Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание

Через него происходит формирование, распределение и использование централизованного денежного фонда государства, утвержденный план органом представительной власти и закрепление права и обязанности всех учреждений бюджетных отношений. Одним из наиболее важных механизмов позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование и является элементом финансовой системы общества, главным звеном которой являются бюджетные системы. Бюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств и использование финансовых ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Госэкзамен по бюджетной системе.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ

 

 

Бюджетная политика РФ представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.

Бюджетная политика предполагает:

- определение целей и задач в области бюджетов;

- разработка механизма  мобилизации денежных ресурсов  в бюджета и внебюджетные фонды;

- выбор направлений  использования бюджетных средств;

- управление бюджетным  процессом;

- организацию регулирования  экономических и социальных процессов с помощью бюджетных ресурсов.

В условиях реформирования экономики и сфер общественной жизни  бюджетная политика должна обеспечить:

1. законодательное разграничение  бюджетных полномочий между органами  власти в вопросах всего цикла  бюджетного процесса;

2. реализация прав  самостоятельно принимать каждым  органом власти решения о направлениях  и объемах использования бюджетных  средств;

3. бездефицитность бюджетов  любого уровня бюджетной системы  за счет изменения налоговой  системы, регулирование поступлений доходов в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов;

4. сбалансирвоанность  бюджетов всех уровней бюджетной  системы путем согласования между  звеньями бюджетной системы принципов,  методов, показателей и нормативов  перераспределения бюджетных средств;

5. контроль за целевым,  экономичным и эффективным использованием  бюджетных средств на социально-экономическое  развитие на любом уровне бюджетной  системы.

 

Задачи бюджетной политики:

  • повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом;
  • стабилизация уровня жизни населения;
  • оказание помощи населению регионов попавших в кризисные ситуации;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • стабилизация работы сектора экономики;
  • централизация всех видов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства;
  • погашение задолженности бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств;
  • реструктуризация государственных долгов;
  • обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • повышение роли бюджета развития РФ.

 

Бюджетная политика реализуется  в деятельности органов:

  1. органы представительной и исполнительной власти;
  2. финансовые и налоговые органы;
  3. органы денежно-кредитного регулирования и органы финансового контроля;
  4. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  5. государственные целевые внебюджетные фонды.

 

Бюджетная политика государства  ежегодно определяется и корректируется в послании Президента РФ.

 

Современная бюджетная  политика определяет стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Бюджетная политика реализуется  по следующим направлениям:

1. Модернизация бюджетного  процесса:

- создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.

Законодательно определен  новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

- сформированы Резервный  фонд, призванный обеспечить сбалансированность  федерального бюджета и исполнение  принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

- осуществляется переход  всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.

2. Внедрение механизмов  бюджетирования по результатам

3. Корректировка налогового  законодательства

4. Бюджетные расходы

5. Межбюджетные отношения.

 

Приоритеты бюджетных  расходов:

- агропромышленный комплекс;

- ЖКХ;

- охрана окружающей  среды;

- развитие отдельных  территорий;

- социальная политика (здравоохранение, образование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ

 

 

Бюджетная классификация  РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

 

Принципы построения бюджетной классификации:

- обеспечение  бюджетного планирования;

- обеспечения  единства бюджетной системы;

- обеспечение  достоверности данных о расходах  и доходах;

- обеспечение  сопоставимости данных о расходах  и доходах.

 

Бюджетная классификация  РФ включает:

1. классификацию  доходов бюджетов;

2. классификацию  расходов бюджетов:

- экономическая классификация;

   - функциональная  классификация;

   - ведомственная  классификация.

3. классификацию  источников финансирования дефицитов  бюджетов:

   - классификация  внешних источников финансирования  дефицитов бюджетов;

    - классификация  внутренних источников финансирования дефицитов бюджетов.

4. классификацию  государственных заимствований  (долгов):

    - классификация  внутренних долгов;

    - классификация  внешних долгов.

 

Ведомственная классификация расходов бюджетов, классификация  внешних долгов и классификация внешних источников финансирования дефицитов бюджеты используется только при составлении федерального бюджета.

 

При утверждении  классификаций органы законодательной  власти субъектов и муниципалитетов  могут производить дальнейшую детализацию  бюджетной классификации в пределах разделов и целевых статей, не нарушая при этом принципов бюджетной классификации.

 

Бюджетная классификация  используется для анализа показателей  бюджетной системы, при составлении  и исполнении проектов бюджетов, консолидированных бюджетов и при сопоставлении показателей бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ

 

 

Межбюджетные отношения свойственны всем государствам, имеющим административно-территориальное деление (федеративным государствам). РФ имеет развитую систему межбюджетных отношений федеративного типа.

 

Межбюджетные отношения  – это отношения между органами государственной власти на различных  уровнях, органами местного самоуправления по поводу формирования и использования  бюджетных средств и обеспечение  бюджетного процесса.

 

Принципы межбюджетных отношений:

    • распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням системы РФ;
    • разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по законодательно установленным нормативам федеральных налогов по уровням бюджетной системы РФ;
    • равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
    • выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
    • самостоятельность бюджетов;
    • равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

 

В основе межбюджетных отношений  положен принцип бюджетного федерализма.

Методы оказания финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям:

    • раздельные налоги (федеральные, региональные и местные);
    • сквозные федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ (НДФЛ, налог на прибыль, акцизы и т.д.);
    • финансовые трансферты
    • дотации, субсидии и субвенции;
    • бюджетные ссуды.

 

Бюджетное выравнивание является одной из центральных проблем  бюджетного федерализма. Различают два вида бюджетного выравнивания:

    1. вертикальное выравнивание означает устранение несоответствий между расходными полномочиями региональных бюджетов и доходными поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем;
    2. горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения неравенства в налоговых возможностях различных территорий.

 

Основные потоки финансовых ресурсов из федерального бюджета на финансовую помощь субъектам РФ идут из специальных  целевых фондов:

    1. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ образуется в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
    2. Федеральный фонд софинансирования социальных расходов образуется для оказания финансовой помощи субъектам РФ по финансированию их приоритетных расходных обязательств. В составе фонда предусматриваются субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ:

- на предоставление  гражданам субсидий на оплату  жилого помещения и коммунальных  услуг;

- на обеспечение мер  социальной поддержки реабилитированных  лиц и лиц, признанных пострадавшими  от политических репрессий;

- на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда;

- на осуществление  мер социальной поддержки тружеников  тыла;

- на выплату государственных  пособий гражданам, имеющим детей.

    1. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов используется на реализацию программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашение долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализация социально значимых мероприятий и проектов.
    2. Фонд компенсаций образуется в составе расходов федерального бюджета в целях финансового обеспечения полномочий РФ. Предусмотрены субвенции на оплату коммунальных услуг отдельными категориями граждан в соответствии с федеральным законодательством; на реализация федеральных законов о донорстве крови, на тушение лесных пожаров и т.д.;
    3. Фонд дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, в котором предусмотрены в составе расходов федерального бюджета средства с целью оказания финансовой поддержки территориальным бюджетам в связи с изменением объема их расходных обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММНО  ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ  НА РЕЗУЛЬТАТ

 

 

В современных  условиях одним из методов программно-целевого планирования является бюджетирование, ориентированное на результат. Цель этого метода заключается в том, чтобы с наибольшим эффектом использовать бюджетные средства, повысить отдачу от бюджетных ассигнований. Первым шагом перехода к бюджетированию является отмена единой тарифной сетки.

Цель методики бюджетирования – измерить взаимосвязь между затраченными ресурсами и полученными результатами, оценить экономическую и социальную эффективность тех или иных видов услуг, финансирующихся из бюджета соответствующего уровня.

 

Внедрение бюджетирования направлено на решение следующих задач:

1. укрепление  связи между стратегическими  и среднесрочными приоритетами  социально-экономической политики  субъекта РФ;

Информация о работе Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета