Регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:15, реферат

Описание

Через коммерческую деятельность практически реализуется связь фирмы с контрагентами на рынке. Когда такая связь происходит с иностранными контрагентами, то деятельность рассматривается как международная коммерческая деятельность.
Фирмы могут стать участниками международной коммерческой деятельности (международной торговли) по разным причинам:
· Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказание услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей или можно получить, но более низкого качества. Поэтому они становятся импортерами.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность международной коммерческой деятельности…………………..……….3
2. Виды международных коммерческих операций……………………………….…...4
3. Факторы развития международной коммерческой деятельности…………….……8
4. Особенности международной коммерческой деятельности в России………….….9
5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………….12
5.1. Антидемпинговые меры как инструмент нетарифных ограничений………...…..15
5.2. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций…………………………….16
5.3. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций………………..17
5.4. Меры содействия экспортерам……………………………………………………….19
5.5. Система валютного регулирования внешнеторговой деятельности………...…….20
5.6. Методы нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………………………….21
5.7. Таможенное регулирование как метод государственно-экономического воздействия на сферу внешнеэкономической деятельности: сущность, составные элементы….23
5.8. Таможенные тарифы и таможенные пошлины……………………………...………24
5.9. Виды налогов в сфере внешнеэкономической деятельности, их дискриминационный характер………………………………………………………...………..……26
5.10. Принципы валютного регулирования……………………...………………………..27
5.11. Система нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в России, ее отличие от зарубежной практики……………………………………………………..…………..28
5.12. Лицензирование и квотирование экспорта и зона их действия…………….……..30
5.13. Квотирование экспорта в России. Административные и коммерческие принципы распределения экспортных квот……………………………………………………………….…….32
5.14. Сертификация товаров в системе контроля над импортом……………….………..33
5.15. Роль международного частного права в регулировании внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………………………..35
5.16. Стимулирование экспортных операций отсутствием налога на добавленную стоимость на экспорт отдельных работ и услуг……………………………….……………………37
6. Значение государственного регулирования экспортно-импортных операций….39
7. Список использованных источников………………………………………….…….40

Работа состоит из  1 файл

регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций (Автосохраненный).doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

        налоговые и иные льготы, суть которых состоит в освобождении поставщиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов на часть текущей выручки от экспортных операции; переводе средств от экспорта на специальные необлагаемые налогом счета; в создании резерва развития заграничных рынков для экспортной продукции малых и средних предприятий и фонда для погашения потерь от инвестирования за границей. Широко применяемый в международной практике метод финансовых льгот основан на возврате таможенных пошлин и налогов, уплаченных при импортировании сырья для нужд экспортного производства, и освобождении от косвенных налогов на дефицитные в данной стране материалы;

        организационно-техническое содействие государства национальным фирмам в освоении новых рынков и расширения масштабов экспортных операции. Механизм организационного содействия включает такие способы как предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информации, предоставление интересов частных экспортеров в правительственных организациях, подготовка кадров для внешней торговли. В России создается система внешнеторговой информации, информационно-аналитического и экспертного сопровождения российских экспортеров. Государство налаживает работу по презентации и продвижению российских товаров на новые рынки и возвращению на потерянные рынки стран Восточной и Центральной Европы. Поддерживается активность российских фирм по участию в тендерах на осуществление крупных инвестиционных проектов.

    1. Система валютного регулирования внешнеторговой деятельности.

       Регулирование внешней торговли с помощью валютно-кредитных  средств имеет сложную структуру, объединяющую совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования. В любом государстве соотношение используемых элементов и роль каждого из них различаются в зависимости от состояния внешней торговли, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального механизма государственного регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную валютно-финансовую сферу.

       Цель  валютного регулирования (краткосрочного и среднесрочного) – стимулирование хозяйственной активности различных  субъектов ВЭД, борьба с инфляцией.

       Элементы  валютного регулирования:

        валютный курс – соотношение национальной валюты (денежной единицы) к валюте другой страны. Его функция – обеспечение пропорциональности обмена валют, базой которой служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны. Валютный курс зависит от конвертируемости национальной валюты, т. е. возможности свободно и неограниченно обмениваться на другие иностранные валюты. Конвертируемость может быть полной (беспрепятственный обмен на любую иностранную валюту) или частичной, когда возможность обмена ограничивается некоторыми видами валют операциями международного платежного оборота. Полная конвертируемость включает внутреннюю и внешнюю обратимость во всем ее объеме.

       Внутренняя  конвертируемость валюты не ограничивает обмена национальной валюты юридическими и физическими лицами данной страны на своем внутреннем рынке.

       Внешняя конвертируемость предоставляет возможность  использовать заработанные в данной стране денежные средства юридическими и физическими лицами как на внутреннем рынке, так и за его пределами.

       Котировка валют – установление курсов иностранных  валют по отношению к национальной, осуществляемое государственными и крупными коммерческими банками прямым или косвенным методами;

        девальвация – официальное снижение курса национальной валюты, с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. У экспортеров появляются большие преимущества при обмене заработанной валюты на национальную, в росте объема экспортного производства; одновременно, в силу удорожания импорта товаров, сокращаются объемы второстепенных импортных поставок в страну. Вследствие девальвации может наступить более сильное внешнее обесценение национальной валюты по сравнению с внутренним, которое создает благоприятные условия для использования валютного демпинга – спекулятивных операций на внешнем рынке с целью получения прибыли за счет изменения валютного курса;

        ревальвация – повышения официального курса национальной валюты по отношению к иностранным и сопровождающийся сдерживанием развития экспорта, его удорожанием с одновременным удешевлением импорта;

        валютный контроль, включающий в себя: валютную интервенцию (манипуляции государственным банком валютными ресурсами и процентными ставками), которая реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью ограничения (повышения, снижения, поддержания) курса национальной валюты; маневрирование банковскими процентными ставками, оказывающее влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствующее изменению валютного курса; валютные ограничения, целью которых является сокращение внешнего оборотного капитала.

    1. Методы нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

       Основными методами количественного нетарифного  ограничения в международной  торговле являются квотирование, лицензирование и контингентирование.

       Квотирование – лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений.

       Глобальная  квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты принимаются во внимание встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.

       Сезонные  квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода предоставляют неконкретизированные квоты.

       Квотирование  вводится для сбалансирования развития внешней торговли и платежных  балансов, регулирования спроса и  предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

       Лицензирование – ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на ввоз или вывоз определенного объема товара. Лицензирование является временной мерой, осуществляемой на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков.

       Лицензирование  применяется при следующих обстоятельствах:

       – при необходимости рационального  использования иностранной валюты;

       – при отсутствии таможенных пошлин или их неэффективного использования;

       – для выторговывания встречных уступок;

       – в качестве дискриминационных действий.

       Виды  лицензий:

        Генеральная лицензия – постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости;

        Индивидуальная лицензия – разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара, содержит сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара, является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (до 1 года);

        Открытые индивидуальные лицензии – разрешение на ввоз неограниченного объема товара;

        Автоматические лицензии с упрощенным процессом выдачи;

        Неавтоматические лицензии – свободно не предоставляются и используются для ограничения импортера в случаях, когда квоты на ввоз продукции заранее не установлены.

       Контингентирование – установление государством централизованного контроля над ввозом и вывозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Контингентирование является составным элементом лицензирования.

       Находясь  поз запретом ГАТТ, контингентирование широко используется отдельными государствами. В этих странах оно охватывает сравнительно небольшой круг товаров (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья). «Контингенты» оказывают влияние на объем и структуру внешней торговли, а также цены, обеспечивая их рост и принося крупные прибыли тем компаниям, которые производят или продают товар, являющийся предметом ограничения.

       Следует отличать контингенты от тарифных контингентов, которые разрешают ввоз определенного  количества товаров по сниженным таможенным пошлинам или беспошлинно, выпадая тем самым из понятия нетарифного ограничения.

    1. Таможенное регулирование как метод государственно-экономического воздействия на сферу внешнеэкономической деятельности: сущность, составные элементы

       Механизм  таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России развит в меньшей  степени, чем система нетарифных ограничений, которая в настоящее  время по существу выступает как  система экспортного контроля. Принципы таможенного регулирования заложены в Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе».

       Таможенное  регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

       Таможенное  дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

       Таможенное  регулирование складывается из нескольких элементов: экспортных и импортных тарифов и пошлин, порядка исчисления и подтверждения таможенной стоимости и страны происхождения ввозимого товара, режима преференций и таможенных режимов возможного помещения товаров, которые в совокупности являются основой для расчета размера таможенных пошлин и налогов.

       Основным  элементом механизма таможенного  регулирования является таможенный тариф Российской Федерации –  свод ставок таможенных пошлин (таможенного  тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

       Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» устанавливает порядок  формирования и применения таможенного  тарифа Российской Федерации – инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

       Основными целями таможенного тарифа являются:

       1) рационализация товарной структуры  ввоза товаров в Российской  Федерации;

       2) поддержание рационального соотношения  вывоза и ввоза товаров, валютных  доходов и расходов на территории  Российской Федерации;

       3) создание условий для прогрессивных  изменений в структуре производства  и потребления товаров в Российской  Федерации;

       4) защита экономики Российской  Федерации от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

Информация о работе Регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций