Анализ условий и факторов безубыточности в системе управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание

Цель работы: Рассмотреть анализ условий и факторов безубыточности в системе управления организацией.
Задачи: рассмотреть экономическую сущность точки безубыточности;
исследовать особенности определения точки нулевой прибыли; рассмотреть методику анализа точки безубыточности в управленческом учете; использовать данные анализа точки безубыточности в управлении организацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1.Понятие точки безубыточности…………………………………..5
2. Поиск точки безубыточности с фиксированной номенклатурой выпуска……………………………………………..7
2.1 Метод уравнения для определения точки безубыточности………...8
2.2 Метод маржинального дохода…….………………………………….9
2.3 Графический метод определения точки безубыточности…………10
3. Поиск точки безубыточности с переменной номенклатурой выпуска……………………………………………………………….14
3.1 Расчет точки безубыточности……………………………………….14
3.2. Маржинальная прибыль…………………………………………….16
4. Работа с табличным процессором Excel……………………….18
4.1 Анализ и поведение точки безубыточности для одного взятого продукта………………………………………………………………………….18
4.2 Поиск точки безубыточности с переменой номенклатурой……….23
Библиографический список используемой литературы……….33
ЗАДАЧА……

Работа состоит из  1 файл

иту (2).docx

— 319.11 Кб (Скачать документ)

     Определяем  систему координат для построения комплексного графика «издержки  - объем - прибыль». Ось абсцисс соответствует объему производства или продаж продукции в натуральном выражении, а ось ординат, в зависимости от необходимости, может отражать показатель выручки или общих издержек на производство и реализацию продукции. Под общими издержками понимается сумма постоянных и переменных издержек. После определения системы координат начинаем строить требуемый комплексный график. Для этого наносим линию постоянных издержек.  
 

     Далее следует отобразить на графике прямую переменных издержек, которая будет выходить из точки с координатами (0;0). Вторую точку можно вычислить, рассчитав величину переменных затрат для какого-либо объема продаж.

 

     Для построения прямой общих издержек следует  сложить частные графики переменных и постоянных издержек. Данная прямая всегда будет начинаться с точки, в которой прямая постоянных издержек пересекает ось ординат, т.е. ось  выручки. Эта точка будет являться первой точкой прямой общих издержек. 
 
 

     Далее на комплексный график следует нанести  прямую, соответствующую значению выручки. Эту прямую можно построить путем  нахождения суммы выручки от реализации в любой точке на оси абсцисс. Изображенная на графике анализа  «издержки — объем — прибыль» точка безубыточности (порога рентабельности) — это точка пересечения графиков валовой выручки и общих издержек. Размер прибыли и убытка определяется зонами прибыли и убытка. В точке  безубыточности получаемая организацией выручка равна ее совокупным (общим) издержкам, при этом прибыль равна  нулю. Выручка, соответствующая точке  безубыточности, называется пороговой  выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает  продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если больше — получает прибыль. 

     На  данном графике линия выручки  и линия переменных расходов должны исходить из одной точки, а разница  между ними есть маржинальный доход.

 

     Используя данный график, можно легко определять величину прибыли или убытка для  того или иного объема выпуска. Таким  образом, данный график является удобным  инструментом анализа зависимости  между выпуском, выручкой, затратами  и прибылью[7].

 

 

3. Поиск точки безубыточности с переменной номенклатурой выпуска 

     3.1 Расчет точки безубыточности   

     В случае с переменной номенклатурой выпуска производства (а большинство предприятий именно такие) анализ безубыточности гораздо сложнее. Подавляющее большинство предприятий выпускают не один, а множество видов продукции. Помимо вопроса о том, как достичь желаемого уровня прибыли, руководителям таких компаний приходится решать и проблему выбора оптимальных (с точки зрения прибыльности и по каким-то другим критериям) видов производимых товаров с учетом множества производственных ограничений.

     Рассмотрим  поиск точки безубыточности с  переменной номенклатурой выпуска  на примере.

     Особенностью  анализа безубыточности для нескольких видов продукции является совмещенность  постоянных издержек в составе единого  формата безубыточности, как это  представлено ниже. 

     По  расчетам получаем: общая точка безубыточности: 

     

     С изменением структуры производства и продаж общий относительный  вложенный доход и точка безубыточности изменяется.

     

     Изменяется  также точка безубыточности: BEP:

     

     С помощью этого формата можно  анализировать структуру производства и продаж предприятия и добиваться наиболее эффективной, приняв в качестве критерия минимум значения точки  безубыточности.

     

     На  практике, особенно при большой номенклатуре производства, обычно прибегают к  раздельному анализу безубыточности различных видов продукции. Постоянные издержки при этом условно распределяют по видам продукции пропорционально  объемам реализации продукции в  денежном выражении. Последняя таблица  согласно этому приему будет иметь  следующий вид:

     Из  таблицы видно, что при данной структуре производства и продаж, первая продукция является для предприятия  убыточной, а суммарная прибыль  достигается за счет второго вида продукции.

 

3.2. Маржинальная прибыль 

     Кроме уровня безубыточности важным показателем  для финансового и производственного  планирования является маржинальная прибыль. Под маржинальной прибылью понимается разница между полученными доходами и переменными расходами. Особое значение маржинальный анализ приобретает в случае многономенклатурного производства.

Маржинальная прибыль ед. продукта = Цена - Переменные затраты.

Маржинальная прибыль продукта = Маржинальная прибыль ед. продукта * Объем выпуска данного продукта.

     Смысл маржинальной прибыли состоит в  следующем. Формирование переменных затрат осуществляется непосредственно по каждому виду продукции. Формирование же накладных (постоянных) расходов осуществляется в рамках всего предприятия. То есть, разница между ценой продукта и переменными затратами на его  производство может быть представлена как потенциальный «взнос» каждого  вида продукта в общий конечный результат  деятельности предприятия.

     Или, маржинальная прибыль - это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта. При многономенклатурном выпуске анализ ассортимента по показателю маржинальной прибыли (так называемый маржинальный анализ) дает возможность определить наиболее выгодные с точки зрения потенциальной прибыльности виды продукции, а также выявить продукцию, которую предприятию не выгодно (или убыточно) производить.

     То  есть, маржинальный анализ позволяет  ранжировать ассортиментный ряд  в порядке возрастания «предельной (потенциальной) прибыльности» различных  видов продукции и выработать соответствующие управленческие решения  относительно изменения ассортимента выпуска. Дополняющим к маржинальной прибыли является показатель маржинальной рентабельности, рассчитываемый как:

Маржинальная рентабельность = (Маржинальная прибыль / Прямые затраты)*100%

     Показатель  маржинальной рентабельности отражает, какой доход получает предприятие  на вложенный рубль прямых затрат, и является весьма показательным для сравнительного анализа различных видов продукции. Следует отметить, что маржинальный анализ - в какой-то мере формализованный подход к изучению «выгодности» производства того или иного вида продукции.

     Его основное достоинство состоит в  том, что он позволяет увидеть  общую картину по потенциальной  прибыльности, сравнить различные виды (группы) продукции по выгодности производства. Но для принятия решений по изменению  структуры выпуска нужны более  глубокие исследования, ориентированные, в основном, на перспективу.

     Это, например, стабильность, надежность и  возможность расширения рынков сбыта  пусть даже и не самой выгодной продукции, возможности улучшения  качества и повышения конкурентоспособности  определенных видов продукции и  т.п. В любом случае, усилия предприятия  должны быть направлены на то, чтобы  оптимизировать ассортиментный ряд, максимизируя объемы производства наиболее выгодной продукции и снижая объемы выпуска маловыгодных видов продукции. Общая сумма маржинальных прибылей по всем видам производимых продуктов представляет собой маржинальную прибыль предприятия.

Маржинальная  прибыль является источником покрытия накладных расходов предприятия  и прибыли. Тогда прибыль, на которую  может рассчитывать предприятие, определяется:

Прибыль = Маржинальная прибыль - Накладные расходы

     То  есть, увеличение прибыли достигается  за счет максимизации маржинальной прибыли (или оптимизации ассортимента) и  уменьшения накладных расходов[1].

 

4. Работа с табличным  процессором Excel

4.1 Анализ и поведение  точки безубыточности  для одного взятого  продукта 

       Для этого на рабочем листе  Анализ в диапазоне ячеек С8:Е20, для классификации издержек для  отдельного продукта, создайте таблицу  (рис. 4.1.) с отображением общих  сумм по издержкам этого продукта. Для этого в ячейках D11:D16 переносятся  числовые значения из таблицы  на рабочем листе Распределение Затрат, а во всех остальных ячейках находятся простые формулы расчета (рис. 4.2.). На рис. 4.1. показан пример определения точки безубыточности для производства стандартных бутылок.

 Рис. 4.1. Таблица классификации издержек  для отдельного продукта с  числовыми данными 

 Рис..2. Таблица классификации издержек  для отдельного продукта с  формулами 

     После переноса данных и замените числовые данные сумм реализации продукции и  переменных издержек за партию изделий  на формулы, производящие умножение  цены реализации и переменных издержек за единицу продукции на физический объем партии.

Если  все эти процедуры по переносу числовых данных и последующей замене числовых значений осуществлять вручную, то на это будет уходить неоправданно много времени.

     Автоматизация переноса данных для  одного продукта

     Для автоматического переноса данных по каждому продукту в рабочий лист Анализ создайте на этом рабочем листе  элементы управления Переключатель  и свяжите их с ячейкой А1.

     Текст названий данных в ячейках С11:С16 должен в точности соответствовать тексту соответствующих статей на рабочем листе. Для этого последовательно переходя на лист РаспределениеЗатрат скопируйте содержимое ячеек, в которых он содержится и возвращаясь на лист Анализ произведите вставку.

     Для переноса самих данных нет необходимости  переходить на рабочий лист РаспределениеЗатрат и производить копирование данных и последующую вставку на рабочем листе Анализ.

Введите в ячейку D11 формулу:

=ВПР(C11;РаспределениеЗатрат!$C$8:$G$46;$A$1+1;ЛОЖЬ)

которая по названию статьи в ячейке С11 произведет поиск данных в столбце, номер  индекса которого введен при помощи активизации выбранного переключателя  в ячейку А1 и увеличен на единицу. И после этого запишите макрос, который показан на рис.  4.3.

 

Рис.  4.3. Подпрограмма ПереносДанных для создания таблицы классификации издержек для одного отдельно взятого продукта

     Для записи макроса ПереносДанных выполните действия в следующей последовательности:

введите формулы в диапазон ячеек D11:D16 и  начните запись макроса;

выделите  диапазон ячеек D11:D16 и выполнив нажатия на клавиши F2 и Ctrl+Enter запишите одновременный ввод формул в выделенный диапазон ячеек; выделите диапазон ячеек E12:Е13 и введите формулу:

=D12/$D$11 которая производит деление суммы реализации выбранного продукта на количество объема реализации и запишите ввод формул в эти ячейки. Эта же формула в ячейке Е13 производит деление общей суммы переменных издержек для этого продукта на количество;

замените  введенные формулы на вычисленные значения;

выделите  ячейки D12:D13 и запишите ввод формул аналогичным способом:

Информация о работе Анализ условий и факторов безубыточности в системе управления организацией