Совершенствование методов управления персоналом в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение управления персоналом в малом бизнесе, на примере ИП Самойлова А.С.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность и значение управления персоналом в малом бизнесе.
2.Охарактеризовать особенности управления персоналом в малом бизнесе
3. Дать характеристика ИП Самойлова С.А.
4. Проанализировать структуру управления персоналом в ИП Самойлова С.А.
5. Разработать плана работы с персоналом предприятия

Содержание

Введение…………………………………………..……………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты управления персоналом в организации малого бизнеса…………………………………………………………………….5
1.1.Сущность и значение управления персоналом в малом бизнесе…………..5
1.2.Особенности управления персоналом в малом бизнесе……………………9
Глава 2. Управление персоналом в ИП Самойлова С.А………………………14
2.1. Характеристика ИП Самойлова С.А……………………………………….14
2.2. Анализ структуры управления персоналом в ИП Самойлова С.А……...17
Глава 3. Совершенствование методов управления персоналом в малом бизнесе……………………………………………………………………………20
3.1. Разработка плана работы с персоналом предприятия…………………….20
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления персоналом ИП Самойлова С.А…………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

На малом предприятии штат сотрудников невелик, и для того чтобы повысить рентабельность компании, необходимо грамотно выстроить работу персонала.

В малом бизнесе как у руководителя, так и у подчиненных очень широкий круг обязанностей. Поэтому подход к управлению персоналом у руководителя обычно представлен следующими двумя типами (таблица 1):

Таблица 1 – Подходы к управлению персоналом в малом бизнесе

Руководитель по результатам

Руководитель по вкладам

В своей деятельности принимает во внимание окружение как своего предприятия, так и внешнее

Активность концентрируется только на своих подчиненных и коллегах по работе

Разрабатывает принципы деятельности для своих подчиненных и для всего предприятия

Осуществляет принципы деятельности, выработанные другими

Делегирует значительную долю своих полномочий другим, выступая хорошим «тренером»

Стремится держать все ниточки управления в своих руках, выступая в качестве «игрока»

Принимает во внимание требования сложившейся ситуации

Действует схематично даже в изменяющихся условиях

Дает подчиненным возможность показать себя

Стремится сам преподнести как свои, так и чужие идеи

Поощряет подчиненных, ставящих перед собой высокие цели и достигающих их

Заинтересован в основном только своей карьерой

Способен отличить существенное от несущественного (в смысле рационального использования времени)

Застревает в рутинных вопросах, на решение которых уходит большая часть его времени

Стремится совершенствоваться во всех областях, которые ему мало известны

Ограничивает свои интересы теми специальными областями, которые освоены им во время учебы и на работе

Прибегает к конструктивной критике деятельности организации

Критикует методы работы

Не боится риска и ответственности

Боится риска и стремится действовать наверняка

 

Управление по результатам ориентировано на достижение конкретных целей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность оценить способности руководителя предприятия, как организатора эффективной работы коллектива. В бизнесе важнее результаты, а не пути их достижения.

Однако на практике чаще встречаются менеджеры, которые руководствуются вторым подходом, что отрицательно сказывается на развитии компании.

И если организация работает плохо, нерентабельно, то руководитель должен первоначально задуматься над тем, что он делает не так [13,с.80].

Для того чтобы наиболее продуктивно влиять на сотрудников компании руководителям помогают три основных группы методов управления: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.

Экономические методы - приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

Административные (организационно-распорядительные) - методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций.

Социально-психологические методы - мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т.п.

Все три способа воздействия – принуждение, убеждение и просьба – имеют равное право на присутствие в деятельности руководителя коллектива, и трудно сказать, какой из них является наиболее эффективным.

Совокупность определенных принципов, методов решения поставленных задач и проблем, а также личных качеств управляющего персоналом определяет его стиль руководства. Существует три стиля руководств [17,с.157]:

Авторитарный (директивный) - вся власть находится у руководителя, и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных.

Демократический (товарищеский) - руководитель делегирует часть своих полномочий подчиненным, а решения принимаются на коллегиальной основе.

Либеральный (попустительский) - управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, руководитель рассчитывает на их дисциплинированность.

Выбор стиля руководства во многом зависит от вида деятельности предприятия, квалификации подчиненных, сплоченности коллектива.

На практике каждый из указанных стилей руководства в чистом виде встречается редко. В деятельности каждого руководителя обычно присутствуют элементы разных стилей [9,с.21].

В итоге, можно сделать вывод, что в малом бизнесе управленческие задачи играют очень важное и большое значение, по сравнению с крупным предприятием, так как здесь острее конкуренция и меньше запас устойчивости. Решение этих вопросов на любом предприятии связано с оптимальным использованием человеческих ресурсов. Отношение к каждому сотруднику должно быть уважительным независимо от его должности и звания. И руководство, если хочет повысить рентабельность своего предприятия, должно создать для своего небольшого коллектива наиболее благоприятные условия работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление персоналом в ИП Самойлова С.А.

 

2.1. Характеристика ИП Самойлова С.А.

 

Индивидуальный предприниматель Самойлова Светлана Александровна - предприятия розничной торговли продуктами питания и оптовой алкогольной продукцией. В собственности ИП Самойлова С.А. - павильон, в котором находится продуктовый магазин. Располагается по адресу: г.Курск ул.Чернышевского 61.

Розничный продуктовый магазин в спальном районе города. Ассортимент магазина - 700 наименований продукции. Магазин функционирует с 1994 года, за этот период, дважды проводился капитальный ремонт с перестройкой торгового зала и заменой оборудования, сформировался круг постоянных покупателей.

Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары (на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам. В магазине действует расчетно-кассовое обслуживание.

Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать бизнес устойчивым - прибыльным и конкурентоспособным, а также обеспечить его дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом. Проведение систематических анализов деятельности позволяет:

1) быстро, качественно и персонально оценивать результаты деятельности предприятия;

2) точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;

3) определить расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;

4) находить оптимальные пути решения различных проблем и получение достаточной прибыли.

Для всесторонней оценки эффективности торговой деятельности используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и др.

Рассмотрим динамику основных экономических показателей хозяйственной деятельности  ИП Самойлова С.А. 2008-2010 г.

Таблица 2 - Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности ИП Самойлова С.А. за 2008-2010 годы

 

показатели

                 годы

Отклонение, «+»

«-»

Отклонение %

2008

2009

20010

2010 к 2008

2010 к 2009

2010 к 2008

2010 к 2009

Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс.руб.

 

5586

 

6508

 

6996

 

+1410

 

+488

 

125

 

107

 

Доход от реализации:

 

1329

 

1679

 

2318

 

+989

 

+639

 

174

 

138

- в сумме, тыс.руб.

4257

4829

4678

+421

-151

110

97

- в % к выручке

23,8

25,8

33,1

+9,3

+7,3

139

128

Коммерческие расходы:

1177

978

1815

+638

+837

154

186

- в сумме, тыс.руб.

4409

5530

5181

+772

-349

118

94

- в % к выручке

21,1

15,0

26,0

+4,9

+11,0

123

173

Прибыль от продаж:

152

701

503

+351

-198

331

72

- в сумме, тыс.руб.

5434

5807

6493

+1059

+686

119

112

- в % к выручке

2,7

10,8

7,2

+5,0

-3,6

267

67

Чистая прибыль:

197

601

350

+153

-251

178

58

- в сумме, тыс.руб.

5389

5907

6646

+1257

+739

123

113

- в % к выручке

3,5

9,2

5,0

+1,5

-4,2

143

54

 

Исходя из таблицы 2 можно сделать следующие выводы. Доход от реализации в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 989 тыс.руб. или  соответственно на 74%. Данный показатель в 2010 году по сравнению с 2009 годом также увеличился  на 639 тыс.руб. или на 38%. Следовательно, можно сделать вывод, что ИП Самойлова С.А. в 2010году по сравнению с предыдущими годами улучшило свое финансовое положение.

Коммерческие расходы в 2010 году увеличились по сравнении с 2009 годом на 837 тыс.руб, это связано с тем, что ИП Самойлова С.А. увеличило расходы связанные с увеличением отгрузки и реализации товара, а также  произошло увеличение  транспортных расходов, расходов связанных с рекламой.

Прибыль от продаж в ИП Самойлова С.А. за анализируемый период не была постоянной, так  в  2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 351 тыс.руб., а в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло снижение прибыли от продаж на 198 тыс.руб. - это было связано с увеличением цен на  реализуемые товары. Чистая прибыль в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 153 тыс.руб., но в 2010 году по сравнению  2009годом произошло снижение данного показателя на 251 тыс.руб. это связано с тем, увеличился объем собственного капитала ИП Самойлова С.А., что привело к уменьшению его доходности, следовательно, увеличение долговых обязательств, а значит и выплат по ним и в результате чистая прибыль уменьшилась.

Деятельность ИП Самойлова С.А. обеспечивается подобранным квалифицированным персоналом, действующим в рамках прав и обязанностей, определённых организационной структурой управления персоналом.

Общая численность сотрудников предприятия на данный момент - 44 человек. Из них администрация - 8 человека, специалисты (ИТР) - 12 человек, рабочие - 24 человек.

 

 

2.2. Анализ  структуры управления персоналом в

ИП Самойлова С.А.

 

Основу управления ИП Самойлова С.А. составляют отношения найма. В этой фирме собственник имеет возможность командовать, в связи с тем, что он, открывая работнику доступ к средствам труда, выступает в роли хозяина и нанимателя.

Принятая организационная структура (линейная) совершенствуется в течение многих лет и вполне устраивает фирму и её руководителей. Анализируя работу за длительный промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой организационной системе ИП Самойлова С.А.:

1. Единство и чёткость распорядительства (даже при выполнении несвойственной или незапланированной работы);

2. Чётко выраженная ответственность (так за невыполненные обязательства по поставкам товаров полностью отвечает старший менеджер по продажам);

Информация о работе Совершенствование методов управления персоналом в малом бизнесе