Банковское регулирование и банковский наздор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и прикладных основ банковского регулирования и надзора.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы банковского регулирования;
- проанализировать деятельность Банка России как органа банковского регулирования и надзора;
- вскрыть перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы банковского регулирования ………………….
1.1. Исторические аспекты зарождения банковского регулирования и надзора……………………………………………………………………………
1.2. Место банковского регулирования и надзора в системе государственного регулирования……………………………………………………………………
1.3.Сущность банковского регулирования и надзора …………………………
Глава 2. Анализ деятельности Банка России как органа банковского регулирования и надзора…………………………………………………………
2.1.Лицензионная деятельность банка России………………………………….
2.2. Инспектирование кредитных организаций…………………………………
Глава 3. Перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора……………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Банковское регулирование и банковский надзор. Курсовая работа..doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

     В ходе инспекционных проверок, проведенных  территориальными органами БР в 1994 году, выявлено немало нарушений и недостатков в работе коммерческих банков, которые являются типичными для всех или большинства регионов России. Выдаваемые кредиты в большей мере не обеспечиваются гарантиями и страховыми свидетельствами. Нередко кредиты выдаются под сомнительные гарантии. Некоторые банки выдают ссуды наличными деньгами организациям, занимающимся кредитованием населения без всякой на то лицензии. Нередки нарушения расчетной дисциплины. Это выражается прежде всего в постоянной задержке расчетов. Серьезные недостатки обнаруживаются инспекторами в работе банков по нормированию уставных капиталов. Уставной капитал таких банков зачастую формируется за счет кредитов или свободных средств юридических лиц и предпринимателей, находящихся на обслуживании данного банка. Имеются факты, при которых банковский уставной капитал оплачивается через подставных лиц. При формировании уставного капитала не всегда соблюдается нормативный размер доли участников банка.

     За  эти и подобные нарушения только в декабре 1994 года были лишены лицензии 13 банков.

     Все эти факты свидетельствуют о  необходимости развития, укрепления и быстрейшего становления банковского  надзора в стране.

     Поскольку банковский надзор объективно необходим, то необходимы и специальные органы, осуществляющие соответствующие функции. Для успешного осуществления контроля за состоянием банков, органу надзора необходимо иметь достаточно полномочий. Он должен обладать правом запрашивать от банка любую информацию, необходимую для оценки положения этого банка, входить в банк, проверять его отчетность, ставить вопросы и требовать ответы на них.

     И если выявленные недостатки не устранены, ему нужны полномочия и возможности  маневра в принятии соответствующих  решений, включая, если это необходимо, закрытие учреждения.

     Россия  традиционно относится к группе стран, в которых контрольная (надзорная) деятельность осуществляется только Центральным банком.

     Сегодня в БР имеются три контрольные  структуры:

     1. Контрольно-ревизионное управление (осуществляет ревизии территориальных главков, национальных банков ЦБР);

     2. Департамент банковского надзора;

     3. Главное управление инспектирования  коммерческих банков.

     Департамент банковского надзора существует с января 1993 года (до него был Департамент  по регулированию деятельности банков).

     Предназначение надзорного департамента можно свести к следующим решающим пунктам:

     4. Регламентация надзора за банками  путем разработки необходимых  для этого нормативных документов  и форм отчетности (в частности,  общих правил обеспечения капиталом  и ликвидными средствами, снижения рисков);

     5. Осуществление надзора на основе  отчетных данных банков методами текущего и годового баланса, координация работы служб, непосредственно занимающихся надзором на местах - территориальных ГУ

     ЦБР и национальных банков;

     6. Организация лицензирования банковской деятельности;

     7. Лицензирование и аттестация  аудиторов по банковской деятельности

     Некоторые из указанных функций Департамент  выполняет совместно с Управлением  инспектирования, а также с другими  структурными подразделениями ЦБР.

     Главное управление инспектирования возникло в составе БР в апреле 1993 года. Тогда же начались создаваться его  местные службы - управления и отделы инспектирования коммерческих банков при территориальных ГУ ЦБР. Это  решение было принято в целях  усиления надзора, обеспечения безопасности банковской системы, защите прав и законных интересов вкладчиков банков.

     Управление  инспектирования и его территориальные  подразделения, в отличие от Департамента надзора, проводят инспекции на местах, то есть непосредственно в банках. При этом используются следующие формы работы:

     8. Комплексная проверка (не реже  одного раза в год и при  тяжелых финансовых положениях);

     9. Тематическая (некомплексная) проверка;

     10. Ознакомление с банком (кредитным  учреждением) и его руководством.

     Из  других направлений работы Управления и его местных служб следует отметить:

     11. Выявление организаций, осуществляющих  безлицензионную банковскую деятельность;

     12. Участие в выдаче банковских  лицензий;

     13. Разработку и осуществление (совместно  со службой надзора) профилактических мер.

     Необходимо  отметить, что в арсенале надзорных  органов уже сформирован достаточно богатый выбор “запретительных”, штрафных и “карательных” мер, но почти отсутствуют поощрительные, стимулирующие стабильную банковскую деятельность меры. Это явно не способствует повышению эффективности работы банков и соблюдению ими требований и стандартов, нормативов бухгалтерской отчетности.

     Практика  показывает, что своевременная диагностика  финансового состояния, дает, как правило, очень высокий эффект при применении разного рода процедур и мер воздействия к тем или иным банкам. Примерно 3-4 года назад в БР начала создаваться служба раннего реагирования, и в настоящее время ЦБ РФ располагает возможностями для того, чтобы осуществлять ежедневное отслеживание финансового положения отдельных банков.

     Заметным  шагом в этом направлении стало  создание по существу в центральном  аппарате специального подразделения, которое получило название ОПЕРУ-2. На это структурное подразделение было возложены надзор, инспектирование и проведение расчетно-кассовых операций крупных банков.

     Постепенно  они будут переводиться на обслуживание в ОПЕРУ-2. По мере накопления опыта  подобного рода структуры, возможно будут создаваться и в главных территориальных направлениях. 

1.3.Сущность банковского регулирования и надзора осуществляемая Банком России. 

     Прежде  чем характеризовать структуру  банковского регулирования и  надзора, разберёмся в  самих терминах банковского регулирования и  надзора.

     Банковское регулирование - одна из функций ЦБ РФ, тесно связанная с функцией банковского надзора. Однако если надзор заключается главным образом в контроле за соблюдением кредитными организациями требований закона и установленных ЦБ РФ нормативов, то Б. р. предполагает активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов. У банковского регулирования и банковского надзора общая цель - стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

     Далее дадим определение термину «надзор» в целом.

     Надзор — форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

     Банковский надзор — это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Система банковского  надзора обычно включает:

-типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

-процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

-стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

-порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограни -чение банковских операций;

-обязательность аудиторских проверок;

-порядок назначения временной администрации по управлению банком;

-объявление банков неплатежеспособными.

     С позиций жизненного цикла кредитной  организации регулирующую и надзорную  деятельность Банка России можно  подразделить на:

     - регулирование и контроль создания  кредитных организаций;

     - надзор за текущей деятельностью  действующих кредитных организаций;

     - регулирование реорганизации и  ликвидации кредитных организаций.

     Регулирование и контроль создания кредитных организаций  включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности2. Эти меры направлены на отбор для совершения банковских операций только тех экономических субъектов, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Банк России как лицензирующий орган уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих.

     Надзор  за текущей деятельностью кредитных  организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах.

     Основная  цель дистанционного надзора — это  оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций. Контролю со стороны Банка России также подвергается расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Последний имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации3.

     Так как дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, то велика вероятность, что при появлении  и нарастании у банка проблем достоверность и полнота их отчетности будет снижаться. Это приведет к необходимости проведения инспекционных проверок на местах. В их ходе инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и, нормативных актов Банка России.

     Для реализации законодательно закрепленных за ним функций в области банковского  регулирования и надзора Банку  России предоставлены полномочия применять  меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний.

     Меры  воздействия могут носить предупредительный  характер или быть принудительными (штрафы, ограничения и запреты  на проведение операций и т.п.). Они  зависят от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

     Для предупреждения банкротства действующих  кредитных организаций Банк России может применять меры по их финансовому оздоровлению — либо назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, либо потребовать ее реорганизации. Выбор конкретных мер зависит от состояния кредитной организации и перспектив воздействия со стороны Центрального банка РФ.

Информация о работе Банковское регулирование и банковский наздор