Анализ условий и факторов безубыточности в системе управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание

Цель работы: Рассмотреть анализ условий и факторов безубыточности в системе управления организацией.
Задачи: рассмотреть экономическую сущность точки безубыточности;
исследовать особенности определения точки нулевой прибыли; рассмотреть методику анализа точки безубыточности в управленческом учете; использовать данные анализа точки безубыточности в управлении организацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1.Понятие точки безубыточности…………………………………..5
2. Поиск точки безубыточности с фиксированной номенклатурой выпуска……………………………………………..7
2.1 Метод уравнения для определения точки безубыточности………...8
2.2 Метод маржинального дохода…….………………………………….9
2.3 Графический метод определения точки безубыточности…………10
3. Поиск точки безубыточности с переменной номенклатурой выпуска……………………………………………………………….14
3.1 Расчет точки безубыточности……………………………………….14
3.2. Маржинальная прибыль…………………………………………….16
4. Работа с табличным процессором Excel……………………….18
4.1 Анализ и поведение точки безубыточности для одного взятого продукта………………………………………………………………………….18
4.2 Поиск точки безубыточности с переменой номенклатурой……….23
Библиографический список используемой литературы……….33
ЗАДАЧА……

Работа состоит из  1 файл

иту (2).docx

— 319.11 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………….3 

1.Понятие  точки безубыточности…………………………………..5 

2. Поиск точки безубыточности с фиксированной номенклатурой выпуска……………………………………………..7

     2.1 Метод уравнения для определения  точки безубыточности………...8

     2.2 Метод маржинального дохода…….………………………………….9

     2.3 Графический метод определения  точки безубыточности…………10 

3. Поиск точки безубыточности  с переменной номенклатурой  выпуска……………………………………………………………….14

     3.1 Расчет точки безубыточности……………………………………….14 

     3.2. Маржинальная прибыль…………………………………………….16 

4. Работа с табличным  процессором Excel……………………….18

     4.1 Анализ и поведение точки безубыточности  для одного взятого продукта………………………………………………………………………….18

     4.2 Поиск точки безубыточности с  переменой номенклатурой……….23 

Библиографический список используемой литературы……….33

ЗАДАЧА………………………………………………………………………...34

 

     Введение 

     Актуальность  темы «Понятие точки безубыточности» представляется бесспорной.

     Одной из важных задач бухгалтерского управленческого  учета является сбор и обобщение  информации, полезной для принятия высшим руководством предприятия правильных управленческих решений.

     В настоящее время принимаемые  руководством решения по развитию и  организации производства и сбыта  продукции в большей степени  носят интуитивный характер и  не подкрепляются соответствующими расчетами на базе информации управленческого  учета. В лучшем случае отсутствие таких  расчетов компенсируется богатым производственным и организаторским опытом руководителей  предприятия.

     Процесс принятия решения начинается с определения  цели и задач, стоящих перед предприятием. От этого, в конечном счете, зависит  отбор исходной управленческой информации и избранный алгоритм решения. Бухгалтерский  управленческий учет обладает целым  арсеналом приемов и методов, позволяющих обрабатывать и обобщать исходную информацию.

     Определение точки безубыточности является оперативной  задачей управленческого учета.

     Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление сумм и ставок покрытия позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная  с которого предприятие получает прибыль. Делается это путем расчета  координат точки нулевой прибыли (точки безубыточности)[2].

     Цель  работы: Рассмотреть анализ условий  и факторов безубыточности в системе  управления организацией.

     Задачи: рассмотреть экономическую сущность точки безубыточности;

исследовать особенности определения точки  нулевой прибыли; рассмотреть методику анализа точки безубыточности в управленческом учете; использовать данные анализа точки безубыточности в управлении организацией.

 

1.Понятие  точки безубыточности 

     Под точкой безубыточности (критической  точкой) понимается та точка объема продаж, в которой издержки равны  выручке от реализации всей продукции, а прибыль, соответственно, - нулю.

     Точка безубыточности является критерием  эффективности деятельности организации. Организация, не достигающая точки  безубыточности, действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры.

     Одним из финансовых инструментов, используемых в управленческом учете для определения  точки безубыточности, является анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты — объем  — прибыль». Анализ данного соотношения  на практике называют анализом точки  безубыточности. Эту точку также  называют критической, или мертвой, или точкой равновесия. Проведение данного анализа является одним  из более эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он способствует выявлению наиболее оптимальных пропорций между переменными и постоянными издержками, ценой и объемом реализации продукции, и в результате, минимизации предпринимательского риска.

     Точка безубыточности - минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли. Синонимы: критическая точка, CVP-точка. Не путать с точкой окупаемости (проекта). Это не одно и то же[4]. 
 
 

     Точка безубыточности в денежном выражении  — такая минимальная величина дохода, при которой полностью  окупаются все издержки (прибыль  при этом равна нулю):

        , где

     BEP (англ. break-even point) — точка безубыточности,

     TFC (англ. total fixed costs) — величина постоянных издержек,

     VC (англ. unit variable cost) — величина переменных издержек на единицу продукции,

     P (англ. unit sale price) — стоимость единицы продукции (реализация),

     C (англ. unit contribution margin) — прибыль с единицы продукции без учета доли постоянных издержек (разница между стоимостью продукции (P) и переменными издержками на единицу продукции (VC)).

     Точка безубыточности в единицах продукции  — такое минимальное количество продукции, при котором доход  от реализации этой продукции полностью  перекрывает все издержки на ее производство: 

.

 

     2. Поиск точки безубыточности с фиксированной номенклатурой выпуска. 

     Первая  проблема, связанная с точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается  безубыточность. В данном параграфе  мы рассмотрим сначала три подхода  к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального дохода и  графического изображения. Далее мы обсудим метод анализа чувствительности прогнозного расчета критической  точки к изменениям принятых допущений (CVP - анализ). В конце параграфа  мы вкратце коснемся возможных источников информации для прогнозов безубыточности[6]. 

     Перейдем  к рассмотрению методов расчета  точки безубыточности. 

     Вычисление  точки безубыточности может производиться  тремя методами:

1) уравнения;

2) маржинального  дохода;

3) графического  изображения.

 

     2.1 Метод уравнения для определения точки безубыточности

Метод уравнения основан на том, что  любой отчет о финансовом результате можно представить в виде следующего уравнения:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль

или

(Цена  × Количество единиц) - (Переменные  затраты на единицу × количество  единиц) - Постоянные затраты = Прибыль

     Форма данного уравнения подчеркивает, что все издержки делятся на зависящие  от объема реализации (переменные) и  не зависящие от него (постоянные).

     Период, за который должно быть произведено (или реализовано) количество изделий  в точке безубыточности, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.

     Используя метод уравнения определения  точки безубыточности, можно определить, какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную, начально заданную величину прибыли. Такой расчет возможен ввиду того, что процентное соотношение переменных издержек к выручке остается неизменным.

     Метод уравнений можно использовать и  при анализе влияния структурных  изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается  как набор относительных долей  продукции в общей сумме выручки  от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать  заданной величины, а прибыль может  быть меньше. В этих случаях влияние  на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента — в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции[7].

 

2.2 Метод маржинального дохода 

Метод маржинального дохода является разновидностью метода уравнения, для определения  точки безубыточности используется концепция маржинального дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад организации в покрытие постоянных издержек и получение  прибыли.

     Маржинальный  доход (МД) — это превышение выручки  от реализации над всеми переменными  издержками, связанными с данным объемом  продаж. Другими словами, это разница  между выручкой от реализации и переменными  издержками.

Существует  два способа определения маржинального  дохода:

1) МД = Выручка  от реализации - Переменные затраты;

2) МД = Постоянные  затраты + Прибыль организации.

     Соответственно, если из маржинального дохода вычесть  постоянные издержки, то получим величину операционной прибыли.

     Под средней величиной МД понимают разницу  между ценой продукции и переменными  затратами на единицу продукции. Средняя величина МД отражает вклад  единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли:

Средний МД = Цена - Переменные затраты на единицу.

     Нормой  МД (процентом МД) называется доля величины МД в выручке от реализации или (для  отдельного изделия) доля средней величины МД в цене товара:

Норма МД = МД на весь объем / Выручка от реализации,

Норма МД = Средний МД / Цена.

     Таким образом, чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? При условии уменьшения выручки нельзя определить этот показатель в точке безубыточности простым сложением переменных и постоянных затрат, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

     Точка безубыточности согласно этому методу может быть определена как точка, в которой разница между маржинальным доходом и постоянными затратами  равна нулю, или точка, в которой  маржинальный доход равен постоянным затратам. Уравнение критической  точки при маржинальном подходе  будет следующее:

     Точка безубыточности в ед. продажи = Постоянные издержки / Норма маржинального дохода

или

     Точка безубыточности в ед. продажи = Постоянные издержки / Средний маржинальный доход.

     Таким образом, главная роль в процессе выбора стратегии поведения организации  - необходимость уделять достаточное внимание величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации, увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных издержек, пропорционально изменять переменные, постоянные издержки и объем выпуска продукции. Кроме того, на выбор модели поведения организации также оказывает существенное влияние величина среднего маржинального дохода[7]. 

2.3 Графический метод определения точки безубыточности 

     При графическом методе нахождение точки  безубыточности сводится к построению комплексного графика «издержки  — объем — прибыль». Последовательность построения графика заключается  в следующем.

Информация о работе Анализ условий и факторов безубыточности в системе управления организацией