Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание

Через него происходит формирование, распределение и использование централизованного денежного фонда государства, утвержденный план органом представительной власти и закрепление права и обязанности всех учреждений бюджетных отношений. Одним из наиболее важных механизмов позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование и является элементом финансовой системы общества, главным звеном которой являются бюджетные системы. Бюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств и использование финансовых ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Госэкзамен по бюджетной системе.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

- безвозмездные поступления  от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 

К собственным доходам  бюджетов относятся:

налоговые доходы, зачисляемые  в бюджеты в соответствии с  бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований;

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных  поступлений, за исключением субвенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВ И  ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

 

Расходы бюджета – средства поступающие  органам государственной власти и управления для осуществления ими своих полномочий.

 

Расходы бюджета отражают минимальные финансовые затраты  на выполнение бюджетных полномочий, утверждаемые Правительством РФ.

 

Расходы бюджета отражают экономические отношения органов  государственной власти по поводу использования фондов денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды расходов.

 

Формами расходов бюджетов являются:

- бюджетные ассигнования;

- трансферты населению;

- субсидии и  субвенции юридическим и физическим  лицам;

- инвестиции  в уставные капиталы вновь  создаваемых действующих предприятий;

- кредиты иностранным  государствам;

- бюджетные  ссуды, дотации;

- средства, направляемые на обеспечение долговых обязательств, в том числе по выданным гарантиям.

 

Основными классификационными признаками расходов бюджетов являются (согласно бюджетной классификации):

  1. функциональная, предполагает выделение средств на финансирование основных функций государства на:
  • государственная оборона;
  • содержание органов государственной власти;
  • сельское хозяйство;
  • охрана окружающей среды;
  • средства массовой информации;
  • образование;
  • здравоохранение и т.д.

 

2. ведомственная, предполагает выделение получателей средств бюджета это лица в отношении которых выделены из бюджета средства на их содержание или выполнении определенных полномочий) – министерства, департаменты, учреждения, юридические лица финансируемые из бюджета.

3. экономическая,  предполагает подразделение расходов по экономическим элементам:

- текущие, связанные  с содержанием органов государственной власти и органов управления, бюджетным учреждений, а также оказание помощи другим бюджетам в форме субсидий, дотаций и субвенций.

- капитальные  предназначены для финансирования  инвестиционной и инновационной  деятельности, в результате которых происходит прирост государственной собственности.

 

В капитальных  расходах создан бюджета развития предназначенный  для оказания финансовой помощи промышленной сфере.

 

В расходах бюджета  создаются резервы исполнительных органов власти для финансирования непредвиденных расходов и их величина не должна превышать 3% расходов бюджета.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ)

 

Профицит  бюджета - превышение доходов бюджета  над его расходами;

 

Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет должны быть составлены соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления и утверждены законодательными (представительными) органами, представительным органом местного самоуправления без профицита бюджета.

 

Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:

сократить привлечение  доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);

предусмотреть направление бюджетных средств  на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить  налоговые доходы бюджета путем  внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

 

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами;

 

Причины дефицита

- результат крупных государственных  вложений в экономику;

- результат чрезвычайных  обстоятельств (войн, стихийных бедствий), когда созданных резервов становиться  недостаточно;

- отражают кризисные явления в экономике, развал финансово-кредитных связей и не способность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в государстве.

 

Бюджетный кодекс определил  предельные размеры дефицитов:

- для федерального бюджета  дефицит не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

- для бюджета субъекта  РФ не должен превышать 15% утвержденного  общего годового объема доходов  бюджета субъекта РФ без учета  утвержденного объема безвозмездных  поступлений.

- для местного  бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

 

Кредиты Центрального банка  РФ, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

 

Источники финансирования дефицитов  бюджетов

* для федерального бюджета

- внутренние  в форме:

Кредитов кредитных  организаций привлеченных в валюте РФ;

Государственные займы, выпущенные от имени государства  в валюте РФ;

Бюджетные ссуды, предоставляемые для покрытия кассовых разрывов из бюджетов других уровней.

 

- внешние в  форме:

Кредитов от международных и иностранных кредитных организаций привлеченных в иностранной валюте;

Государственные займы, выпущенные от имени государства в иностранной  валюте.

 

* для бюджета субъекта  РФ и муниципалитета используются  только внутренние источники  в форме:

Субфедеральных и муниципальных государственных займов, выпускаемых региональными и муниципальными органами государственной власти;

Кредитов привлекаемых от российских кредитных организаций;

Бюджетных ссуд, предоставляемых  из бюджетов других уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Государственный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных  заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства  в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

 

К государственному долгу РФ относятся:

- долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими  лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными  образованиями, иностранными государствами,  международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ,

- долговые обязательства  по государственным гарантиям,  предоставленным РФ, и долговые  обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

 

Долговые обязательства  РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным  от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным  ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным  кредитам, привлеченным в федеральный  бюджет из других бюджетов  бюджетной системы РФ;

4) государственным  гарантиям РФ;

5) иным долговым  обязательствам, ранее отнесенным  в соответствии с законодательством  РФ на государственный долг РФ.

 

Долговые обязательства  РФ могут быть:

  • краткосрочными (менее одного года),
  • среднесрочными (от одного года до пяти лет)
  • долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

 

Внутренний  долг - обязательства, возникающие в  валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

 

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) номинальная  сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

2) объем основного  долга по кредитам, которые получены  РФ и обязательства по которым  выражены в валюте РФ;

3) объем основного  долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых  обязательств РФ, оплата которых  предусмотрена в валюте РФ.

 

Внешний долг - обязательства, возникающие в  иностранной валюте, за исключением  обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

 

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

1) номинальная  сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного  долга по кредитам, которые получены  РФ и обязательства по которым  выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным  кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  РФ, выраженным в иностранной  валюте.

 

Порядок осуществления  внешних заимствований субъектов  РФ устанавливается Правительством РФ.

 

Управление  государственным долгом осуществляют:

- РФ – Правительство  РФ;

- субъекта РФ  – орган исполнительной власти  субъекта РФ;

- муниципалитета  – уполномоченный орган государственной  власти муниципального образования.

 

В РФ существует единая система учета государственных  долгов. На уровне РФ ведется Государственная долговая книга РФ и ведет ее Министерство финансов РФ.

Ведение государственной  долговой книги субъекта РФ, муниципальной  долговой книги осуществляется соответственно финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС  И ЕГО ЭТАПЫ

 

Бюджетный процесс это  деятельность органов государственной  власти по составлению, рассмотрению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

 

Участниками бюджетного процесса являются:

* Президент Российской Федерации;

* законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

* исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

* органы государственного (муниципального) финансового контроля;

* органы управления государственными внебюджетными фондами;

Информация о работе Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета