Экономическая сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание

Экономическая сущность и функции финансов.
Экономическая сущность финансов
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Содержание

1.Экономическая сущность и функции финансов 2-7
2. Бюджетная система Российской Федерации и принципы
ее построения 8-12
3. Пенсионный фонд Российской Федерации 13-16
4. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов 17-19
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 37.83 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Экономическая сущность и функции финансов                                        2-7

2. Бюджетная система Российской Федерации и принципы                                                                                                                    

   ее построения                                                                                                 8-12                                                                                       

3. Пенсионный фонд Российской Федерации                                               13-16

4. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов               17-19

Список использованной литературы                                                              20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическая сущность и функции финансов.

Экономическая сущность финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических  категорий, отражающей экономические  отношения в процессе создании и  использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства  к регулярному товарно-денежному  обмену и было тесно связано с  развитием государства и его потребностей в ресурсах.

 Одним из  главных признаков финансов является  их денежная форма выражения  и отражения финансовых отношений  реальным движением денежных  средств. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

 На второй  стадии движения стоимости в  денежной форме происходит обособленно  от движения товаров и характеризуется  ее отчуждением (переходом из  рук одних владельцев в руки  других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца)  каждой части стоимости.

 На третьей  стадии распределенная стоимость  (в денежной форме) обменивается  на товарную форму. Отчуждения  самой стоимости здесь не происходит.

 Таким образом,  на второй стадии воспроизводства  имеет место одностороннее движение  денежной формы стоимости, а  на третьей – двустороннее  движение стоимостей, одна из  которых находится в денежной  форме, а другая в товарной. Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

 Областью  возникновения и функционирования  финансов является вторая стадия  воспроизводственного процесса, на  которой происходит распределение  стоимости общественного продукта  по целевому назначению и субъектам  хозяйствования, каждый из которых  должен получить свою долю  в произведенном продукте. Поэтому,  важным признаком финансов как  экономической категории является  распределительный характер финансовых  отношений.

Развитие общественных потребностей приводит к изменению  состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в  распоряжении субъектов хозяйствования.

 С помощью  государственных финансов происходит  регулирование масштабов общественного  производства в отраслевом и  территориальном аспектах, защита  окружающей среды и удовлетворение  других общественных потребностей.

 Финансы объективно  необходимы, так как обусловлены  потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая  объективную необходимость финансовых  отношений, разрабатывать различные  формы их использования: вводить  или отменять различные виды  платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов . Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

 Без финансов  невозможно обеспечить индивидуальный  и общественный кругооборот производственных  фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную  структуру экономики, стимулировать  быстрейшее внедрение научно-технических  достижений, удовлетворять другие  общественные потребности.

 Финансы –  неотъемлемая часть денежных  отношений, поэтому их роль  и значение зависят от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные  отношения выражают финансовые  отношения. Финансы отличаются  от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают  между:

. предприятиями  в процессе приобретения товарно-материальных  ценностей, реализации продукции и услуг;

. предприятиями  и вышестоящими организациями  при создании централизованных  фондов денежных средств и  их распределений;

. государством  и предприятиями при уплате  или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

. государством  и гражданами при внесении  или налогов и добровольных  платежей;

. предприятиями,  гражданами и внебюджетными фондами  при внесении платежей и получении ресурсов;

. отдельными  звеньями бюджетной системы;

. органами имущественного  и личного страхования, предприятиями,  населением при уплате страховых  взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

. денежные отношения,  опосредующие кругооборот фондов  предприятий.

 Главным материальным  источником денежных доходов  и фондов служит национальный  доход страны – вновь созданная  стоимость или стоимость валового  внутреннего продукта за вычетом  потребленных в процессе производства  орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет  возможности удовлетворения общегосударственных  потребностей и расширения общественного  производства. Именно с учетом  размеров национального дохода  и его отдельных частей –  дохода потребления и фонда  накопления – определяются пропорции  развития экономики и ее структура.  Вот почему во всех странах  придается важное значение статистике  национального дохода.

 Без участия  финансов национальный доход  не может быть распределен.

Современная экономика  не может существовать без государственных  финансов. На определенных этапах исторического  развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические  исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

 Финансы отражают  уровень развития производственных  сил в отдельных странах и  возможности их воздействия на  макроэкономические процессы в  хозяйственной жизни. Состояние  экономики страны определяет  состояние финансов. В условиях  постоянного экономического роста,  увеличения ВВП и национального  дохода финансы характеризуются  своей устойчивостью и стабильностью;  они стимулируют дальнейшее развитие  производства жизни граждан страны. 
 

Функции финансов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы  выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами  одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного  продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

1. Распределительная  функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит  создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные  доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников  материального производства. Они  делятся на две группы: 1)зарплата  рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства; 2)доходы предприятий  сферы материального производства.

Однако первичные  доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для  развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение  или перераспределение национального  дохода, связанное:

• с межотраслевым  и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования  доходов и накоплений предприятий и организаций;

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход  не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

• перераспределением доходов между различными социальными  группами населения.

В результате перераспределения  образуются вторичные, или производные  доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с  физических лиц и др.). Вторичные  доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального  дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между  материальными и финансовыми  ресурсами и, прежде всего между  размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом  и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах  структурной перестройки народного  хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев  населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального  производства, отдельными регионами  страны, формами собственности и  социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых  с помощью финансов, состоит в  развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев  населения. При этом роль финансов подчинена  задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов  предприятий и организаций в  улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших  результатов при наименьших затратах.

2. Контрольная  функция. Будучи инструментом  формирования и использования  денежных доходов и фондов, финансы  объективно отражают ход распределительного  процесса. Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением  ВВП по соответствующим фондам  и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного  развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение  качества работы во всех звеньях народного  хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен  на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля —  проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также  взаимных обязательств предприятий  и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов проявляется также через  многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной  системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной  работы, формы и методы финансового  контроля существенно меняются.

Информация о работе Экономическая сущность и функции финансов