Регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:15, реферат

Описание

Через коммерческую деятельность практически реализуется связь фирмы с контрагентами на рынке. Когда такая связь происходит с иностранными контрагентами, то деятельность рассматривается как международная коммерческая деятельность.
Фирмы могут стать участниками международной коммерческой деятельности (международной торговли) по разным причинам:
· Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказание услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей или можно получить, но более низкого качества. Поэтому они становятся импортерами.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность международной коммерческой деятельности…………………..……….3
2. Виды международных коммерческих операций……………………………….…...4
3. Факторы развития международной коммерческой деятельности…………….……8
4. Особенности международной коммерческой деятельности в России………….….9
5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………….12
5.1. Антидемпинговые меры как инструмент нетарифных ограничений………...…..15
5.2. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций…………………………….16
5.3. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций………………..17
5.4. Меры содействия экспортерам……………………………………………………….19
5.5. Система валютного регулирования внешнеторговой деятельности………...…….20
5.6. Методы нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………………………….21
5.7. Таможенное регулирование как метод государственно-экономического воздействия на сферу внешнеэкономической деятельности: сущность, составные элементы….23
5.8. Таможенные тарифы и таможенные пошлины……………………………...………24
5.9. Виды налогов в сфере внешнеэкономической деятельности, их дискриминационный характер………………………………………………………...………..……26
5.10. Принципы валютного регулирования……………………...………………………..27
5.11. Система нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в России, ее отличие от зарубежной практики……………………………………………………..…………..28
5.12. Лицензирование и квотирование экспорта и зона их действия…………….……..30
5.13. Квотирование экспорта в России. Административные и коммерческие принципы распределения экспортных квот……………………………………………………………….…….32
5.14. Сертификация товаров в системе контроля над импортом……………….………..33
5.15. Роль международного частного права в регулировании внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………………………..35
5.16. Стимулирование экспортных операций отсутствием налога на добавленную стоимость на экспорт отдельных работ и услуг……………………………….……………………37
6. Значение государственного регулирования экспортно-импортных операций….39
7. Список использованных источников………………………………………….…….40

Работа состоит из  1 файл

регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций (Автосохраненный).doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

       ·   оформление фиктивных экспортно-импортных сделок;

       ·   превышение обусловленного законом 180-дневного срока оплаты иностранными фирмами поставок российской нефти и нефтепродуктов;

       ·   превышение 180-дневного срока поступления товаров по импортным контрактам со 100-процентной предоплатой;

       ·   необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, которые фактически не осуществляются.

       Кроме того, довольно распространенной практикой  является:

       ·   занижение контрактной цены при экспорте;

       ·   завышение контрактной цены при импорте;

       ·   ценовые манипуляции, прикрытые якобы бартерными операциями, в результате которых большая часть прибыли в иностранной валюте остается за границей;

       ·   перечисление на счета иностранных фирм финансовых средств в качестве оплаты фиктивных услуг;

       ·   невозврат прибыли под предлогом форс-мажорных и иных обстоятельств.

       В последние годы широкое распространение  получил вывоз товаров за рубеж  на временное хранение и переработку. Крупные партии стратегического  сырья вывозятся из РФ без оформления экспортных контрактов, а затем, в нарушение обязательств по временному хранению и переработке, реализуются за границей.

       Благоприятной средой для теневого капитала стали  безвалютные расчеты в режиме товарообмена – приграничные, параллельные и компенсационные сделки без  использования свободно конвертируемой валюты, а также бартер – в общей сложности примерно 60% внешнеторгового оборота РФ.

       Не  случайно осуществляемые товарообменные сделки характеризуются резким отклонением  договорных цен от среднемировых: по оценкам ГТК РФ, экспортная составляющая бартерных сделок порой превышает импортную в 5–6 раз. Стоимость же российского нефтяного экспорта по бартеру в среднем в 5 раз превышала встречные поставки зарубежных партнеров.

       Начиная с 1994 года, в РФ более или менее  надежно контролируется только экспорт. Порядок контроля за импортом примерно с этого же времени был значительно упрощен в соответствии с Инструкцией ЦБР «О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» (см. также письмо ЦБР № 208 от 15 ноября 1995 года). Упрощение открыло новые каналы для различных злоупотреблений (например, для нелегальной предоплаты импортных контрактов). В результате, согласно существующим независимым оценкам, из РФ по подложным импортным контрактам до самого последнего времени ежемесячно уходило в среднем до 400 млн долларов, или 5 млрд долларов в год, что сопоставимо с годовым объёмом экспорта цветных металлов из РФ.

       Место, которое занимает Россия в мировом  экономическом сообществе, можно условно определить по доле России в мировом валовом внутреннем продукте.

       Доля  стран и регионов в мировом  валовом внутреннем продукте резко различается. Если мировой ВВП принять за 100%, то на долю США приходится (21,8% в 2002г.); Европы – (23,1 в 2002г.); Японии – (8,1 в 2002г.); Латинской Америки – (6 в 2002г.); прочих стран с рыночной экономикой – (26,3 в 2002г.); России – (1,9 в 2002г.); стран Центральной и Восточной Европы – (1,8 в 2002г.); Китая –(9,7 в 2002г.); прочих стран с переходной экономикой – (1,3% в 2002г.). По состоянию на конец 2010 г. экономика России — 6-я экономика мира по объёму ВВП по ППС Номинальный ВВП России за 2010 год составил 44,5 трлн рублей, ВВП по ППС — $2,23 трлн. По данным на 2007 год, доля экономики России в мировой экономике — 3,2 %.

       В последние годы наблюдается тенденция  врастания российской экономики  в мировую экономику в основном за счет ее сырьевого сектора.

       По  мере интеграции России в мировое  хозяйство, все более важным и  результирующим фактором ее экономической жизни становятся экспортно-импортные операции. В сферу международной торговли вовлекается все больше предприятий, подчиняющиеся в своей деятельности законам мировой экономики и самостоятельного освоения внешнего рынка. 

       5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

       По  мере интеграции России в мировое  хозяйство экспортно-импортные операции становятся все более важным и  результирующим фактором ее экономической  жизни. В сферу международной  торговли вовлекается все больше предприятий и предпринимателей, направленных на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющиеся в своей деятельности законам мировой экономики. Если раньше отношения импорта и экспорта товаров были, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. В этой связи особое внимание необходимо уделить государственному регулированию экспортно-импортных операций, поскольку внешняя торговля, являясь одним из стратегических видов деятельности, подлежит регулированию со стороны государственных органов. Приоритет государства в регулировании внешнеэкономических отношений закреплен 71 статьей Конституции РФ, согласно которой «в ведении Российской Федерации находятся внешнеэкономические отношения Российской Федерации».

       Необходимо  отметить, что в экономической  литературе при исследовании операций внешней торговли используются такие  понятия как внешнеэкономическая  деятельность (ВЭД), внешнеторговая деятельность и экспортно-импортные операции.

       Между вышеупомянутыми категориями существуют определенные разграничения, на которых  необходимо остановиться более подробно.

       Экспортно-импортные  операции является наиболее узким понятием из указанных трех (определение экспортно-импортных операций вытекает из определения экспорта и импорта товаров).

       Внешнеторговую  деятельность Федеральный закон  от 08.12.03 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  определяет как «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью».

       Понятие «внешнеэкономическая деятельность»  еще шире и включает не только внешнеторговую деятельность, на которую направлен вышеупомянутый закон, но и производственную кооперацию, научно-техническое, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на  
них (интеллектуальная собственность)». Определение понятия «внешнеэкономическая деятельность» отражено в Федеральном Законе от 22.06.99 г. №183-Ф3 «Об экспортном контроле».

       Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) и внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

       В свою очередь, государственное регулирование  экспортно-импортных операций осуществляется при помощи совокупности методов. В  отечественной литературе принято  деление данных методов на две  группы:

    • экономические;
    • административные.

       Экономические методы государственного регулирования  экспортно-импортных операций предполагают использование налоговых регуляторов  и иных мер экономического характера. Административные методы

       В то же время, российское законодательство, а именно Федеральный Закон от 08.12.03 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает следующие методы государственного регулирования:

    • таможенно-тарифное регулирование;
    • нетарифное регулирование.

       Согласно этому закону нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера, а метод таможенно-тарифного регулирования осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Однако на практике в регулировании экспортно-импортных операций, помимо таможенных пошлин, принимают участие большее количество таможенных платежей, которые подлежат уплате при совершении внешнеторговых операций, а именно, налог на добавленную стоимость, акцизы. В связи с этим, метод таможенно-тарифного регулирования слишком узкое понятие, и вместо него следует рассматривать более широкое понятие — налоговое регулирование.  
 
 

Схема 2.

Резюмируя все вышеизложенное, предлагается следующее определение: Налоговое регулирование экспортно-импортных операций представляет собой совокупность экономических мер, применение которых сводится к воздействию на данный вид деятельности налоговых регуляторов путем изменения ставок налогов, порядка их применения, предоставления льгот, применения штрафных санкций при несвоевременной уплате этих налогов.

       Также в состав экономических методов  регулирования входит группа финансово-кредитных  мер, включающая в себя страхование, кредитование, субсидирование.

       Метод административного регулирования  охватывает квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных  видов товаров; контроль за экспортом  всех видов продукции, входящих в  перечень стратегически важных сырьевых товаров; контроль за ввозом на территорию РФ товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности; сертификация ввозимых товаров, таможенные процедуры и др. Указанные методы регулирования предполагают административное воздействие на участников экспортно-импортных операций и воздействуют на объем и структуру импорта и экспорта товаров путем введения различного рода ограничений.

       Также к числу административных методов  регулирования можно отнести  таможенные формальности, такие как  таможенные процедуры, порядок определения таможенной стоимости, контроль над определением кода по ТН ВЭД и страны происхождения товара и таможенный контроль.

       В то же время одним из методов административного  регулирования экспортно-импортных  операций является валютное регулирование внешнеторговых операций. В настоящее время валютное регулирование и валютный контроль осуществляются на основе Федерального закона от 10.12.03 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Он определяет общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетов в России, а также права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, по действующему валютному законодательству РФ с 29.03.06 г. экспортеры не обязаны реализовать часть валютной выручки, а также часть иностранной валюты, поступившей от импортеров в качестве предварительной оплаты, на внутреннем рынке.

5.1. Антидемпинговые меры как инструмент нетарифных ограничений.

       Конкурентная  борьба на мировом рынке породила специфические антидемпинговые  меры нетарифного ограничения, которые  часто используются страной-импортером для оказания давления на экспортеров  других стран с целью защиты своего рынка от иностранной продукции.

       Основным  критерием демпинга является сравнение  фактических цен ввезенных товаров  с ценами внутреннего рынка в  стране экспортера и установление факта  продажи товара по искусственно заниженной цене.

Информация о работе Регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций