Принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:14, контрольная работа

Описание

Процессы, происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованость результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория - «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Понятие оценки стоимости предприятия (бизнеса)……………………………...4
Цели оценки стоимости предприятия (бизнеса)………………………………….7
Принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса)……………...……………9
Заключение……………………………………...…………………………………16
Список использованной литературы……….……………………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная 3 вариант.docx

— 34.40 Кб (Скачать документ)

 · принятия обоснованных  управленческих решений. Инфляция  искажает финансовую отчетность  предприятия, поэтому периодическая  переоценка имущества независимыми  оценщиками позволяет повысить  реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия  финансовых решений; 

 · осуществления инвестиционного  проекта развития бизнеса. В  этом случае для его обоснования  необходимо знать исходную стоимость  предприятия в целом, его собственного  капитала, активов, бизнеса. 

 

Принципы оценки стоимости предприятия.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) осуществляется в соответствии с определенными принципами. Таких  принципов выделяется три группы:

 1. принципы, основанные на представлениях собственника (полезности, замещения, ожидания);

2.  принципы, связанные с эксплуатацией собственности (доходности, вклада, предельной производительности, сбалансированности, пропорциональности);

3. принципы, обусловленные действием рыночной среды (соотношение спроса и предложения, соответствия, регрессии, прогрессии, конкуренции, зависимости от внешней среды, изменения стоимости, экономического разделения, наилучшего и наиболее эффективного использования).

Принципы оценки отражают основные закономерности поведения  субъектов рыночной экономики. В  реальной жизни целый ряд факторов может исказить их действие. Например, государственное вмешательство  иногда не дает правильной картины  реализации тех или иных принципов  оценки. Несовершенство рыночных отношений, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, еще больше деформирует действие принципов  оценки. По этим причинам принципы оценки лишь отражают тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют определенного  поведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране рыночных отношений  действие объективных принципов  оценки бизнеса будет усиливаться.

 

Рассмотрим первую группу принципов.

 Ключевым критерием  стоимости любого объекта собственности  является его полезность. Бизнес  обладает стоимостью, если может  быть полезен реальному или  потенциальному собственнику. Полезность  для каждого потребителя индивидуальна,  но качественно и количественно  определена во времени и стоимости.  Однако как общую полезность  объекта для собственника в  рыночной экономике можно выделить  его способность приносить доход.  Полезность бизнеса — это его  способность приносить доход  в конкретном месте и в течение  данного периода. Чем больше  полезность, тем выше величина  оценочной стоимости.

 Принцип полезности  заключается в том, что, чем  больше предприятие способно  удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.

 С точки зрения любого  пользователя, оценочная стоимость  предприятия не должна быть  выше минимальной цены на аналогичное  предприятие с такой же полезностью.  Кроме того, за объект не разумно  платить больше, чем может стоить  создание нового объекта с  аналогичной полезностью в приемлемые  сроки. И еще один аспект  применения принципа полезности:

 • если инвестор  анализирует поток дохода, то  максимальная цена определяется  посредством изучения других  потоков доходов с аналогичным  уровнем риска и качества. При  этом замещающий объект необязательно  должен быть точной копией, но  должен быть похож на оцениваемый  объект, и собственник рассматривает  его как желаемый заменитель.

 

 Границы «пространства  одинаково желаемых заменителей»  определяются потребностями и  желанием пользователя. Предположим,  что некоторый субъект хочет  приобрести в свою собственность  кондитерское предприятие, производящее  конфеты. При этом он сравнивает  его цену с ценами на аналогичные  предприятия, например, с ценами  на фабрики, производящие печенье,  пряники, пастилу и хлеб. Кроме  того, покупатель не всегда ограничен  бизнесом одного и того же  типа. Таким образом, можно выделить  еще один методологический принцип  оценки стоимости предприятия  — это принцип замещения. Он  определяется следующим образом:  максимальная стоимость предприятия  определяется наименьшей ценой,  по которой может быть приобретен  другой объект с эквивалентной  полезностью.

 Из принципа полезности  вытекает еще один принцип  оценки — принцип ожидания, или  предвидения. Конечно, прошлое  и настоящее бизнеса важны, однако его экономическую оценку определяет его будущее. Прошлое и настоящее бизнеса являются лишь исходной основой, ключом к пониманию будущего. Полезность любого бизнеса, предприятия определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственно сказываются представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от его перепродажи. При этом очень важны величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего дохода. Однако ожидания относительно дохода могут меняться. Принцип ожидания заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.

 

 Вторая группа принципов  оценки обусловлена эксплуатацией  собственности и связана с  представлением производителей.

 Доходность любой экономической  деятельности определяется четырьмя  факторами производства: землей, рабочей  силой, капиталом и управлением.  Доходность бизнеса — это результат  действия всех четырех факторов, поэтому стоимость предприятия  как системы определяется на  основе оценки дохода. Для оценки  предприятия нужно знать вклад  каждого фактора в формирование  дохода предприятия. Отсюда следует  принцип вклада, который сводится  к следующему: включение любого  дополнительного актива в систему  предприятия экономически целесообразно,  если получаемый прирост стоимости  предприятия больше затрат на  приобретение этого актива.

 Каждый фактор должен  быть оплачен из доходов, создаваемых  данной деятельностью. Поскольку  земля физически недвижима, факторы  рабочей силы, капитала и управления  должны быть привлечены к ней.  Сначала должна быть произведена  компенсация за эти факторы,  а оставшаяся сумма денег идет  в оплату пользования земельным  участком ее собственнику.

 Остаточная продуктивность  может быть результатом того, что земля дает возможность  пользователю извлекать максимальные  доходы или до предела уменьшать затраты. Например, предприятие будет оценено выше, если земельный участок способен обеспечивать более высокий доход или если его расположение позволяет минимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход после того, как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это принцип остаточной продуктивности.

 Факторы производства  оцениваются только с учетом  периода их воспроизводства, места  в обороте капитала. С этой  точки зрения устаревшее технологическое  оборудование потребует полной  замены, оплаты демонтажа и монтажа  нового оборудования, что должно  учитываться при оценке стоимости  предприятия. И наоборот, высококвалифицированный  состав рабочей силы должен  оцениваться с точки зрения  изменения или неизменности вида  производственной деятельности; высококвалифицированных  работников, имеющих большой опыт  работы на устаревшем оборудовании, труднее переучить. Все эти  факторы, а не просто средства  производства и рабочая сила, должны быть учтены покупателем.

 Изменение того или  иного фактора производства может  увеличивать или уменьшать стоимость  объекта. Из этого важного положения  экономической теории вытекает  еще один принцип оценки бизнеса,  содержание которого можно свести  к следующему: по мере добавления  ресурсов к основным факторам  производства чистая отдача имеет  тенденцию увеличиваться быстрее  темпа роста затрат, однако после  достижения определенной точки  общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами.  Это замедление происходит до  тех пор, пока прирост стоимости  не станет меньше, чем затраты  на добавленные ресурсы. Этот  принцип базируется на теории  предельного дохода и называется  принципом предельной производительности.

 Предприятие — это  система, одной из закономерностей  развития и существования которой  является сбалансированность, пропорциональность  ее элементов. Наибольшая эффективность  предприятия достигается при  объективно обусловленной пропорциональности  факторов производства. Различные  элементы системы предприятия  должны быть согласованы между  собой по пропускной способности  и другим характеристикам. Добавление  какого-либо элемента в систему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимости предприятия.

 Итак, при оценке стоимости  предприятия необходимо учитывать  принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный  доход от предприятия можно  получить при соблюдении оптимальных  величин факторов производства.

 Одним из важных  моментов действия данного принципа  является соответствие размеров  предприятия потребностям рынка.  Так, если предприятие является  слишком большим для удовлетворения  потребностей рынка, то его  эффективность падает, особенно  если затруднена доставка ресурсов  или товаров.

 

 Третья группа принципов  напрямую обусловлена действием  рыночной среды.

 Ведущим фактором, влияющим  на ценообразование в рыночной  экономике, является соотношение  спроса и предложения. Если  спрос и предложение находятся  в равновесии, то цены остаются  стабильными и могут совпадать  со стоимостью, особенно в условиях  современного рынка.

 Если рынок предлагает  незначительное число прибыльных  предприятий, т. е. спрос превышает  предложение, то цены на них  могут превысить их стоимость.  Если на рынке имеет место  избыток предприятий-банкротов,  то цены на их имущество  окажутся ниже реальной рыночной стоимости.

 В долгосрочном аспекте  спрос и предложение являются  относительно эффективными факторами  в определении направления изменения  цен. Но в короткие промежутки  времени факторы спроса и предложения  могут и не иметь возможности  эффективно работать на рынке  имущества предприятий. Рыночные  искажения могут быть следствием  монопольного положения собственников.  Кроме того, на этот рынок могут  влиять государственные механизмы  контроля. Например, органы власти  могут установить контроль над  продажей предприятий.

 Как уже отмечалось, полезность определена во времени  и пространстве. Рынок учитывает  эту определенность, прежде всего  через цену. Если предприятие  соответствует рыночным стандартам, характерным в конкретное время  для данной местности, то цена  на него будет колебаться вокруг  среднерыночного значения; если  же объект не соответствует  требованиям рынка, то это,  как правило, отражается через более низкую цену на данное предприятие. С действием такой закономерности связан другой принцип — принцип соответствия, согласно которому предприятия, не соответствующие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т. д., скорее всего, будут оценены ниже среднего.

 С принципом соответствия  связаны принципы регрессии и  прогрессии. Регрессия имеет место,  когда предприятие характеризуется  излишними применительно к данным  рыночным условиям улучшениями.  Рыночная цена такого предприятия,  вероятно, не будет отражать его  реальную стоимость и будет  ниже реальных затрат на его  формирование. Прогрессия имеет  место, когда в результате функционирования  соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия,  скорее всего, окажется выше  его стоимости.

 На ценообразование  влияет конкуренция. Если отрасль,  в которой действует предприятие,  приносит избыточную прибыль,  то в свободной рыночной экономике  в эту область пытаются проникнуть  и другие предприниматели. Это  увеличит предложение в будущем  и снизит норму прибыли. В  настоящее время многие российские  предприятия получают сверхприбыли  только в результате своего  монополистического положения, и  по мере обострения конкуренции  их доходы будут заметно сокращаться.  Отсюда следует, что при оценке  стоимости предприятий необходимо  учитывать степень конкурентной  борьбы в данной отрасли в  настоящее время и в будущем.  Содержание принципа конкуренции  сводится к следующему: если ожидается  обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих  прибылей данный фактор можно  учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

 Стоимость бизнеса  определяется не только внутренними  факторами, но во многом —  внешними. Стоимость предприятия,  его имущества в значительной  мере зависит от состояния  внешней среды, степени политической  и экономической стабильности  в стране. Следовательно, при оценке  предприятия необходимо учитывать  принцип зависимости от внешней  среды.

 Изменение политических, экономических и социальных сил влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется. Следовательно, оценка стоимости предприятия должна проводиться на определенную дату. В этом заключается суть принципа изменения стоимости. Поэтому для того, чтобы рассмотреть возможные способы использования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночной среды. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, местоположение и другие факторы определяют альтернативные способы использования данного предприятия. При рассмотрении альтернатив развития может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных прав на собственность, если таковое позволит увеличить общую стоимость. Экономическое разделение имеет место, если права на объект можно разделить на два или более имущественных интересов, в результате чего общая стоимость объекта возрастает. Принцип экономического разделения гласит, что имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличилась общая стоимость объекта.

Информация о работе Принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса)