Экономическая сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание

Экономическая сущность и функции финансов.
Экономическая сущность финансов
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Содержание

1.Экономическая сущность и функции финансов 2-7
2. Бюджетная система Российской Федерации и принципы
ее построения 8-12
3. Пенсионный фонд Российской Федерации 13-16
4. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов 17-19
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 37.83 Кб (Скачать документ)

3. Помимо распределительной  и контрольной функции финансы  выполняют также регулирующую  функцию. Эта функция связана  с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный  кредит) в процесс воспроизводства.  Однако на сегодняшний день  регулирующая функция в России развита слабо.

4. В условиях  рыночных отношений финансы должны  также выполнять стабилизационную  функцию. Ее содержание заключается  в том, чтобы обеспечить для  всех хозяйствующих субъектов  и граждан стабильные условия  в экономических и социальных  отношениях. Особое значение при  этом имеет вопрос о стабильности  финансового законодательства, поскольку  без этого невозможно осуществление  инвестиционной политики в производственную  сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается  Правительством РФ как необходимое  условие для перехода рыночной  экономики к социально ориентированному  экономическому росту. 
 
 
 

Бюджетная система Российской Федерации и  принципы ее построения.

  Бюджетная система  Российской Федерации

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, главное звено которой -- бюджетная система. Именно посредством  финансовой системы государство  образует, централизованные фонды и  воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Центральное место  в финансовой системе занимает бюджетная  система. В финансовой теории и практике существуют различные подходы к  трактовке понятия «бюджет», что  обусловлено многогранностью бюджета  как явления.

В приложении к  публичным финансам под бюджетом (от англ. budget -- сумка, кошелек) традиционно  понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций  и задач соответствующих органов  власти (государственной, местной). Эта  трактовка в наибольшей степени  раскрывает содержание бюджета как  социально-экономического явления, его  роль в общественном производстве.

Как экономическая  категория, бюджет рассматривается  как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта в процессе образования и использования  особого централизованного фонда  денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная  в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени.

Бюджетная система  Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и  местного. 
 

Принципы  построения бюджетной  системы Российской Федерации

Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации - это основополагающие и руководящие  идеи, ведущие положения, определяющие порядок построения и функционирование этой системы и в целом бюджетных  отношений, закрепленные в действующем законодательстве.

Бюджетная система  Российской Федерации основывается на ряде принципов, перечень которых  установлен гл. 5 БК РФ.

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации  означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации  и функционирования бюджетной системы  Российской Федерации, форм бюджетной  документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной  системы Российской Федерации, санкций  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок  установления и исполнения расходных  обязательств, формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления  бюджетной отчетности бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации и  бюджетных учреждений, единство порядка  исполнения судебных актов по обращению  взыскания на средства бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации.

Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации  означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации, а также определение  полномочий органов государственной  власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. 

Принцип самостоятельности  бюджетов означает: право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

-право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

-право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

-право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

-недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

-право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

-недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

-недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип полноты  отражения доходов расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы  выплат из бюджета, связанных с источниками  финансирования дефицита бюджета и  изменением остатков на счетах по учету  средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных  полномочий должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с  использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.

Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование  в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной  власти, представительных органов муниципальных образований.

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей  прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета. Бюджет - документ, обращенный по времени в будущее. Он содержит прогностические оценки расходов, которые должны был, совершены  в будущем финансовом году, а также  оценку доходов, которые государство  планирует получить за тот же период. Несоблюдение этого принципа неизбежно приводит к серьезным расстройствам сфере публичных финансов и денежного обращения.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств  с указанием цели их использования.

Принцип равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  означает определение бюджетных  полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение  объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета  не могут быть увязаны с определенными  доходами бюджета и источниками  финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

-субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

-добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

-расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

-расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

-отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных  средств, в ведении которого они находятся. 

Пенсионный  фонд Российской Федерации

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации /18/.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:/52/

- целевой сбор  и аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением  ПФ РФ;

- организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация  средств ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  ( в том числе валютных ценностей  ) физических и юридических лиц;

Информация о работе Экономическая сущность и функции финансов