Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание

Через него происходит формирование, распределение и использование централизованного денежного фонда государства, утвержденный план органом представительной власти и закрепление права и обязанности всех учреждений бюджетных отношений. Одним из наиболее важных механизмов позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование и является элементом финансовой системы общества, главным звеном которой являются бюджетные системы. Бюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств и использование финансовых ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Госэкзамен по бюджетной системе.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

* главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

 

Стадии бюджетного процесса:

 

1. Составление  проектов бюджетов

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового  обеспечения расходных обязательств и бюджетного послания Президента РФ и основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета субъекта РФ (муниципалитета) и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на один год или сроком на три года.

Если проект бюджета субъекта РФ (проект бюджета муниципального района) составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального района) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального района).

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства  РФ, высших исполнительных органов  государственной власти субъектов  РФ и местных администраций муниципальных образований.

Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований.

Сводный финансовый баланс РФ составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития РФ.

 

 

 

 

2. Рассмотрение  и утверждение бюджетов

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в  Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период не позднее 26 августа  текущего года.

Проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период вносится в Государственную  Думу одновременно со следующими документами  и материалами:

основными направлениями  бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;

предварительными итогами  социально-экономического развития РФ за истекший период текущего финансового  года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития РФ за текущий финансовый год;

прогнозом социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период;

оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий  финансовый год;

прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год и плановый период;

пояснительной запиской к проекту федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период;

расчетами по статьям  классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

реестром расходных  обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций  бюджетам субъектов РФ;

перечнем публичных  нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период;

методиками (проектами  методик) и расчетами распределения  межбюджетных трансфертов между  субъектами РФ в очередном финансовом году и плановом периоде;

основными показателями государственного оборонного заказа;

отчетами о реализации долгосрочных целевых программ;

федеральной адресной инвестиционной программой;

верхним пределом государственного внешнего долга РФ по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам;

верхним пределом и проектом структуры государственного внутреннего  долга РФ по состоянию на конец  очередного финансового года и каждого года планового периода;

проектом программы  предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и  плановый период;

проектами программ государственных  внутренних и внешних заимствований  РФ на очередной финансовый год и плановый период;

проектом программы  государственных гарантий РФ в иностранной  валюте и проектом программы государственных  гарантий РФ в валюте РФ на очередной  финансовый год и плановый период;

предложениями по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде;

расчетами прогнозируемого  использования нефтегазовых доходов  федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, прогнозируемого объема средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния на начало и конец очередного финансового года и каждого года планового периода.

 

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство  РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

об утверждении отчетов  об исполнении федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в отчетном финансовом году;

о бюджетах государственных  внебюджетных фондов РФ на очередной  финансовый год и плановый период;

о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

 

Проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

Одновременно указанный  законопроект представляется Президенту РФ.

Совет Государственной  Думы или в период парламентских  каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

В первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

прогнозируемый в очередном  финансовом году и плановом периоде  общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;

общий объем расходов в очередном финансовом году и  плановом периоде;

объем нефтегазового  трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

нормативная величина Резервного фонда;

дефицит (профицит) федерального бюджета.

 

В случае отклонения в  первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период Государственная Дума может:

передать указанный  законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик  федерального бюджета;

вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

поставить вопрос о доверии  Правительству РФ.

 

Во втором чтении утверждаются:

перечень главных администраторов  доходов федерального бюджета;

перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов классификации расходов;

распределение между  субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

программа предоставления государственных финансовых и государственных  экспортных кредитов;

программа государственных  внутренних заимствований РФ;

программа государственных  внешних заимствований РФ;

программа государственных  гарантий РФ в валюте РФ в иностранной валюте;

долгосрочные целевые программы;

текстовые статьи закона.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

 

Одобренный Советом  Федерации федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения  направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года:

финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;

иные показатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются  в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год;

порядок распределения  и (или) предоставления межбюджетных трансфертов  другим бюджетам бюджетной системы  РФ сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

 

3. Исполнение  бюджета

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий  финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи  и кассового плана.

Бюджет исполняется  на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы  РФ осуществляется Федеральным казначейством.

 

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения  налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам;

возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а  также сумм процентов за несвоевременное  осуществление такого возврата и  процентов, начисленных на излишне  взысканные суммы;

зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в  соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах;

уточнение администратором  доходов бюджета платежей в бюджеты  бюджетной системы РФ;

возврат (зачет) излишне  уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей.

 

Исполнение бюджета  по расходам предусматривает:

принятие бюджетных  обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

 

4. Составление отчета об исполнении бюджета

Конкретная работа по составлению бюджета принадлежит Правительству РФ, которое представляет отчет в государственную Думу и одновременно в счетную палату не позднее 1 июня следующего за прошедшим финансовым годом. В течение 4,5 месяцев Счетная палата проверяет отчет и готовит заключение по нему, Государственная Дума в течение последующих 1,5 месяцев рассматривает и утверждает отчет.

Информация о работе Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета