Сущность и содержание коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Коммерция как научная дисциплина имеет свою систему основных понятий, с помощью которых наиболее адекватно и полно отражаются изучаемые коммерческие процессы.
Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля». Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности

Работа состоит из  1 файл

коммерция.docx

— 257.63 Кб (Скачать документ)

Выделение приоритетов  в коммерческой деятельности не менее  важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.

Личная инициатива каждого человека, работающего в  сфере коммерции, определяется не только личностными характеристиками, но и  культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств  коммерсанта. Под культурой труда подразумеваются определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, рациональное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.

Высокая ответственность  за выполнение принятых обязательств по сделкам – это принцип, реализация которого – залог эффективной  коммерческой деятельности.

Работа коммерческой организации оценивается с помощью  различных показателей:

-     объемом реализации товаров, уровнем издержек обращения;

-     товарооборачиваемостью (временем обращения среднего товарного запаса за определенный период);

-     товарооборотом (объемом продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени);

-     другими показателями.

Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому  нацеленность коммерческого предприятия  на достижение прибыли является одним  из основных принципов коммерческой деятельности.

Методы  коммерческой деятельности определяются ее целями и задачами, уровнем развития рыночных отношений, сферой ее реализации и отражают ее содержание.

К числу основных методов коммерческой деятельности относятся:

-     формирование коммерческой политики;

-     координация усилий, направленных на организацию эффективной коммерческой деятельности;

-     управление куплей-продажей на коммерческой основе;

-     влияние на развитие рынков товаров и услуг;

-     обеспечение адаптации коммерции к изменениям окружающей среды;

-     учет издержек, связанных с коммерческой деятельностью.

Метод коммерческой деятельности реализуется путем  проведения определенной коммерческой политики.

Коммерческая  политика – определение перспективных (стратегических) и текущих задач коммерческой деятельности хозяйственного субъекта и способов их решения. Она зависит от развития товарного рынка, предприятия, его реальных возможностей, поиска альтернативных вариантов коммерческих действий. Без коммерческой политики невозможно успешное функционирование предприятия. К числу основных задач коммерческой политики предприятия можно отнести: усиление влияния на рынке; выявление и заполнение новых рыночных ниш; расширение ассортиментной номенклатуры; повышение конкурентоспособности и уровня торгового обслуживания. Следует учесть, что коммерческая политика подлежит периодической корректировке с учетом изменяющихся условий деловой среды и новых возможностей предприятия.

Координация усилий, направленных на организацию эффективной  коммерческой деятельности, должна способствовать тому, чтобы коммерческие звенья предприятия  работали  
как единый и слаженный механизм, обеспечивая тесную связь предприятия с поставщиками, куплю-продажу товаров в зависимости от структуры рыночного спроса, управление продвижением товаров к покупателю. Эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от всестороннего анализа внутренней и внешней среды, на основе которого принимаются взвешенные адекватные решения в коммерческой работе.

Управление куплей-продажей товаров на коммерческой основе означает осуществление управления закупочной деятельностью, поставкой и продажей товаров на основе маркетинговых  исследований с целью получения  прибыли и удовлетворения потребностей покупателей.

Функция влияния  на развитие рынков товаров и услуг  реализуется в результате изучения состояния рынка, спроса и обеспечения  соответствия предложения товаров  и услуг потребностям покупателей.

Обеспечение адаптации  коммерции к изменениям окружающей среды означает, что коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими  действиями и решениями, исходя из условий  конкретной деловой среды и конъюнктуры  рынка.

Учет издержек, связанных  с коммерческой деятельностью, должен быть направлен на сокращение затрат на операции по доведению товаров  до потребителей.

Потребности. Закон необходимости  удовлетворения потребностей

Исходным и главенствующим понятием рынка является понятие  «потребность». Как было отмечено выше, потребностью называется особая движущая сила, выражающая объективный характер бытия человека и обусловливающая  необходимость потребления определенных благ. Широк, многолик и разнообразен мир потребностей. Потребности являются активной категорией, содержательной формой отражения реальности, стимулом развития. Бытие не просто определяет потребности. Оно формирует их, проявляется  посредством потребностей. В свою очередь, потребности определяют прогресс общества, обусловливают уровень  его развития, то есть воздействуют на бытие и преобразуют мир  в соответствии с законом возвышения потребностей. Потребности порождаются  деятельностью, и они же являются предметом деятельности.

Например, потребность  в быстрой передаче информации обусловила создание телефона, радио, телевизора, компьютера. Растворимый кофе, скороварка, пищевые концентраты – результат  усилий человека по ускорению приготовления  пищи. В своем стремлении к удовлетворению потребностей человечество не всегда шло гуманным путем. Потребность в самосохранении определила не только мощное развитие индустрии одежды, обуви, стройматериалов, но и производство ядерного оружия. Неразумные потребности получили название иррациональных (табак, алкоголь, наркотики, оружие и др.).

Сложные процессы зарождения, развития, изменения и отмирания  потребностей сопровождают нашу жизнь. В еще большей мере на нее воздействует характер удовлетворения потребностей. Неразумные подходы к удовлетворению потребностей не раз приводили и  приводят человечество к социальной и экологической напряженности.

Потребности классифицируются следующим образом:

1) физические, или  материальные, потребности (голод,  жажда);

2) социальные потребности  (чувство общественной близости, любовь, признание);

3) духовные потребности  (уровень познаний).

Какова же роль каждого  из выделенных типов потребностей в  процессах жизнедеятельности и  воспроизводства человека? Какие  потребности важнее: материальные, духовные или социальные? Какие из них первичны, а какие могут  быть отодвинуты на второй план? Это  далеко не праздные вопросы. Теория и  практика рынка исходят из необходимости  удовлетворения рациональных потребностей разумными методами и в разумных пределах. Законы рынка определяют условия и характер процессов, связанных  с удовлетворением потребностей. Но ведущая роль здесь принадлежит  необходимости удовлетворения физических потребностей. Прежде чем заниматься политикой, экономикой, искусством, человек  должен иметь еду, одежду, обувь, жилище. Без этого жизнь человечества была бы невозможна. Закон необходимости  удовлетворения потребностей является первой предпосылкой самой жизни.

Действие этого  закона обусловлено движущей силой, заключенной в потребности и  определяющей необходимость производства материальных и духовных благ для  ее удовлетворения. В конечном счете потребность зримо предстает в результатах труда в виде конкретных продуктов, непосредственно удовлетворяющих конкретные потребности.

Закон необходимости  удовлетворения потребностей определяет характер проявления большинства явлений  рынка. Он лежит в основе обменных взаимодействий участников рыночных отношений.

Используя природные  факторы, человек своим трудом материализует  потребности, превращает их в продукты труда для своего же потребления. Поэтому продукт труда, представленный на рынке, то есть товар, обладает тремя качественными признаками: природными, материальными свойствами (дерево, металл, зерно, мясо и т.д.); функциональными качествами, то есть возможностью удовлетворить конкретную потребность (стол, стул, молоток, хлеб, бифштекс и т.д.) и стоимостью, которая представляет собой высшее общественное, или социальное, качество, результат трудовых усилий человека по производству товара. Этот третий признак принято называть системным. Стоимость создает предпосылки для обменного взаимодействия участников рынка. Она предстает на рынке в виде цены товара.

Формулировка  современной концепции  коммерции

Первоначально сфера  коммерции была ограничена относительно узкими рамками деятельности по сбыту  произведенной продукции. Однако со временем эта сфера заняла важнейшее  место в теории и практике управления всей производственно-сбытовой деятельностью.

В настоящее время  нет строгого и однозначного толкования и определения коммерции.  
В классическом понимании маркетинг чаще всего трактуется как предпринимательская деятельность по управлению продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или как процесс прогнозирования и удовлетворения спроса на товары и услуги. Из этого определения видно, что главное в маркетинге – материальное производство, перемещение товаров и оказание услуг в целях удовлетворения потребностей.

Современное понимание коммерции можно сформулировать следующим образом.  
Маркетинг – это предвидение и удовлетворение спроса на товары и услуги посредством обмена. Такое понимание коммерции, кроме предпринимательской деятельности, включает маркетинг идей и услуг и маркетинг производства продукции (товаров). Таким образом, маркетинг является комплексным подходом к решению проблем рынка или системой действий на всех стадиях движения товаров, включая изучение потребностей и спроса, производство изделий и оказание услуг, связанных с продажей и потреблением, а также организацию послепродажного обслуживания.

Говоря о маркетинге, в большинстве случаев необходимо различать две стороны этого  сложного понятия: маркетинг как концепцию (систему взглядов, суждений) и маркетинг как образ действия, т.е. практический маркетинг.

Концепция коммерции – это система научно обоснованных представлений об управлении производственно-сбытовой деятельностью предприятий в условиях рынка. Согласно этой концепции в основу организации производства и реализации продукции (товаров) ставится точное знание, предвидение и учет требований рынка исходя из запросов потребителей.

В этом определении  – ключ к пониманию быстрых  темпов развития коммерции, ее значительного  места в экономике стран с  рыночной экономикой, сдвигов в структуре  их производства. На протяжении нескольких десятилетий в подавляющем большинстве  стран Западной Европы, а также  в США и Японии внутренние рынки  характеризуются, как известно, высокой  насыщенностью, быстрым обновлением  и сменяемостью ассортимента потребительских  товаров. Так, например, на рынки только трех стран – США, Японии и ФРГ  – ежегодно поступает около 700 новых  моделей товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, или  примерно по две модели в день. Предложение  многих товаров количественно и  качественно обгоняет предъявляемый  спрос. В таких условиях товаропроизводители  объективно вынуждены целенаправленно  заниматься поиском свободных мест для своих товаров среди конкурирующих  однотипных изделий, буквально втискиваться в рыночные товарные ниши. Жизненно важными для предприятий становятся расчет действий, максимальное приспособление всей их деятельности к меняющейся ситуации на рынке.

Под воздействием этих обстоятельств коренным образом  менялось хозяйственное мышление предпринимателей и менеджеров. Если в начальный  период развития рынка производители  товаров могли действовать, не зная друг друга, работали на неизвестный  им рынок, занимаясь в основном повышением производительности труда и увеличением  выпуска продукции, то с развитием  рынка они стали вынуждены  организовывать производство, ориентируясь на заранее известные рынки, хорошо изучив потребности конкретных потребителей. Методической и организационной  основой решения указанной задачи является концепция коммерции, которая  в свою очередь постоянно видоизменяется, активно и гибко приспосабливаясь к меняющимся условиям рынка.

Современная концепция коммерции состоит в том, что вся деятельность предприятия, включая капиталовложения, собственно производство, проведение и реализацию научно-технических исследований, использование рабочей силы, сбыт, сервисное обслуживание потребителей, основывается на точном и заранее выверенном знании потребностей рынка. Концепция строится на учете всех условий производства и сбыта как в ближайшей, так и отдаленной перспективе.

К важнейшим целям  современной коммерции, как отмечалось, относится выявление новых потребностей или новых форм уже известных  потребностей, с тем чтобы ориентировать производство на удовлетворение именно этих запросов и опередить своих конкурентов. Иными словами, современная коммерция ставит производство в прямую зависимость от рынка.

Информация о работе Сущность и содержание коммерции