Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80-90 х годов. Распад СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения межнациональных отношений в СССР на рубеже 80-90 х годов обуславливается необходимостью пристального внимания к сфере национальных отношений и национальной безопасности государства, поскольку действительность последних лет обусловлена тем, что на территории бывшего СССР развиваются процессы, для которых характерны межнациональные и межэтнические конфликты, усиление напряженности по линии "центр-периферия", выражающиеся в "параде суверенитетов", тенденции автономизации вплоть до сепаратизма, войны в Чечне, росте терроризма и экстремизма. Частью ментальности гражданина России стали вошедшие в лексический обиход слова "беженец", "мигрант", "вынужденный переселенец", "незаконные вооруженные формирования", "межнациональные конфликты" и др. В результате распада СССР нарастает политизация ислама, рост мусульманского фундаментализма, реализация идей панисламизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СССР 6
1.1. Межнациональные отношения и национальная политика в СССР 6
1.2. Межнациональные конфликты на территории СССР и их истоки 11
2. РАСПАД СССР 17
2.1. Причины распада Советского Союза 17
2.2. Хронология событий 19
2.3. Роль межнациональных конфликтов в распаде СССР 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Светлана.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

Третья группа экспертов изучает  советское государство как обычную тоталитарную модель, сформированную всей отечественной историей. Советская бюрократическая система также плод предыдущей политической культуры и ее классического имперского мышления. Академик Г. Лисичкин указывает основной проблемой государства и общества имперское сознание народных масс: "Россия больна не с 1917 года. Большевики продолжили и обострили губительные процессы, которые уже не одно столетие подтачивают организм российского общества"12.

Отмечается, что огромный диапазон суждений, взглядов и концепций обществоведов об этом сложном периоде государства и его общества свидетельствует о незавершенности эпохальных преобразований, объективно инициированных политическим руководством страны во всех сферах общественной практики, о доминировании по-прежнему идеологических установок и политического измерения. Подчеркивается целесообразность локализации поиска на выявлении этномобилизующего фактора основных федеральных преобразований, инициированных политической властью.

2.2. Хронология событий

Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).

В период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.

С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).

Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой  массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году, а на территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.

Наибольшей остротой отличался  начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, причем в Азербайджане это сопровождалось массовыми погромами. В 1989 году Верховный  Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война.

В 1990 году происходят беспорядки в  Ферганской долине, особенностью которой  является смешение нескольких среднеазиатских национальностей (ошская резня). Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами13.

На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе  с Борисом Ельциным; она доходит  до максимума в двух крупнейших городах  — Москве и Ленинграде.  Растут антироссийские настроения в Чечне и Татарстане. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; "парад суверенитетов" усилился хронология провозглашения независимости республиками СССР представлена в таблице 1:

Таблица 1

Провозглашение независимости  республиками СССР

Республика 

Провозглашение суверенитета 

Провозглашение независимости 

Независимость де-юре

Эстонская ССР 

16 ноября 1988 г. 

20 августа 1991 г. 

6 сентября 1991 г.

Латвийская ССР 

28 июля 1989 г. 

21 августа 1991 г. 

6 сентября 1991 г.

Литовская ССР 

18 апреля 1989 г. 

11 марта 1990 г. 

6 сентября 1991 г.

Грузинская ССР 

26 мая 1990 г. 

9 апреля 1991 г. 

26 декабря 1991 г.

Российская СФСР 

12 июня 1990 г. 

— 

26 декабря 1991 г.

Молдавская ССР 

23 июня 1990 г. 

27 августа 1991 г. 

26 декабря 1991 г.

Украинская ССР 

16 июля 1990 г. 

24 августа 1991 г. 

26 декабря 1991 г.

Белорусская ССР 

27 июля 1990 г.

25 августа 1991 г.

26 декабря 1991 г.

Туркменская ССР 

22 августа 1990 г.

27 октября 1991 г. 

26 декабря 1991 г.

Армянская ССР 

24 августа 1990 г. 

23 сентября 1991 г. 

26 декабря 1991 г.

Таджикская ССР 

24 августа 1990 г.

9 сентября 1991 г. 

26 декабря 1991 г.

Киргизская ССР 

15 декабря 1990 г. 

31 августа 1991 г. 

26 декабря 1991 г.

Казахская ССР 

25 октября 1990 г. 

16 декабря 1991 г. 

26 декабря 1991 г.

Узбекская ССР 

20 июня 1990 г. 

1 августа 1991 г. 

26 декабря 1991 г.

Азербайджанская ССР 

18 октября 1991 г. 

30 августа 1991 г.

26 декабря 1991 г.


 

С выходом в сентябре 1991 года из состава СССР прибалтийских республик, он стал состоять из 12 республик.

14 ноября 1991 года семью республиками  из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991 года.

В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, — Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной.

8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

21 декабря 1991 года на встрече  президентов в Алма-Ате (Казахстан)  к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, было подписано так называемое Алмаатинское соглашение, ставшее основой СНГ.

Органы власти СССР как субъект  международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года. 25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР, и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину14.

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)). 26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Госкомитет по народному образованию, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР вообще не был официально распущен.

2.3. Роль  межнациональных конфликтов в распаде СССР

Межнациональные конфликты периода  перестройки в СССР, начиная с  декабрьских (1986 г.) событий в Алма-Ате  и кровавых столкновений в Нагорном Карабахе в феврале 1988 г., последующих  вспышек насилия в Приднестровье, первой волны вынужденных мигрантов - турок-месхетинцев в 1989 г., в самый разгар перестройки шокировали общественное мнение, породили коллапс власти и стали одним из факторов развала страны. Лозунги интернационализма, дружбы народов, соединения людей в единой общности - советском народе потускнели. Новые испытательные полигоны вражды наций - еще недавно близких друзей - имели огромное воздействие на политические процессы в СССР. Межнациональные конфликты, конфликтогенные выступления ряда национальных движений и организаций привели к "параду суверенитетов" и политической гибели СССР.

Распад СССР не остановил конфликты  между народами и перевел их из внутреннего дела одной страны в  сферу межгосударственных отношений, а карабахский - в международную  войну. Политические последствия этих событий анализируются крупнейшими политиками, политическими партиями, аналитическими группами. Однако политические последствия межнациональных конфликтов - лишь первый эшелон проблем, подлежащих социологическому анализу и общественному осмыслению. Менее заметные на первых этапах проблемы экономического и социокультурного характера по прошествии лет приобретают все большую значимость. Методами дипломатии достаточно быстро могут быть исправлены политические ошибки, В экономике и культуре быстрых возвратов к исходному положению нет.

К середине 90-х годов на территории бывшего СССР имелось 180 точек, где  межнациональная напряженность  вылилась в столкновения. Треть территории (7 млн. кв. км) оказалась вовлеченной  в территориальный передел. На охваченной межнациональными конфликтами территории проживало более 30 млн. человек15.

Ряд авторов склоняется к точке  зрения, что руководящую роль в процессе децентрализации Советского государства и развитии этнополитических конфликтов занимала политическая элита. В этой связи, следует поставить вопрос об объективности действий политической элиты, были ли конфликты неизбежны, насколько прочны у них основания? В.М. Юрченко отмечает, что исключительное значение имеет политическое "самочувствие" народа, совпадения проникающих идей "сверху" с повседневным опытом жизни людей, с потребностями их самосохранения и саморазвития16. С этой точки зрения, подчёркивает он, политическое основание (народ) не выглядит как нечто аморфное, не обладающее собственным политическим содержанием17. По мнению А.Г. Здравомыслова, этнос не выступает самостоятельным субъектом исторического или политического действия. В качестве такого рода субъектов выступают определённые элитные группы, претендующие на участие во власти и формулирующие содержание национальных интересов18. Но элите без народа не обойтись, а абсурдные, явно неприемлемые идеи одобрения не получат. Соответственно, идеи выдвигаемые политической элитой в той или иной степени отражают содержание интересов нации. Следовательно, политическая элита формулирует содержание национальных интересов на базе, не всегда явных, не всегда первостепенных,  но на базе объективных интересов своей нации.

Однако, зачастую для политической элиты приоритетна не борьба за национальные интересы, а борьба за власть, что достаточно ярко прослеживается при распаде СССР.

На основе социально-психологической  и общеконфликтологической парадигм стоит выделить два уровня причин, которые охватывают все причины  этнополитических конфликтов в целом. Первый уровень –  общие (глубинные, первичные) причины, объясняющиеся присущей человеку конкуренцией. Естественный отбор и борьба за существование являются определяющими факторами истории и в межнациональных отношениях. Условия и уровень развития нации определяют ее жизненные интересы, а историческая эпоха обуславливает способы реализации этих интересов. Первичные причины этнополитических конфликтов постоянны, так как потребности самосохранения и саморазвития естественны и неизменны.

Второй уровень причин, вторичные  причины – это конкретные, частные (непосредственные или прямые) причины. Это такие причины как территориальные, экономические, этнокультурные, политические и т.д. Частные причины это нечто вроде провоцирующего фактора. Например, причиной болезни туберкулёз является палочка Коха, а в роли провоцирующего фактора или причиной заражения выступают: ослабленное состояние организма, стрессы, вредные привычки, нарушение сна, перенесенные заболевания и т.д.

Интересы нации определяются потребностью самосохранения и саморазвития. Гарантом обеспечения этих потребностей (в рамках одной страны) может выступать только сильное во всех отношениях государство. В периоды кризиса, когда государство не способно обеспечить гражданам благополучного безопасного развития, на первый план выходит более крепкая форма общности – нация, где прислушиваются к своей политической элите.

 На территории бывшего СССР и сегодня активно заявляют о себе националистические и религиозные экстремистские организации - "УНА-УНСО" на Украине, "Белорусский народный фронт", "Джамаат и ислам" в Дагестане, "Исламский путь" в Чечне и другие.

Причины национального экстремизма в современной России - это, прежде всего, экономическая нестабильность, низкий уровень жизни населения, коррупция, неспособность власти быстро изменить ситуацию к лучшему. Можно также предположить, что взрыв экстремизма обусловлен происходящей ныне коренной ломкой стереотипов поведения, складывавшихся веками и освященных культурой.

Таким образом, проблема национализма и экстремизма, значительно обострившаяся под влиянием имеющего места кризиса этических и правовых ценностей, существует практически во всех современных государствах, включая Россию. Экстремизм в современной России - это, прежде всего, протестная реакция на негативные явления постсоветской действительности, обострение общественных противоречий, утрату нравственных ориентиров. При этом экстремизм выступает как одна из форм проявления нигилизма, то есть непримиримого отрицания чего-либо.

Информация о работе Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80-90 х годов. Распад СССР