Цели и функции бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, контрольная работа

Описание

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

Содержание

1. Цели и функции бизнес-плана 3
2. Контроль и корректировка бизнес-плана 4
Анализ бизнес-плата «торгового предприятия» 13
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

бизнес план.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

1. Цели  и функции бизнес-плана 3
2. Контроль  и корректировка бизнес-плана 4
Анализ  бизнес-плата «торгового предприятия» 13
Список  использованной литературы 18

 

    1. Цели и функции  бизнес-плана 

    Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

    Основной  целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

    Главная цель бизнес-плана – выработка  стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса  с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:

  • получение кредитов или привлечение инвестиций;
  • определение степени реальности достижения намеченных результатов;
  • доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
  • убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

    Следует подчеркнуть, что в настоящее  время в России первоочередной целью  бизнес-планирования является привлечение  для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

    Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих  перед предприятием:

  1. организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего стояния предприятия;
  2. выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия с акцентированием внимания как насильных, так и на слабых сторонах;
  3. формирование инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.

    Процесс бизнес-планирования – это последовательное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых моментов бизнеса, которые, во-первых, могут быть проверены, причем не только экономистами-профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнес вложить определенную сумму собственных денег, во-вторых, аргументировано убедить инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса и необходимости участия в нем или, напротив, предостеречь от вложения денег из-за слишком большого и неоправданного риска.

    В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

    Первая  функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция  жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке  новых направлений деятельности.

    Вторая  функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

    Третья  функция позволяет привлекать извне  денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.

    Четвертая функция позволяет привлечь к  реализации планов компании потенциальных  партнеров, которые пожелают вложить  в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

    Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления  бизнес-плана улучшить информированность  всех сотрудников о предстоящих  действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.    

    2. Контроль и корректировка  бизнес-плана 

    Контроллинг – руководство, регулирование, управление, контроль. В основе этой новой концепции  системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе путем:

  • адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
  • согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
  • координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам;
  • создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
  • создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
  • адаптации организованной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

    Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес процессами в организационной системе. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

    Следует подчеркнуть, что контроллинг –  это не та система, которая автоматически  обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:

  • ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе – философия доходности;
  • формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;
  • создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;
  • разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает интерактивность планирования, контроля исполнения и принятии корректирующих решений.
 

    Остановимся более подробно на двух наиболее важных компонентах – философии доходности и составе задач цикла контроллинга.

    Философия доходности означает:

  • преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;
  • отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;
  • гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;
  • связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия;
  • синхронизацию целей предприятия и личностных целей;
  • рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели;
  • непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.

    Цикл  контроллинга включает в себя итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных потоков»: сначала планирование производится «сверху вниз». Затем идет встречный поток «снизу вверх». Как следствие, одна из задач контроллинга – разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.

    Этап  контроля отклонений плана и факта  предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. В случае отклонений, превышающих его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень иерархии управления.

    Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно  объяснить следующими причинами:

  • повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
  • смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
  • увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
  • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
  • необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
  • усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
  • информационный бум при недостатке релевантной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
  • общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

    В каждом отдельном случае функции  службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга:

    1. Учет
      • сбор и обработка информации;
      • разработка и ведение системы внутреннего учета;
      • унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
    2. Планирование
  • информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
  • формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;
  • установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
  • координация процесса обмена информацией;
  • координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
  • проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
  • составление сводного плана предприятия.
    1. Контроль и регулирование
  • определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах.
  • сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
  • определение допустимых границ отклонений величин;
  • анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.
    1. Информационно-аналитическое обеспечение
  • разработка архитектуры информационной системы;
  • стандартизация информационных носителей и каналов;
  • предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
  • сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решения данных;
  • разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
  • консультация по выбору корректирующих мероприятий и решений;
  • обеспечение экономичности функционирования информационной системы.
    1. Специальные функции
  • сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы;
  • сравнение с конкурентами;
  • обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;
  • проведение калькуляции для особых заказов;
  • расчеты эффективности инвестиционных проектов;

Информация о работе Цели и функции бизнес-плана