Управление малым бизнесом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Малые предприятия, благодаря своей приспособленности и высокой деловой активности, создают условия для благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в пос¬ледние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют все более заметную роль в решении проблем научно-технического развития, совершенствовании структуры и повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров, услуг и капитала, оказывая влияние на расширение международных экономических связей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономке………………..….…...5
2. Организационно-правовые формы малых предпри-ятий……………….......11
3. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Бела-русь………………18
Заключение…………………………………………………………………..….26
Приложе-ние…………..…………………………………………………………28
Список использованной литерату-ры

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект - Особенности управления малым бизнесом вусловиях РБ.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение…………………………………………………………………………3

  1. Малый бизнес в современной рыночной экономке………………..….…...5

2. Организационно-правовые  формы малых предприятий……………….......11

3. Проблемы развития  малого бизнеса в Республике  Беларусь………………18

  Заключение…………………………………………………………………..….26

  Приложение…………..…………………………………………………………28

  Список  использованной литературы…………………………………..……….29

 

  

      Введение

  Малые предприятия, благодаря своей приспособленности  и высокой деловой активности,  создают условия для  благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в последние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют  все более заметную роль  в  решении  проблем научно-технического  развития,  совершенствовании  структуры  и  повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров,  услуг и капитала,  оказывая влияние на расширение международных экономических связей.

  За  последнее время значительно возрос интерес к проблемам малых предприятий развитых  стран.  Этот  интерес  объясняется  многосторонними обстоятельствами.  С одной стороны,  изучение современного мелкого бизнеса раскрывает новые важные тенденции в мировой экономике. С другой стороны,  потребности изучения зарубежного опыта необходимы в связи с развитием мелкого предпринимательства,  созданием сети мелких предприятий в нашей стране.

  Малый бизнес в рыночной экономике развитых стран –  важный сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество ВНП (во всех развитых странах на долю мелкого бизнеса приходится более  половины  ВНП).   Но  дело  не  только  в  количественных показателях,  меняется и качественная роль небольших компаний.  В настоящее время этот сектор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, превращается  в  важный  сектор  обеспечения  эффективности  всей экономики в целом.

  Комплексное исследование опыта мелких зарубежных компаний, механизмов государственного регулирования и стимулирования их деятельности имеет особую важность для нашей страны в период перехода к рыночным отношениям, когда создаются организационные структуры, призванные содействовать развитию сектора малого бизнеса в нашей экономике, т.е. развитию малых предприятий.[4 С.55]

  Несколько последних лет белорусская экономика  характеризуется небывалым падением темпов роста ВНП,  товарно-денежной несбалансированностью,  растущей инфляцией и безработицей,  дефицитом госбюджета,  подрывающим  стабильность  денежно-финансовой  системы,  а вместе с ней и всей экономики, снижением уровня жизни населения.

  Возникла  острая необходимость проведения коренной экономической реформы с признанием и реализацией всех форм собственности, глубокой перестройкой народного хозяйства и демонополизацией производства,  развитием негосударственного сектора  (т.е.  малых предприятий) и с сохранением в оптимальных критериях государственного сектора промышленности. Однако, осознав значение малых предприятий и расширив сферу их развития, государство не обеспечивает в полной мере создания предпринимательской среды для нормальной их работы, не  говоря  уже  о  создании  мер  поддержки  для  их  развития. Предприниматель  по-прежнему бесправен в получении ресурсов,  как материальных, так и финансовых, имеет многочисленные ограничения в выборе   сфер   деятельности,   в   реальном   обеспечении   прав собственности.   Не  осуществляется  дифференцированная  налоговая политика, льготное кредитование.

  Масштабы  негосударственного сектора расширяются  медленно,  ряд условий  его  развития  не  выполняется,  хозяйствующие  субъекты и государственного,  и  негосударственного  секторов  встречаются  со множеством препятствий в процессе производственной деятельности, не стимулируется отраслевое развитие малых предприятий.

  При написании работы мне  помогли  книги  таких  авторов,  как  Л.Ф.Догиль  и  Б.Д.Семенов  «Предпринимательство  и  малый  бизнес», С.Н.Виноградова  «Коммерческая  деятельность»,  Б.Н.Науменко  «Малый бизнес:  теория  и  практика  развития»  и  другие.  Все  они написаны простым и доступным языком. В этих книгах  рассказывается о предпринимательстве и малом бизнесе, а также описывают проблемы их развития на современном этапе.

  Так как переход к рыночным отношениям обусловил необходимость коренного   преобразования   производства,    производственной   и социальной   инфраструктур,    сферы   торговли,    финансовой   и инновационной деятельности, а также всей системы подготовки кадров. В новых условиях возросла потребность в специалистах,  способных осуществлять индивидуальную и коллективную деятельность, работать по контракту в предпринимательских структурах и в сферах, связанных с бизнесом и особенно с самым распространенным в рыночной экономике малым бизнесом. На мой взгляд, именно поэтому большое значение имеет изучение выбранной мной темы.

 

  

  1. Малый бизнес в  современной рыночной  экономике.

  Современная экономика развитых стран в подавляющем  большинстве представлена малыми и средними частными предприятиями. Они создают рабочие места, по доступным ценам и качественно одевают, кормят, обслуживают население.

  Малые предприятия в западных странах  оказало в последнее десятилетие настоящим экономическим феноменом.  Масштабы и темпы его развития,  роль в обществе оказались настолько впечатляющими,  что представляется важным выявить причины этого явления. Особенно важно сделать это в настоящее время, так как в нашей республике,  где экономика  представляет  собой  монополистическое  крупномасштабное производство,  явно недооценивается малый бизнес  как эффективное средство выхода из кризиса.

  Для начала рассмотрим, что же такое  малое предприятие, что оно собой  представляет. Итак, малое предприятие - это важнейший элемент рыночной структуры,  наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности.  Они могут создаваться  во  всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности и осуществлять  все  виды деятельности,  за  исключением  запрещенных законом  (например, изготовление ядов,  наркотических веществ). Как вновь создаваемые, так и действующие предприятия относятся к малым при соблюдении двух основных количественных критериев: численности работающих и объема хозяйственного оборота  (в промышленности – объем продукции, в торговле –  товарооборот).

  К малым предприятиям относятся вновь  создаваемые и действующие предприятия:

  -     В  промышленности  и  строительстве  -  с  численностью работающих  до 200 человек;

  В  науке  и  научном  обслуживании  -  с  численностью работающих до 100 человек;

  В других отраслях производственной сферы - с  численностью работающих до 50 человек;

  -     В отраслях не производственной  сферы - с численностью работающих  до 20 человек;

  -     В розничной торговле - с численностью  работающих до 15 человек.[5 с.5]

  Малое предприятие может быть создано  заново и в результате выделения из состава действующего предприятия одной или нескольких структурных единиц по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения  и  с  согласия  собственника  имущества.   Порядок создания,  деятельности,  реорганизации  и  ликвидации  малых  предприятий регулируется действующим законодательством с учетом особенностей,   предусмотренных   постановлением   Совета   Министров Республики Беларусь о малых предприятиях, законом о предприятиях и другими законодательными актами.[5 с.5-6].

  Еще семь лет назад многие экономисты и руководители народного хозяйства  придерживались мнения о малых предприятиях как технически отсталых и мешающих развития экономики. Часть из них рассматривали малые   предприятия   как   один   из   компонентов   существовавших производственных  структур,  выполнявших  вспомогательные  функции. Другие  считали,  что  их  создание  является  вынужденной  мерой избавления от  убыточности.  Да и сейчас  приходится преодолевать сформировавшийся  стереотип,  согласно  которому  малые  и  средние предприятия есть нечто вторичное в хозяйственной системе,  ее обременительный придаток.

  Мировой же опыт показывает, что сектор "малой  экономики" является одним из ключевых факторов экономического роста,  ускорения НТП,  социальной  переориентации  производства.  Для них характерны небольшая   капиталоемкость,   высокая   производительность   труда, быстрая окупаемость вложенных средств. Например, в США доля малых форм в ВНП достигла 38%, а финансовый оборот составил 42% общего объема продаж в стране, в малых фирмах к 1990г. было занято 20% рабочей силы. В бывшем СССР по данным 1990г., в промышленности из 43тыс.   самостоятельных   предприятий   на   долю   небольших   (с. численностью занятых до  500 человек)  приходилось  2/3 общего их количества,  а  удельный  вес  их  в  общем  объеме  производства  не превышал  10%.  В  промышленности,  торговле,   строительстве,   на транспорте  и  в  отраслях  связи  насчитывалось  не  более 800тыс. самостоятельных предприятий.  Если же  учесть,  что  большая часть малых предприятий включалась в состав различных объединений или других крупных структур, то количество самостоятельно действовавших субъектов  производства  в  3-4 раза меньше  названной цифры.

  Достоинствами малых предприятий являются: оперативное  реагирование на рыночный спрос,  динамичность организационных форм,  способность в зависимости от изменения потребительского спроса перестраивать производство на изготовление новой продукции, товаров и услуг,  высокая степень готовности к коммерческому риску с целью завоевания рынка  в  условиях  конкуренции,  более  высокая  степень зависимости  оплаты  труда  работников  от  конечного  результата деятельности   малого   предприятия,    возможность   эффективного оперативного руководства,  участие практически всех работников  в управлении производством.

  В чем же  главное  преимущество малого  предпринимательства и  почему оно получило такое широкое  развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причинами:

  1. мелкосерийное производство  может быстро  реагировать на изменение рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями  в  объемах производства  и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стало резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого  качества.  Не  большие  же  предприятия  без  особых осложнений могут  переналадить  свое  производство  на  новую продукцию.  Они,  собственно,  этим и  занимаются.  В  этом и заключается  их  путь.  Иначе  они  обанкротятся.   (Шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);

  2. малое     предпринимательство     способствует     развитию предприимчивости,   практически   дает   возможность   каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов,  и дало  возможность  быстрого развития  экономики  страны.  В  нашей  стране  ориентация  на крупные  предприятия  с  замкнутой  системой  производства, сосредоточившие в себе все от проектирования до изготовления, не способствовало развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди  с интересными идеями,  попадая  на  такие предприятия,  постепенно мирятся с тем,  что они всего лишь "винтики" в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;

  3. развитие   сети   малых   предприятий   позволяет   широко использовать мастные сырьевые ресурсы,  во многих случаях и отходы производства.  Крупному предприятию заниматься такими мелочами не времени.  Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает эффективность использования ресурсов;

  4. на малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на  крупных,  минимален аппарат управления.  У нас же руководители  даже  не  больших государственных  предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда,  но  и  психологии,  как  руководителей,  так  и  членов коллектива;

  5. малые предприятия имеют малую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств   нет   никакой   отдачи.   Строительство   же   малых предприятий,  особенно с использованием стандартных блочных конструкций,  может  составлять  всего  несколько  месяцев.  И максимум  через  год  они  могут  начать  выпуск  продукции. Окупаемость  таких предприятий  вполне может  укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие;

Информация о работе Управление малым бизнесом