Реформирования бюджетного учета и отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Реформирование бюджетного учет и отчетности Российской Федерации" в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью.
Цель курсовой работы - изучить и проанализировать реформирование бюджетного учет и отчетности Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические активы реформирования бюджетного учета и отчетности…………………………………………………………..........
1.1. Понятия и эволюция бюджетного учета и отчетности……........
1.2. Основные направления реформирования бюджетного учета и отчетности………………………………………………………….........
Глава 2. Совершенствование организации бюджетного учета и отчетности…………………………………………………………........
2.1. Разработка теоретических и методологических положений бюджетного учета и отчетности…………………………………………………........
2.2. Совершенствование методики бюджетного учета доходов и расходов в автономных учреждениях государственного сектора ……..............
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы нормативного регулирования бюджетного учета и отчетности в России………………………………………………………….................
3.1. Предложения по реформированию системы нормативного регулирования бюджетного учета и отчетности………………………………………..
Заключение............................................................................................
Список используемых источников.......................................................

Работа состоит из  1 файл

1 ГЛАВА И СОДЕРЖАНИЕ (Автосохраненный).docx

— 65.21 Кб (Скачать документ)

В пятидесятые  годы были изданы отдельные инструкции для учета исполнения местных  бюджетов, республиканских бюджетов союзных республик и союзного бюджета.

Для бюджетных  учреждений в 1938 году Народный Комиссариат  финансов СССР разрабатывает и издает новую инструкцию, устанавливающую  для текущего бухгалтерского учета  два плана счетов вместо трех, ранее  применявшихся: один для учета операций по исполнению сметы расходов по бюджету, другой для учета операций по внебюджетным средствам и неуставным подсобным  хозяйствам. Бюджетные учреждения стали  составлять два бухгалтерских баланса. Этой же инструкцией был установлен перечень учреждений, которым разрешалось  вести учет по двойной системе: наркоматам СССР, союзных и автономных республик, отделам краевых и областных  исполкомов Советов депутатов трудящихся, научно-исследовательским институтам, высшим учебным заведениям и другим крупным учреждениям.

Третий  период – это период важных изменений в бюджетном процессе и период централизации учета в бюджетных учреждениях. Он начинается с 1956 года.

Бюджетный процесс  в этот период осуществлялся в  соответствии с Законом СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза  ССР и союзных республик» и  Законом РСФСР от 16 декабря 1961 г. «О бюджетных правах Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики, автономных советских социалистических республика и местных советов  народных депутатов РСФСР».

В этот период совершенствуется порядок учета  исполнения бюджетов. Неоднократно переиздаются инструкции по учету исполнения местных  бюджетов, учету исполнения республиканских  бюджетов и учету исполнения союзного бюджета. Изменяется порядок учета  финансирования по республиканским  бюджетам автономных республик и  местным бюджетам, учет взаимных расчетов между бюджетами, учет целевого бюджетного резерва, совершенствуются учетные  регистры и первичные учетные  документы, техника ведения учета.

Значительные  изменения происходят в бухгалтерском  учете бюджетных учреждений. Был  установлен типовой план счетов бухгалтерского учета для всех бюджетных учреждений, ведущих учет по двойной системе. Все бюджетные учреждения стали  составлять один баланс по бюджетной  и внебюджетной деятельности.

С 1956 года начало действовать изданное в 1955 году Министерством  финансов СССР Положение о бухгалтерских  отчетах и балансах учреждений и  организаций, состоящих на Государственном  бюджете СССР. Положение регламентировало вопросы организации бухгалтерского учета и отчетности, устанавливало  перечень организаций, которые должны были вести учет по двойной и простой  системам, определяло обязанности главных  распорядителей в отношении подведомственных учреждений, устанавливало порядок  и сроки представления, рассмотрения и утверждения бухгалтерских  отчетов и балансов, устанавливало  правила составления балансов и  порядок оценки их статей, рассматривало  вопросы инвентаризации материальных ценностей, денежных средств и расчетов.

В 1958 году Министерством  финансов СССР издаются Методические указания по бухгалтерскому учету в  централизованных бухгалтериях бюджетных  учреждений. В Методических указаниях  был определен порядок организации  централизованных бухгалтерий и  порядок ведения бухгалтерского учета в них, установлены номенклатура счетов для централизованных бухгалтерий, учетные регистры и порядок записи в них хозяйственных операций, порядок составления и представления  отчетов. Учет в централизованных бухгалтериях был ориентирован на применение средств  механизации учета.

До конца  советского периода продолжалось совершенствование  бюджетного учета. Вносились изменения  в учетные регистры, в организацию  синтетического и аналитического учета. Как и в других сферах народного  хозяйства основным направлением совершенствования  бюджетного учета было развитие его  машиноориентированной формы.

В конце советского периода были утверждены две важные инструкции по бухгалтерскому учету  в бюджетных учреждениях. Это  Инструкция по бухгалтерскому учету (по двойной системе) в учреждениях  и организациях, состоящих на Государственном  бюджете СССР, утвержденная приказом Министерства финансов СССР от 27 декабря 1973 года № 323 (далее - Инструкция от 27 декабря 1973 года № 323) и Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете  СССР, утвержденная приказом Министерства финансов СССР от 10 марта 1987 № 61 (далее - Инструкция от 10 марта 1987 № 61).

Инструкция  от 27 декабря 1973 года № 323 закрепляла в  качестве основной формы счетоводства для бюджетных учреждений мемориально-ордерную форму. Инструкция от 10 марта 1987 № 61 развивала  мемориально-ордерную форму бюджетного учета. Она включала новый план счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов учреждений и исполнения сельских, поселковых и городских (городов  районного подчинения) бюджетов, регламентировала порядок учета операций по исполнению смет расходов бюджетных и внебюджетных средств. В качестве приложений содержала  указания о порядке учета операций по централизованному снабжению  материальными ценностями учреждений, формы регистров – мемориальных ордеров (накопительных ведомостей), указания о порядке применения в  целях учета бюджетной классификации  расходов и корреспонденцию субсчетов  по основным бухгалтерским операциям.

Интересно, что в Республике Беларусь Инструкция от 10 марта 1987 № 61 в настоящее время  еще частично применяется. Постановлением Минфина Республики Беларусь от 8 февраля 2005 г. № 15 была утверждена Инструкция о  порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными  бухгалтериями, обслуживающими бюджетные  организации, заменяющая только соответствующие  разделы Инструкции от 10 марта 1987 № 61.

Система бюджетного учета в Российской Федерации  за последнее время претерпела значительные изменения, произошла реформа как  бюджетной системы Российской Федерации в целом, так и системы бюджетного учета в частности. Если ранее под бюджетным учетом как категорией понимался только бухгалтерский учет, который ведется в бюджетных учреждениях, то в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бюджетный учет - это более широкое понятие, которое включает в себя:

- бюджетный  учет исполнения бюджета;

- бюджетный  учет получателей бюджетных средств.

Начало реформирования системы бюджетного учета было положено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 июня 2002 г. "О бюджетной политике в 2003 году". Данное Послание предусматривало  ускорение разработки нового плана  счетов бюджетного учета, который бы объединил план счетов по исполнению бюджетов, план счетов бюджетных учреждений и бюджетную классификацию. Этот план счетов должен стать обязательным для бюджетов всех уровней, включая  бюджеты государственных внебюджетных фондов. Данные принципиальные положения  явились основой новой системы  бюджетного учета, которая установлена  в настоящее время Бюджетным  кодексом Российской Федерации.

Такая система  бюджетного учета должна стать информационной базой для органов государственной  власти в целях составления качественно  новой бюджетной отчетности, в  соответствии с которой должны приниматься  решения в бюджетной сфере  и вырабатываться наиболее эффективные  способы осуществления функций  государства.

Согласно  определению, содержащемуся в статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, а  также об операциях, изменяющих указанные  активы и обязательства. Таким образом, бюджетный учет, как и любой  другой учет, - это определенная система  сбора информации, являющаяся одной  из разновидностей понятия учета  как общей категории. Бюджетный  учет имеет сходство с бухгалтерским  учетом, однако бюджетный учет также  имеет и свои особенности. Бюджетный  учет осуществляется в ходе финансовой деятельности государства; целью его  является контроль за расходованием  бюджетных средств в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных  обязательств.

Бюджетный учет отличается от бухгалтерского учета  в коммерческих организациях тем, что  в коммерческих организациях бухгалтерский  учет направлен на оценку эффективности  работы организации, и прежде всего  со стороны внутренних пользователей  бухгалтерского учета. В свою очередь, бюджетный учет направлен на контроль, осуществляемый соответствующими государственными органами, за целевым и эффективным  расходованием получателями бюджетных  средств в соответствии с утвержденными  сметами. То, что в основе расходования получателями бюджетных средств лежит смета расходов, является также особенностью бюджетного учета.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с  Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" с учетом особенностей, предусмотренных  бюджетным законодательством, иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации о бухгалтерском учете. Единая методология и стандарты  бюджетного учета и бюджетной  отчетности устанавливаются Министерством  финансов Российской Федерации в  соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Помимо понятия "бюджетный учет" Бюджетный  кодекс Российской Федерации использует понятие "бюджетная отчетность". Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации не дает определения этому  понятию.

Вместе с  тем, опираясь на общий смысл норм Бюджетного кодекса Российской Федерации  и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", можно констатировать, что бюджетная  отчетность - это единая система  данных о состоянии финансовых и  нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает в себя ряд документов, которые отражают информацию о различных  финансовых и нефинансовых активах, обязательствах, а также операциях.

К таким документам относятся:

1) отчет об  исполнении бюджета;

2) баланс  исполнения бюджета;

3) отчет о  финансовых результатах деятельности;

4) отчет о  движении денежных средств;

5) пояснительная  записка.

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в  соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  на первый и последний день отчетного  периода по счетам плана счетов бюджетного учета. В баланс исполнения бюджета  включаются данные об основных средствах, нематериальных активах, материальных запасах, вложениях в нефинансовые активы, нефинансовых активах, финансовых активах, обязательствах, финансовых результатах.

Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления. Основными показателями, которые  включаются в отчет о финансовых результатах, являются сведения о доходах, расходах, поступлениях финансовых активов, выбытии нефинансовых активов, поступлении  финансовых активов, выбытии финансовых активов, увеличении обязательств, уменьшении обязательств.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации  операций сектора государственного управления, то есть сведения об операциях  по поступлению и выбытию денежных средств.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания  и (или) иных результатах использования  бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных  средств в отчетном финансовом году. В пояснительной записке раскрываются сведения о методах оценки активов  и обязательств, об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения, о  мерах по повышению эффективности  расходования бюджетных средств, о  причинах недофинансирования (образования  неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета, о результатах  мероприятий внутреннего контроля, о проведении инвентаризации, о результатах  контрольных мероприятий и другие сведения.

Таким образом, в бюджетной отчетности содержится довольно подробная и разносторонняя информация об активах, обязательствах и операциях, их изменяющих.

Бюджетные организации  представляют месячную, квартальную  и годовую бюджетную отчетность вышестоящему органу в установленные  им сроки.

В Бюджетном  кодексе Российской Федерации содержится закрытый перечень документов и информации, которые могут входить в бюджетную  отчетность.

Главными  распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут  применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности. Таким образом, главные распорядители  и получатели бюджетных средств  вправе устанавливать своими внутренними  актами более детализированную структуру  бюджетной отчетности на основе общих  принципов формирования бюджетной  отчетности, которые утверждены Министерством  финансов Российской Федерации.

Информация о работе Реформирования бюджетного учета и отчетности