Характеристика малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание

Малый бизнес является стержнем экономики большинства развитых стран. Это та область, где творческие, целеустремленные люди могут полностью реализовать свой талант и опыт. Именно идеи малого бизнеса создали гамбургер McDonald’s, компьютер Apple, машину Ford и много других полезных товаров. Любой крупный бизнес начинается с малого.
Цель работы - доказать то, что методы стимулирования малых инновационных предприятий играет не маловажную роль в развитии малого инновационного бизнеса в России.
Задача - изучение методов стимулирования развития инновационного предпринимательства в малом бизнесе России.

Содержание

Введение 5
1 Характеристика малого бизнеса в России 6
1.1 Понятие и критерии малого бизнеса 6
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 7
1.3 Проблемы становления малого бизнеса в России 9
1.4 Условия и факторы развития малого бизнеса 12
2 Методы стимулирования развития инновационного предпринимательства в малом бизнесе России 15
2.1 Основные цели и принципы государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации 15
2.2 Подходы стимулирования малого инновационного бизнеса 16
2.3 Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий 23
Список использованных терминов 26
Заключение 27
Список использованной литературы. 28

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 46.62 Кб (Скачать документ)

В целях стимулирования инновационной  активности МИП методы воздействия  государства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулировании кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и научно-производственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд. К прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в инновационной сфере. К косвенным методам воздействия государства относятся законодательно-правовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятельности МИП. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.). Кроме того, к ним следует отнести формы информационного и консультационного обеспечения.

Разделение государственной  поддержки малых инновационных  предприятий на прямые и косвенные  методы является необходимым, но недостаточным. Ведь формы поддержки весьма разнообразны, одни из них отработаны (законодательно, организационно и т. д.), другие только пробивают себе дорогу. Так, финансовая поддержка может быть в виде субвенций (субсидий), финансирования инновационных проектов, компенсации расходов на выплату процентов по кредитам, предоставления бюджетных кредитов, финансово-имущественной помощи через механизм лизинга и др. По содержанию государственные формы поддержки МИП можно сгруппировать следующим образом:

    1. законодательная;
    2. финансовая;
    3. административно-организационная (порядок регистрации, лицензирования и сертификации);
    4. информационная;
    5. налоговая;
    6. имущественная;
    7. консультационная;
    8. кадровая (подготовка и переподготовка);
    9. товарная;
    10. производственно-техническая;
    11. страховая.

Кадровая и товарная формы  поддержки относятся к новым. Кадровая поддержка предполагает поэтапное  введение в действие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы на малых инновационных  предприятиях. Под товарной поддержкой в данном случае понимается доведение  результатов инновационной деятельности (НИОКР) до стадии коммерциализации и  продвижения товаров МИП на рынок (внутренний и внешний).

Процесс возрастания роли одних форм поддержки, снижения значения других, отказа от использования третьих  форм неизбежен и необходим. Но независимо от роли тех или иных форм поддержки они на всех этапах развития МИП должны применяться в совокупности, комплексно. Только в таком случае можно достичь наибольшей эффективности их использования. Формам государственной поддержки развития предприятий характерно следующее: они разнообразны по характеру и содержанию; различны по значимости; подвержены изменениям структуры и состава; пока отличаются непропорциональностью и несоотносительностью; не оценивается эффективность их применения; многие из них в регионах не используются; нередко местные органы власти не представляют характер и объем работы с малыми предприятиями в этом направлении.

Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической  сфере образован для развития малого бизнеса (создание малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторов, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Кроме  того, этот фонд поощряет конкуренцию  в научно-технической сфере путем  оказания финансовой поддержки высокоэффективным  наукоемким проектам, разрабатываемым  малыми предприятиями. Фонд является государственной  некоммерческой организацией, являясь  юридическим лицом, имеет свой расчетный  счет. Фонд имеет свой баланс и право  оперативного управления находящимся  в его распоряжении государственным  имуществом. Он отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении имуществом и денежными средствами. Источниками формирования средств  фонда являются: бюджетные ассигнования в размере 1,5 % средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных), юридических и физических лиц; иные поступления от деятельности фонда.

За реализацию поддержки  малых предприятий отвечают многие органы власти. К ним относятся  Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли РФ, Российское агентство  поддержки малого и среднего бизнеса  и его региональные отделения, Комитет  Государственной Думы по экономической  политике, предпринимательству и  туризму, Министерство финансов РФ, Торгово-промышленная палата и департаменты (комитеты, комиссии и т. п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов местного самоуправления. Кроме того, поддержкой малых предприятий занимаются многочисленные некоммерческие союзы и ассоциации.

Успешно защищает интересы предприятий малого инновационного бизнеса Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства. Ассоциация оказывает информационную, консультативную, методическую, правовую и иную помощь малым и средним предприятиям, организует взаимодействие и взаимопомощь между объединениями предпринимателей, региональными структурами поддержки  малых предприятий и др. Ассоциация издает еженедельную газету «Бизнес  для всех», является учредителем  многих региональных организаций поддержки  предпринимательства и бизнес-образований, является членом Европейской конфедерации ассоциаций малых и средних предприятий.

Общее число организаций (включая региональные), которые  относятся к инфраструктуре поддержки  малого предпринимательства (в том  числе инновационного), составляет более 1500. Для сравнения приведем следующие данные. В США поддержкой малых инновационных предприятий  занимаются Администрация по делам  малого бизнеса, Министерство внутренних дел, Национальный научный фонд, центры развития малого бизнеса, торгово-промышленные палаты (всего около 3000 организаций).

 

Список использованных терминов

Стимулирование - это средство мотивации деятельности.

Технологические инновации - представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Технологические инновации включают в себя продуктовые и процессные инновации.

Процессные инновации - означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок.

Организационные инновации - реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности

 

Заключение

Малое инновационное предприятие  следует рассматривать одним  из эффективных направлений активизации  инновационной деятельности в промышленности.

В связи с этим проблема повышения эффективности поддержки  и управления малыми инновационными предприятиями (МП) остается особенно актуальной. Без поддержки государства  сейчас очень трудно развивать инновационный  бизнес, так как он составляет большой  процент риска. И что бы как  то в России развить малое инновационное  предприятие наше государство предлагает ряд методов стимулирования, которые  я рассмотрел в курсовой работе. Все мною рассмотренные методы перспективны, так как они дают хорошие льготы инновационным предприятием. Большинство  методов еще рассматривается  в Государственной думе и в  ближайшее время вступят в  силу. В России инновационная деятельность только начала развиваться, но пока это  не очень хорошо получается.

 Я думаю благодаря  различным стимулирующим законам  об инновационной деятельности  малых предприятий, в дальнейшем  наша страна должна выйти на  мировой уровень по инновационной  деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Фатхутдинов  Р.А. Инновационный менеджмент //6 издание исправленное и дополненное Питер. 2008
  2. Казанцева А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента «Издательство «Экономика», 2004
  3. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2004 – 288с.
  4. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003- 44
  5. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001– 304 с.
  6. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001- 343 с.
  7. В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин Управление инновациями. 2009

 


Информация о работе Характеристика малого бизнеса в России