Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80-90 х годов. Распад СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения межнациональных отношений в СССР на рубеже 80-90 х годов обуславливается необходимостью пристального внимания к сфере национальных отношений и национальной безопасности государства, поскольку действительность последних лет обусловлена тем, что на территории бывшего СССР развиваются процессы, для которых характерны межнациональные и межэтнические конфликты, усиление напряженности по линии "центр-периферия", выражающиеся в "параде суверенитетов", тенденции автономизации вплоть до сепаратизма, войны в Чечне, росте терроризма и экстремизма. Частью ментальности гражданина России стали вошедшие в лексический обиход слова "беженец", "мигрант", "вынужденный переселенец", "незаконные вооруженные формирования", "межнациональные конфликты" и др. В результате распада СССР нарастает политизация ислама, рост мусульманского фундаментализма, реализация идей панисламизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СССР 6
1.1. Межнациональные отношения и национальная политика в СССР 6
1.2. Межнациональные конфликты на территории СССР и их истоки 11
2. РАСПАД СССР 17
2.1. Причины распада Советского Союза 17
2.2. Хронология событий 19
2.3. Роль межнациональных конфликтов в распаде СССР 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Светлана.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

Поздний советский опыт показал, что  деятельность в сфере национальной политики может быть эффективной  в условиях, когда исполнительная власть проводит достаточно четкую, реалистичную и последовательную политическую линию. Если же действия последней, как это наблюдалось в период перестройки, отличаются отсутствием системы, непоследовательностью и противоречивостью, то и усилия всех ветвей власти станут такими же неэффективными.

Развернувшаяся  политическая борьба за власть в стране в период 1992-93 гг. оказала самое  негативное воздействие на становление  системы межнациональных отношений. Российский парламент в лице Верховного Совета РФ практически перестал заниматься национальными проблемами, которые все больше и больше использовались противоборствующими силами в своих интересах. Национальная политика стала на время заложницей политической борьбы за власть.

1.2. Межнациональные конфликты на территории СССР и их  истоки

Территориальный принцип национально-государственного устройства СССР с течением времени  обнаруживал все большее противоречие с растущей интернационализацией состава  населения "национальных" образований. Наглядным примером являлась Российская Федерация. В ней в 1989 году проживало 51,5 % всего населения СССР. Общее число российских народов чаще всего обозначалось неопределенным выражением: "Более ста". Республика имела сложную иерархическую систему национально-государственного и административного устройства. В ее состав входило 31 национально-государственное и национально-территориальное образование (16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов). Народов-эпонимов (именем которых названы автономные образования) было 31. При этом в четырех автономных образованиях было по два "титульных" народа (в Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Карачаево-Черкессии, в Ханты-Мансийском автономном округе). У бурят и ненцев было по три автономных образования, у осетин - два (одно в России, другое в Грузии). Дагестанскую АССР населяли 26 коренных народов. Другие этносы своих территориальных национальных образований не имели. Наряду с автономными национальными образованиями РФ включала "русские" края и области, не имеющие официального национального статуса. При такой ситуации среди разных народов естественным образом возникали движения за выравнивание и повышение своего "государственного" статуса или за обретение такового.

Народы, проживавшие  в СССР в рассматриваемый период, существенно отличались друг от друга по темпам роста своей численности. Например, численность народов, каждый из которых насчитывал в 1989 году более миллиона человек, с 1959 года изменилась следующим образом. Количество латышей и эстонцев увеличилось на 3 и 4 %; украинцев и белорусов - на 18 и 26 %; русских и литовцев - на 27 и 30 %; киргизов, грузин, молдаван - на 50-64 %; казахов, азербайджанцев, киргизов - на 125-150 %; а узбеков и таджиков - на 176 и 200 %.7 Все это создавало естественную озабоченность отдельных народов демографической ситуацией, которая усугублялась нерегулируемой миграцией населения.

Противоречия  в национальной сфере довольно часто  выходили из латентного состояния на поверхность общественной жизни. Так, на протяжении всего рассматриваемого периода давали о себе знать движения советских немцев и крымских татар, утративших в годы Великой Отечественной войны свои автономии, за восстановление национально-территориальных образований. Другие репрессированные ранее народы требовали разрешения возвратиться к местам прежнего жительства (турки-месхетинцы, греки и др.). Недовольство условиями жизни в СССР порождало среди ряда народов (евреи, немцы, греки) движения за право эмигрировать на "историческую родину".

Протестные движения, эксцессы и другие акты недовольства национальной политикой возникали и по другим поводам. Можно отметить целый ряд событий, происходивших задолго до распада СССР. Отметим лишь некоторые. С 1957, особенно в 1964-1970-х гг., в ответ на усиление курса «сплошной интернационализации» - политики русификации в управлении республиками, перекраивания республик, противопоставления народов-«спецпереселенценцев» коренным и т.д., в ряде республик проявились протестные настроения против национальной политики центра, выливавшиеся нередко и в межнациональные конфликты.

Так, 24 апреля 1965 года в связи с 50-летием геноцида армян в Турции состоялось несанкционированное стотысячное  траурное шествие в Ереване. Студенты и присоединившиеся к ним рабочие  и служащие многих организаций шли к центру города с лозунгом "Справедливо решить армянский вопрос!". С полудня на площади Ленина начались митинги. К вечеру толпа окружила здание оперы, где проходило официозное "собрание общественности" в с8вязи с годовщиной трагедии. В окна полетели камни. После этого демонстранты были разогнаны с использованием пожарных машин.

8 октября 1966 года  прошли митинги крымских татар  в узбекских городах Андижане  и Бекабаде. 18 октября они митинговали  по случаю 45-летия образования  Крымской АССР в Фергане, Кувасае, Ташкенте, Чирчике, Самарканде, Коканде, Янгикургане, Учкудуке. Многие митинги разогнаны. При этом только в Ангрене и Бекабаде были задержаны более 65 человек, 17 из них осуждены за участие в "массовых беспорядках". При разгонах митингов в этих двух городах милицией использовались брандспойты, дымовые шашки и дубинки.

22 мая 1967 года  во время традиционного собрания  и возложения цветов к памятнику  Тараса Шевченко в Киеве были  задержаны за участие в несанкционированном  мероприятии несколько человек.  Возмущенные люди обступили милицию и скандировали "Позор!". Позднее 200-300 участников собрания направились к зданию ЦК, чтобы выразить протест и добиться освобождения арестованных. Власти пытались остановить движение колонны водой из пожарных машин. Министр охраны общественного порядка республики был вынужден освободить задержанных.

2 сентября 1967 года  милиция разогнала в Ташкенте  многотысячную демонстрацию крымских  татар, протестующих против разгона  27 августа двухтысячного собрания-встречи  с представителями крымско-татарского народа, возвратившимися из Москвы после приема их 21 июня Ю. В. Андроповым, Н. А. Щелоковым, секретарем Президиума Верховного Совета СССР М. П. Георгадзе, генеральным прокурором Р. А. Руденко. При этом были задержаны 160 человек, 10 из них осуждены. 5 сентября 1967 года был издан указ Президиума ВС СССР, снимающий с крымских татар обвинение в предательстве. Им возвращались гражданские права. Татарская молодежь получала право учиться в вузах Москвы и Ленинграда, но татарские семьи не могли приезжать и селиться в Крыму.

Длительного времени потребовало преодоление последствий столкновения между узбекской и русской молодежью, произошедшего во время и после футбольного матча между командами "Пахтакор" (Ташкент) и "Крылья Советов" (Куйбышев) 27 сентября 1969 года на ташкентском стадионе, вмещающем более 100 тысяч человек. Некоторым данным, было арестовано несколько сотен человек. Вместо придания огласке этих случаев и принятия мер, чтобы не допустить в будущем подобных эксцессов, руководители республики пытались свести к минимуму информацию о масштабах происшедшего. Понимая всю неприглядность случая, особенно на фоне помощи Ташкенту РСФСР и других союзных республик после разрушительного землетрясения 1966 года, Ш. Р. Рашидов не хотел, чтобы инцидент расценивался как узбекский национализм, и сделал все, чтобы скрыть его от Москвы.

В 1974-1976-х гг. по всем союзным и  ряду автономных республик прокатились  митинги протеста против новой волны  русификации - ограничения языков титульных  национальностей, которые зачастую вырастали в серьезную постановку национального вопроса9.

Период 60-80-х годов характеризуется значительным усилением сионистских настроений среди советских евреев, инспирируемых зарубежными сионистскими центрами. Следствием "пробуждения у молодежи еврейского сознания" был рост эмиграционных настроений. По переписи населения, проведенной в январе 1970 года, в СССР насчитывалось 2151 тысяча евреев. Но эта цифра не включала так называемых скрытых евреев, общее число которых по некоторым оценкам составляло до 10 млн. человек. Сионизм и сопутствующий ему как протест против этой идеологии антисемитизм стали серьезной проблемой во многих городах СССР. В целях опровержения обвинений в том, что в СССР якобы проводится политика государственного антисемитизма, была выпущена официозная брошюра "Советские евреи: Мифы и действительность" (М.: АПН, 1972). В ней были представлены факты, показывающие надуманность подобных суждений. В частности, указывалась, что, по данным переписи 1970 года, в СССР евреи составляли менее 1 % от общего количества населения всей страны. В то же время из 844 лауреатов Ленинской премии было 96 (11,4 %) евреев, 564 (66,8 %) русских, 184 (21,8 %) представителя других национальностей. Высшее почетное звание Героя Социалистического Труда получили 55 человек еврейской национальности, дважды этого звания удостоены - 4 еврея, трижды - три представителя этой национальности. В 1941-1942 годах из прифронтовой полосы (западные районы страны, где евреи жили сравнительно компактным населением) было отправлено в глубокий тыл около 2 млн. граждан еврейской национальности (13,3 % от 15 млн всех эвакуированных), что при политике государственного антисемитизма было бы вряд ли возможно. Подчеркивалось также, что "советский паспорт является важным средством национальной идентификации, указание в нем национальности - дань уважения к нации его владельца".

В прибалтийских  республиках распространению антирусских  настроений способствовали местные  партийные власти, которые совершенно отчетливо проводили политику на обособление групп населения по национальному признаку.

В январе 1977 года дело дошло до террора на национальной почве. Трое армян, Степанян, Багдасарян и Затикян, являвшиеся членами подпольной националистической партии, приехали в Москву с целью нелегальной борьбы против русских людей. В субботу, 8 января, во время школьных каникул ими были взорваны три бомбы - в вагоне метро, в продмаге и неподалеку от ГУМа на улице 25 Октября. Результатом было 37 погибших и раненых. После неудавшейся попытки взорвать три заряда на Курском вокзале накануне 7 ноября 1977 года преступники были раскрыты.

После принятия Конституции 1977 года ситуация в межнациональных отношениях не менялась к лучшему и в других регионах страны. Своеобразие и острота ситуации показана в книге О. А. Платонова. "Отток ресурсов Русского народа в национальные регионы СССР, - пишет он, - сильно ослабил главную нацию, резко ухудшил ее материальное положение. Вместо строительства фабрик и заводов, дорог и телефонных станций, школ, музеев, театров в Центральной России ценности, созданные руками русских, обеспечивали условия для преимущественного развития других народов (и прежде всего их правящих слоев). В результате в национальных республиках возникает значительное количество людей, живущих на нетрудовые доходы, за счет спекуляций и махинаций ресурсами русского народа. Именно в этой среде постепенно формируются и переплетаются между собой мафиозные кланы, “опекающие” разного рода “теневиков” и “цеховиков”, и националистические организации (всегда связанные с западными спецслужбами). Весьма характерно, по мнению Платонова, что чем больше та или иная национальная республика неоправданно потребляла за счет ресурсов русского народа, тем сильнее были ее мафиозные и националистические организации (Грузия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Эстония). В Грузии мафиозные и националистические организации, тесно переплетенные между собой, стали влиятельной силой общества, а их лидеры - образцом для подражания молодежи, особенно студенческой… Не лучшее положение сложилось и в Армении. Здесь мафиозно-националистические кланы уделяли особое внимание “воспитанию” молодежи. Армянским детям и подросткам с малых лет внушали идеи об исключительности армянской нации. Многие армяне к зрелому возрасту становились убежденными националистами, причем с антирусской направленностью, которую они получали не без помощи широко разветвленной подпольной националистической организации дашнаков.

2. Распад СССР

2.1. Причины распада Советского  Союза

Распад СССР фактически сокрушил все  сложившиеся основные структуры  общества: государственное пространство, политическую систему безопасности, культуру, инфраструктуру. Сегодня они формируются заново, уже в рамках 15 самостоятельных государств. Столь радикальная трансформация общественных структур нередко становилась источником национальных конфликтов. Коренные перемены в СССР в 1985-1991 г.г. осуществлялись в ходе так называемой  "перестройки" - революционной радикальной формы преобразования общества. Как политический термин она противостоит таким понятиям, как "совершенствование", характерное для иного, эволюционного типа развития.

В российской историографии существует огромный диапазон оценок, мнений и концепций, с разных методологических подходов рассматривающих и объясняющих феномен трансформации Союза ССР в 1980-1991 гг., которые в целом можно дифференцировать в три группы.

Первая группа исследователей "тектонического сдвига", условно определяемая автором державно-патриотической, анализирует трансформационно-модернизационные процессы с критической позиции - как разрушительные процессы и катаклизмы, обусловленные последовательными провалами в политической, экономической, социальной практиках государственного управления. Различие во взглядах исследователей данной группы заключается лишь в разных определениях конкретных политических, социальных, этносоциальных и прочих акторов, "проваливших" осуществление оптимальных преобразований в единой стране-державе. В.А. Тишков, применяя социально-конструктивистскую парадигму в инструменталистском ключе, определяет всю этническую политику периода перестройки грандиозным провалом, главным аргументом в пользу упразднения СССР для его оппонентов, и "огромным успехом лидеров нерусских национальностей, которым удалось мирным путем расчленить СССР"10. Другие эксперты, также придерживаясь парадигмы распада "великой державы", руководствуются "теорией иностранного заговора" и определяют виновниками дезинтеграции – одни – "американский империализм", другие – "международный сионизм", третьи – "сговор внешних и внутренних врагов" и т.д. А.В. Ципко распад державы объясняет сопротивлением самого народа назревшей перестройке, ее ценностям и, соответственно, реформам11.

Вторая группа исследователей, определяемая условно либерально-демократической, исследует исторические события, приведшие  к кардинальным изменениям, в т.ч. и к гибели единого государства, как объективный процесс демократизации бесправного общества, как в целом позитивно-модернизационное системное явление на пути к общечеловеческим ценностям и общепризнанным международным принципам равноправия народов и права их на самоопределение.

Информация о работе Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80-90 х годов. Распад СССР