Банковское регулирование и банковский наздор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и прикладных основ банковского регулирования и надзора.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы банковского регулирования;
- проанализировать деятельность Банка России как органа банковского регулирования и надзора;
- вскрыть перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы банковского регулирования ………………….
1.1. Исторические аспекты зарождения банковского регулирования и надзора……………………………………………………………………………
1.2. Место банковского регулирования и надзора в системе государственного регулирования……………………………………………………………………
1.3.Сущность банковского регулирования и надзора …………………………
Глава 2. Анализ деятельности Банка России как органа банковского регулирования и надзора…………………………………………………………
2.1.Лицензионная деятельность банка России………………………………….
2.2. Инспектирование кредитных организаций…………………………………
Глава 3. Перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора……………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Банковское регулирование и банковский надзор. Курсовая работа..doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

     • законодательное закрепление возможности  открытия безотзывных вкладов –  данный законопроект

     уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;

     • предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);

     • обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

     5. Расширение спектра государственных  гарантий 

     Государственные гарантии – одно из важнейших направлений  укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

     • поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением

     товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);

     • включения 30 – 50 крупнейших банков в  программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий  малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

     • покрытия обязательств перед банками  тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.

     В специальной поддержке нуждается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) как организация, отвечающая за стимулирование первичного спроса. От работы Агентства во многом зависит существование ипотечного рынка, а значит, и строительной отрасли в целом. Представляется необходимым увеличить капитал АИЖК на 60 млрд. руб. (в дополнение к 66 млрд. руб., выделенным в 2008 г.).

     Агентство по страхованию вкладов сейчас выполняет важные функции по обеспечению стабильности депозитной базы и осуществляет поддержку санации банковской системы. Следует, на наш взгляд, увеличить капитал АСВ на 100 млрд. руб. (в дополнение к выделенным средствам в размере 266 млрд. руб.).

     6. Упорядочение рынка проблемных активов

     Важным  условием укрепления банковского сектора  является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.

     Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.

     Кроме того, необходимы меры в области  учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество.

     Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.

     7. Повышение прозрачности и технологичности  банковской системы 

     Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора – обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:

     • установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;

     • введение дифференцированной системы  надзора за банками;

     • передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;

     • разработку Банком России специальных  нормативных актов для банков по риск-менеджменту;

     • переход на электронный формат подачи отчетности банков;

     • совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

     Антикризисные меры для реального сектора экономики.

     Не  должен остаться без внимания и нефинансовый сектор – реальная экономика. В качестве приоритетных мер следует отметить:

     • снижение налоговой нагрузки. Решение о снижении налога на прибыль, принятое в конце 2008 г., является, несомненно, правильной мерой. Однако она может оказаться в нынешних условиях недостаточной. Прибыль российских предприятий в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизилась в 8,5 раза.

     По  прогнозам, 4/5 предприятий будут  иметь по итогам 2009 г. либо нулевую прибыль, либо убыток. Наиболее действенной мерой могло бы стать снижение НДС и ЕСН. Такая мера охватила бы фактически все предприятия;

     • сдерживание и по возможности  снижение тарифов естественных монополий;

     • финансирование инфраструктурных проектов. Инвестиции в инфраструктуру (транспортные сети, социальное жилье, объекты электроэнергетики) позволят стимулировать спрос на продукцию большего количества предприятий, создать дополнительные рабочие места, заложить основу для экономического роста после кризиса;

     • реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Для этого  необходимо внедрить механизм, позволяющий  банкам рефинансировать портфели кредитов малому и среднему бизнесу путем их секьюритизации, организовать систему гарантийных фондов, предоставляющих поручительство за заемщиков, не имеющих достаточного залогового обеспечения. Кроме этого, целесообразно организовать систему финансирования малого и среднего бизнеса со стороны специализированных фондов и микрофинансовых организаций.

     Преимущества  комплексной реализации данных антикризисных  мер для реального сектора  экономики очевидны: они охватывают фактически все предприятия, стимулируют спрос на продукцию большего количества участников рынка, снижают платежную нагрузку на предприятия и повышают их экономическую активность, закладывают основу для экономического роста после кризиса. 

 

     Заключение.

          В данной курсовой работе проведен анализ теоретических основ банковского регулирования, места банковского регулирования и надзора в системе государственного регулирования. Проведён анализ деятельности Банка России как органа банковского регулирования и надзора.

     Так же были выявлены перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора.

     Современная российская банковская система - это  важнейшая сфера национальной экономики. Практическая ее роль обусловлена тем, что она реализует в государстве  систему платежей и расчетов: наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам: большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции.

     Роль  ЦБ РФ в развитии и регулировании денежно-кредитной сферы и экономики России исключительно высока. Центральный банк имеет ряд функций и целей, которые направлены на поддержание и развитие экономики государства. ЦБ РФ обладает широким набором инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу. Основными из них являются проведение учетной политики и политики рефинансирования, определение минимальных резервных требования, операции на открытом рынке и валютная политика. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

     
  1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года №395-1.
  3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года №:40-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7августа 2001 года № 115-ФЗ.
  6. Положение Банка России от 25.02.2004 г. № 225-П.
  7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. М.: Высшее образование, 2009.
  8. Борисов А. Б. Большой экономический словарь: М.: Книжный мир, 2000.
  9. Годовой отчет Банка России за 2007 год. М. изд. Банка России, 2008.
  10. Додинов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник / Под ред. д.ю.н. О.Н. Горбуновой. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  11. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 году. М.: изд. Банка России, 2010.
  12. Россия. Экономическое и финансовое положение. М.: изд. Банка России Банк России. 2007.
  13. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Серия «Экономика и управление». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009.
  14. Тагирбеков К.Р. Инвестиционные процессы и банковская система в экономике России. М: Издательство «Весь Мир», 2009.
  15. Макеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2009.
  16. Фетисов Г.Г., Лаврушина, О.И. Мамонов И.Д. Организация деятельности центрального банка: учебник Фетисов – М.: КНОРУС, 2008.
  17. Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития.// Деньги и кредит. – 2009. - № 3.
  18. Милюков А.И. Кредитная поддержка производства – центральная проблема.// Деньги и кредит. – 2009. - № 4.
  19. Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты.// Деньги и кредит. – 2006. - № 5.
  20. Флюгер А.Н. Прямая банковская угроза.// Коммерсантъ. – 2009. - № 16.
  21. Информационное агентство www.interfax.ru/
  22. Ожидаемые результаты развития банковского сектора: Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года http://www.minfin.ru/
  23. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru/
  24. Масштабы российского банковского сектора: Концепция развития финансового рынка Ро
  25. Рейтинговое агентство Информбанк http://www.bdrating.ru/

Информация о работе Банковское регулирование и банковский наздор