Характеристика малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание

Малый бизнес является стержнем экономики большинства развитых стран. Это та область, где творческие, целеустремленные люди могут полностью реализовать свой талант и опыт. Именно идеи малого бизнеса создали гамбургер McDonald’s, компьютер Apple, машину Ford и много других полезных товаров. Любой крупный бизнес начинается с малого.
Цель работы - доказать то, что методы стимулирования малых инновационных предприятий играет не маловажную роль в развитии малого инновационного бизнеса в России.
Задача - изучение методов стимулирования развития инновационного предпринимательства в малом бизнесе России.

Содержание

Введение 5
1 Характеристика малого бизнеса в России 6
1.1 Понятие и критерии малого бизнеса 6
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 7
1.3 Проблемы становления малого бизнеса в России 9
1.4 Условия и факторы развития малого бизнеса 12
2 Методы стимулирования развития инновационного предпринимательства в малом бизнесе России 15
2.1 Основные цели и принципы государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации 15
2.2 Подходы стимулирования малого инновационного бизнеса 16
2.3 Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий 23
Список использованных терминов 26
Заключение 27
Список использованной литературы. 28

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 46.62 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 5

1 Характеристика  малого бизнеса в России 6

1.1 Понятие  и критерии малого бизнеса 6

1.2  Роль  малого бизнеса в экономике 7

1.3 Проблемы  становления малого бизнеса в  России 9

1.4 Условия  и факторы развития малого  бизнеса 12

2 Методы стимулирования  развития инновационного предпринимательства  в малом бизнесе России 15

2.1 Основные  цели и принципы государственного  стимулирования инновационной деятельности  в Российской Федерации 15

2.2 Подходы  стимулирования малого инновационного  бизнеса 16

2.3 Основные  формы и методы поддержки малых  инновационных предприятий 23

Список использованных терминов 26

Заключение 27

Список использованной литературы. 28

 

Введение

На современном этапе  развития экономики в динамично  меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях  постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в  успешном функционировании любой организации. Ведь как бы успешно не развивалась  организация, но если ее деятельность не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые  виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то она через некоторое время  рискует стать неконкурентоспособной, а это в свою очередь означает ослабление позиций на рынке, потеря потребителей и снижение размеров прибыли.

Малый бизнес является стержнем экономики большинства развитых стран. Это та область, где творческие, целеустремленные люди могут полностью  реализовать   свой талант и опыт. Именно идеи малого бизнеса создали гамбургер McDonald’s, компьютер Apple, машину Ford и много других полезных товаров. Любой крупный бизнес начинается с малого.

Цель работы - доказать то, что методы стимулирования малых инновационных предприятий играет не маловажную роль в развитии малого инновационного бизнеса в России.

Задача -  изучение методов  стимулирования развития инновационного предпринимательства в малом  бизнесе России.

 

1 Характеристика малого  бизнеса в России

1.1 Понятие и критерии малого  бизнеса

Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики  и является органической ее частью.

Уровень благосостояния российских граждан неуклонно растет. Об этом свидетельствует и увеличивающееся  на дорогах количество престижных автомобилей, будь то шевроле авео или форд фокус, и растущие, словно грибы после  дождя коттеджные поселки. Добиться материального успеха сегодня можно  разными способами, но все больше и больше наших соотечественников  предпочитают работать «на себя». Во всем мире считается, что именно развитие малого бизнеса является приоритетной задачей грамотной государственной  политики. Для примера: в США доля последнего составляет 97%, в Европе – около 50%, в России этот показатель не дотягивает даже до20%.

Вот почему сегодня правительство  РФ предпринимает массу усилий для  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства. Последние  вправе рассчитывать на льготные кредиты  и субсидии, налоговые послабления  и т.п.

Многие из указанных мер  закреплены в ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения, которые  возникают между юридическими, физическими  лицами, а также органами государственной  власти, местного самоуправления и  т.д. в сфере развития малого и  среднего предпринимательства, а также  видах и формах его поддержки.

Как бы то ни было, в соответствии с действующим законодательством, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  только те коммерческие организации  и ИП, которые зарегистрированы в  ЕГРЮЛ или ЕГРИП и отвечают определенным условиям. Существует множество  критериев для признания бизнеса  малым. Так, например, субъекты предпринимательской  деятельности оцениваются с точки зрения средней численности их работников. Для этих целей используются данные за прошедший календарный год.

Если на предприятии трудятся от 101 до 350 человек включительно, оно  считается средним. Если от 16 до 100 –  малым. Существуют также микропредприятия. Это те, в которых задействовано  до 15 человек включительно.

Помимо указанного критерия учитывается также и выручка  той или иной компании. Если она  составляет не более 60 млн. рублей –  это микропредприятия, до 400 млн. рублей – малые. Что касается средних  компаний, то таковыми принято называть те, чей доход составляет не более 1 млрд. рублей.

Данные показатели меняются Правительством РФ один раз в пять лет. Величина указанных критериев  определяется каждый год. При этом для  оценки берутся данные предшествующего  периода. Что касается тех организаций, которые только появились на рынке, то они также могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. Для этого будут использоваться показатели, рассчитанные со дня государственной  регистрации фирмы.

1.2  Роль малого бизнеса в экономике

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые  предприятия – это побочная сфера  экономики. Малый бизнес ограниченно  включается в хозяйственную структуру,  конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль  его  в современной динамичной жизни  неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом  малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в  настоящее время создание малых  предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи  с рынком. Часть мелких и средних  предприятий включена через контрактную  и субконтрактную системы, через  систему франчайзинга  в крупные  производственные комплексы, и большие  компании являются клиентами малых  фирм, а последние – поставщиками для больших.

Конкретно роль малого бизнеса  проявляется в том, что его  развитие способствует:

    1. созданию новых рабочих мест;
    2. внедрению новых товаров и услуг;
    3. удовлетворению нужд крупных предприятий;
    4. обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание новых рабочих  мест - это важнейший фактор, который  несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть  населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.

Другая важнейшая сторона  деятельности малых предприятий  – это внедрение новых товаров  и услуг. Достижения малого бизнеса  в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого  другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений. Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие  места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности  для реализации продукции крупных  предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза. Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную  кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

 

1.3 Проблемы становления малого  бизнеса в России

Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов.

Во-первых, это чисто технические  проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием  банковских счетов, сбором справок  и другими административными  барьерами.

 Во-вторых, нормальное  развитие малого бизнеса сдерживает  слабая материально-техническая  база: нехватка или недопустимость  помещений, оборудования, современных  технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной  информации, государственного участия  в программах поддержки малого  бизнеса.

 В-третьих, серьезное  влияние на малый бизнес оказывают  финансовые проблемы, связанные  с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов,  ведением двойной бухгалтерии.

В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота  капитала. Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства  призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым  способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными  трудовыми ресурсами целесообразно  стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня  фактически идет откровенное  подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий  идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать. И что из этого следует? А из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть  идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные  предприниматели, как правило, 90% оборота  держат в тени. В социальном плане  они становятся финансовой основой  криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства  предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды, не только природной. Финансовая поддержка частного, особенного малого предпринимательства должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.

И еще одна проблема.  Едва ли не все крупные предприятия  страдают от инвестиционного голода; ни государство, ни частные лица явно не торопятся вкладывать капиталы в  крупное производство: в одном  случае их, как правило, попросту нет (государство), в другом – это  на сегодня явно невыгодно или, во всяком случае, проблематично (частные  лица). Видимо, дело бы обстояло иначе, если бы удалось действительно активизировать малый бизнес. Он не требует особо  больших вложений капитала, как правило, обеспечивает высокую скорость его  оборота и дает очень верные шансы  на неплохую прибыль. Все это привлекло  бы частных вкладчиков, включая и  мелких, ищущих для своих очень  скромных сбережений укрытия от инфляции. Результатом стало бы заметное ослабление инвестиционного голода при большом  наполнении налогами доходной части  госбюджета. В конечном счете это  бы существенно расширило и возможности  государства в области капиталовложений. Становится  ясно, что  курс на развитие малого бизнеса должен быть не чем  – то «форс-мажорным» в экономической  политике государства, а ее органической составной частью, не мешающей, а, напротив, помогающей реализации других ее частей и общей стабилизации экономики, а затем и ее постепенному подъему. Малые предприятия – это занятость  района, это устойчивые налоговые поступления в местный бюджет, это покупательная способность населения.

Люди, которые работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут купить услуги, более дорогие товары, что,  естественно, лучше стимулирует производство.

Очень важно, что население  убедилось в необходимости малого бизнеса, так как он может активно  воздействовать на экономическую конъюнктуру, на обеспечение товарами народного  потребления.

Главное условие для развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики. Иначе, он будет уходить  в тень. Только при условии существенного  ограничения коррупции и снижения налогового гнета примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки  для выхода малого бизнеса из «теневой»  экономики.

Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас и практически  единственным сектором оздоровления серьезно «больных» переходных общественных групп. Малые предприниматели все  менее зависят от государства  и могут,  расширяя сферу своей  деятельности, уменьшить остроту  безработицы.

 В результате сектор  малого предпринимательства может  способствовать обеспечению в  определенной степени экономической  и политической стабильности  в обществе.

В странах, где малые и  средние фирмы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво  создает до 50-60% ВВП. По данным экспертов  ООН, в мире малым бизнесом занято более 50 % населения.

Малое предпринимательство  по территориальной принадлежности, своей сути - дело региональное, местное. Малое предпринимательство стало  одним из существенных источников налоговых  поступлений и насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами на базе развития таких сфер, как  производственная, агропромышленная, строительная, инновационная, медицинская. Сегодня свободный труд и свободный мелкий собственник быстрее вписываются в новые информационные и социальные технологии. Общество и экономика с крупномасштабными машинными и автоматизированными производствами, огромными производственными мощностями, сконцентрированными на больших площадях крупных предприятий, с десятками тысяч работников теряют социальную перспективу.

Малые предприятия создаются  именно «под рынок», они способны быстро перестраиваться в связи с  изменением конъюнктуры, диверсифицировать  свою деятельность, они не держат лишних работников, ими, в конце концов, управляют, как правило, наиболее экономически активные и способные люди, которых  сегодняшняя жизнь «рекрутирует»  из состава общества. Все это создает  предпосылки, благоприятствующие развитию малого предпринимательства.

Информация о работе Характеристика малого бизнеса в России