вкладывать прибыль в новые производства и в расширение производства тех товаров, которых нет или их недостает на рынке. Необходимо закрывать или перепрофилировать убыточные предприятия, годами вырабатывающие одну и ту же продукцию, которая пользуется ограниченным спросом;

2) снимать препятствия  для перемещения рабочих из  одной сферы производства в  другую или из одного центра  производства данной местности  в другой;

3) развивать кредитную  систему, которая концентрирует  распыленную массу свободных  денежных средств и оперативно  наделяет ими тех, кто способен  решать вопросы развития производства  товаров;

4) способствовать  разделению труда и его специализации,  то есть обеспечивать внедрение  достижений научно-технического  прогресса;

5) обеспечивать и  постоянно поддерживать стабильное  денежное обращение со свободно  конвертируемой валютой;

6) оперативно менять  цену товара, так как существует  обратная зависимость между ценой  товара и величиной спроса  на этот товар, ибо в каждый  конкретный момент времени рынок  пребывает в состоянии так  называемого динамического равновесия. Это означает, что если по состоянию  на определенную дату на рынке  имеется определенное количество  товаров – «Р», которому противостоит  некоторая платежеспособная потребность  покупателей (спрос) на сумму  – «S» руб., то сбалансировать  предложение товаров со спросом  может лишь одна-единственная  цена, равная – S/P. Эта цена  и устанавливается на рынке  в конечном итоге. В реальной  действительности под воздействием  самых различных экономических  факторов соотношение S/P в каждый  последующий момент отклоняется  от предыдущей цены динамического  равновесия. Графически положение,  характеризующее проявления цены  товара при динамическом равновесии  элементов рынка, представлено  на рис. 7.

Рис. 7. Динамика взаимодействия спроса

и предложения

Точка О отражает состояние динамического равновесия рынка, то есть тот уровень цены, при котором достигается соответствие спроса (S) и предложения (Р). Облачко точек отражает фактические цены, которые не совпадают с ценой динамического равновесия рынка из-за воздействия на спрос и предложение различных факторов.

Чтобы учесть изменения  в соотношении спроса и предложения, на практике используется индексный  метод. Индекс спроса (Is) характеризует отношение продажи (R) товаров в различных предприятиях оптовой и розничной торговли к их покупке или поступлению (Т) в эти предприятия, то есть Is = R/T.

Оптимальное значение индекса спроса (Is), если созданы и обновляются оптимальные товарные запасы, и цена товаров соответствует цене динамического равновесия рынка, равно 1 или близко к ней. Отклонение индекса от оптимальной величины сигнализирует об изменениях в соотношении спроса и предложения, требует принятия мер по их сбалансированию. Если значение индекса меньше единицы, это значит, что идет необоснованное накопление товарных запасов, если превышает ее, следовательно, запасы товаров снижаются, спрос превышает предложение.

Индексы спроса, если рассматривать их во времени, располагаются  в виде синусоиды вокруг некоторой  идеальной линии, отражающей динамическое равновесие спроса и предложения (рис. 8).

Рис. 8. Динамика индекса спроса

Индексы спроса следует  рассчитывать для различных рынков: региональных, отраслевых, для отдельных  предприятий промышленности, оптовой  и розничной торговли, товарных групп  
и товаров. Особенно важны они при анализе соотношения спроса и предложения для предприятий оптовой торговли. Это обусловлено тем, что первоначальные колебания спроса сложно установить в предприятиях розничной торговли, так как в них не создаются значительные товарные запасы,  
и их изменение может быть вызвано не изменением спроса, а случайными причинами. Например, нарушением графика завоза товаров.

Содержание  коммерческой деятельности и сферы ее применения

Цель коммерческой деятельности – максимизация экономической  выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому  конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этой цели является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров  и услуг, обосновании направлений  и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями  общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей. Таким образом, можно  выделить три компонента коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество.

Процессы и операции, происходящие в сфере коммерции, бывают двух видов:

– чисто торговые (коммерческие);

– производственные.

Коммерческие (торговые) процессы – это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм стоимости. К ним относятся также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи, т.е. организация коммерческих связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, сбытовая реклама, сервисное обслуживание покупателей, в том числе выполнение некоторых дополнительных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям. Операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой торговлю в широком смысле слова.

Производственные  процессы в коммерции  – это процессы, являющиеся продолжением производства в сфере товарного обращения (доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфасовка, подсортировка  
и др.).

Следует отметить, что  коммерция имеет место не только в сфере товарного обращения, поскольку в условиях рыночных отношений  кроме товаров и услуг продаются  валютные и фондовые ценности, продукты интеллектуального труда.

Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательства.

Предпринимательство – легитимная деятельность юридических и физических лиц (получивших от государства специальный правовой статус), которая направлена на систематическое получение прибыли от использования имущества, производства и продажи  
(либо от перепродажи) товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Предпринимательство означает поиск новых экономических  возможностей. За рубежом аналогом «предпринимательства» является термин «бизнес».

При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту ее часть, которая взаимодействует  с рынком, а именно: с товарно-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению предприятия на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговое предприятие любой формы собственности существует для потребителей и благодаря им. Следовательно, все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию запросов покупателей.

Итак, коммерческая деятельность – неотъемлемое условие  потребительского рынка, сферы коммерческого  предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и услуги и товаров и услуг на деньги.

Коммерческая  деятельность – это совокупность процессов, направленных на совершение купли и продажи товаров и услуг, удовлетворение спроса покупателей, развитие рынков товаров, минимизацию издержек обращения и получение прибыли.

При закупке и  поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные  связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса  мер по доведению товаров от производителя  до покупателя.

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:

– установление хозяйственных  связей с субъектами рынка;

– изучение и анализ источников закупки товаров;

– согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей;

– осуществление  купли и продажи товаров с  учетом состояния и динамики рыночной среды;

– расширение существующих и перспективное развитие целевых  рынков товаров и услуг;

– сокращение издержек обращения товаров.

Коммерческая деятельность может быть представлена в виде системы, включающей следующие подсистемы: закупочная деятельность, хранение, распределение  товаров с присущими им элементами (рис. 9).

Рис. 9. Система  коммерческой деятельности торгового  предприятия 
во взаимодействии с внешней средой

Границы подсистем  выражаются этапами доведения товаров  до потребителей. В рамках подсистем  задействованы коммерческие процессы и операции, обеспечивающие количественные и качественные изменения. Поступающие  в обращение, а затем уходящие в потребление товарно-материальные потоки становятся объектами продажи, т.е. связаны с товарно-денежным обменом. Функции системы коммерческой деятельности выполняются исходя из целей, определяемых своеобразием торгового предприятия  и факторами внешней среды.

Рассматривая коммерческую деятельность как систему, необходимо выделить ее характеристики в соответствии с теорией систем: ВХОД, ПРОЦЕСС, ВЫХОД. К характеристикам ВХОД относятся  все виды ресурсов, требующиеся для  функционирования системы коммерческой деятельности (материальные, финансовые, технические и трудовые, а также  экономические, организационные и  информационные); к характеристике ПРОЦЕСС – технология ведения  коммерческой деятельности при продвижении  товаров к потребителям; к характеристике  
ВЫХОД – сфера потребления, где реализуются товары. Таким образом, коммерческая деятельность является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой.

Внешняя и внутренняя среда  коммерции

Для успешного претворения  в жизнь любой коммерческой концепции  необходимо постоянно учитывать  влияние всех факторов, которые могут  оказать воздействие на рынок.

Существуют различные  классификации факторов. Наиболее простая  из них – разделение всей их совокупности на внутренние (контролируемые) и внешние (неконтролируемые). В первую группу входят условия производства и сбыта продукции, которые поддаются регулированию со стороны предприятия в процессе внутрипроизводственного планирования и управления и могут быть задействованы в нужное время и в нужных объемах. К ним относятся организация производственного процесса, финансы, снабжение, кадры, структура управления, научное и конструкторское обслуживание, заработная плата, отношения со смежными предприятиями и т.п.

Информация о работе Сущность и содержание коммерции