Особенности внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

Ключевым направлением повышения эффективности бюджетных рас-ходов является расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, что и определяет актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение..........................................................................................................
1. Теоретические основы бюджетирования, ориентированного на результат.............................................................................................................
1.1. Принципиальные отличия модели бюджетирования, ориентированного на результат, от существующей модели бюджетирования.........
1.2. Общая характеристика инструментов бюджетирования, ориентированного на результат..................................................................................
1.3. Правовое обеспечение бюджетирования, ориентированного на результат.............................................................................................................
2. Особенности внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат......................................................................................
2.1. Реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в Чувашской Республике................................................................
2.2. Проблемы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.............................................................................................................
2.3. Совершенствование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат......................................................................................
Заключение......................................................................................................
Список литературы.........................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

      С учетом федерального и регионального  опыта создания правовых основ для внедрения принципов и методов БОР, а также с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию бюджетных правоотношений можно говорить о необходимости параллельной реализация мер по правовому регулированию следующих взаимосвязанных вопросов:

      – ведения реестров расходных обязательств;

      – внедрения докладов о результатах  и основных направлениях деятельности, включая подготовку Сводного доклада;

      – процедур формирования, утверждения, реализации и прекращения региональных целевых программ и ведомственных целевых программ;

      – перспективного финансового планирования [14].

      Безусловно, соответствующие нормы должны получить закрепление как в региональном законе о бюджетном процессе, так и в положениях/порядках, детально регулирующих процедурные стороны их реализации.

      Разработка  и принятие органами государственной  власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих вышеперечисленные бюджетные правоотношения, является необходимым элементом для полноценной и легитимной реализации реформы бюджетного процесса на региональном уровне.

      При этом необходимо учитывать, что правовые нормы, регулирующие вышеперечисленный перечень бюджетных правоотношений, должны быть тесно взаимосвязаны. Так, сведения о расходных обязательствах должны использоваться при формировании докладов, осуществлении среднесрочного финансового планирования и составления бюджета; проект бюджета должен соответствовать параметрам перспективного финансового плана; целевые программы (как ведомственные, так и региональные) должны учитываться при составлении докладов и, в свою очередь, формулироваться в зависимости от целей и задач деятельности, постановленных перед соответствующим органом и отраженных в докладах; дополнительные бюджетные средства должны распределяться с учетом результатов деятельности (в том числе и реализации программ) организаций, получающих бюджетные средства [10. С.89].

      При закреплении процедур работы с докладами и программами важно четко урегулировать связь между этими документами, встроить их в бюджетный процесс, а также описать процедуры систематического мониторинга достижения закрепленных в них результатов деятельности. 
 
 
 
 

      2. Особенности внедрения  инструментов бюджетирования, ориентированного на результат

      2.1. Реализация принципов  бюджетирования, ориентированного  на результат, в Чувашской Республике 

      Основные  аспекты бюджетирования, ориентированного на результат, в Чувашской Республике регламентируются постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 30 октября 2006 г. № 274 «О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования».

      Внедрение планирования, ориентированного на результат, обеспечивается разработкой и использованием в управлении государственными расходами таких инструментов, как реестр расходных обязательств, республиканские и ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, реестры муниципальных услуг (работ), стандарты (показатели) качества муниципальных услуг, муниципальные задания на оказание услуг (выполнение работ) и др. Одним из основных обобщающих инструментов результативного бюджетирования является доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования [4].

      Региональная  практика разработки докладов о результатах  и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования показывает, что большинство министерств и ведомств субъектов Российской Федерации составляли их в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, основанными на Методических рекомендациях, предложенных Министерством финансов и Министерством экономического развития Российской Федерации, но доработанными  с учетом региональной специфики (например, Положение о докладах, о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Чувашской Республики, утвержденное постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. № 274, а также Методические рекомендации по подготовке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики на 2008-2010 гг. и разработке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Чувашской Республики).

      Отдельные элементы модели БОР начали использоваться еще в 2003 г., когда была принята  Комплексная программа социально-экономического развития на 2003-2010 гг., в которой были приведены цели, сроки, ресурсы и исполнители мер по решению приоритетных проблем региона. Общая сумма источников финансирования - 78 млрд руб. (в ценах 2010 г. - 219,3 млрд руб.), из которых собственные средства программы составляют 16,2 %, средства федерального бюджета – 8,6 %, средства консолидированного бюджета ЧР – 17,5 % и средства из других источников – 57,7 %, т.е. наблюдается значительная зависимость от несобственных источников финансирования.

      Таким образом, на реализацию всех запланированных  проектов и программ собственных источников консолидированного бюджета Чувашской Республики недостаточно. Дотационность республики остается ключевой проблемой осуществления программных мероприятий.

      По  данным Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в республиканский  бюджет в 2009 и 2010 гг. поступили доходы в сумме  25425,1 и 25888,5 млн руб. соответственно. Наибольшая доля доходов приходилась на безвозмездные поступления: 59,7 % в 2009 г. и 50,1 % в 2010 г. Посткризисный 2009 г. стал наиболее тяжелым для республиканского бюджета, так как без учета безвозмездных поступлений доходы республиканского бюджета уменьшились на 22,4 % по сравнению с предыдущим годом и составили 10255,8 млн руб.

      Общая величина доходов республиканского бюджета в 2010 г. по сравнению с 2009 г. практически не изменилась, повысившись лишь на 1,8 %, однако принципиальным отличием является компенсация снижения размера межбюджетных трансфертов за счет собственных доходов республики. Восстановление социально-экономического положения региона способствовало увеличению налоговых поступлений на 9,9 % по сравнению с 2009 г. и снижению дотационности на 9,6 %.

      Таблица 2.1

      Структура и динамика доходов республиканского бюджета Чувашской Республики в 2009–2010 гг.

      (млн  руб.)

№ п/п Виды доходов 2009 г. Удельный вес, % 2010 г. Удельный вес, % Темп роста, %
1. Налоговые доходы 9700,2 38,2 12457,0 48,1 128,4
2. Неналоговые доходы 455,2 1,8 413,0 1,6 90,7
3. Прочие поступления 100,4 0,4 38,2 0,1 38,0
4. Безвозмездные поступления 15169,3 59,7 12980,3 50,1 85,6
  Итого 25425,1 100 25888,5 100 101,8

            Итого 25425,1 100 25888,5 100 101,8

      Одним из принципиальных моментов бюджетирования, ориентированного на результат, является планирование бюджета на основе программно-целевого метода, реализуемого в докладах о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД). ДРОНД предусматривает увязку целей, задач, целевых программ и мероприятий субъекта бюджетного планирования с финансовыми ресурсами, а также оценку эффективности и результативности их использования.

      Необходимость обеспечения системности иерархии целей и задач и точности их формулировок в конечном итоге  играет важную роль и оказывает влияние на последующие процессы управления. Тактическим задачам, определенным как отдельные направления достижения стратегической цели, соответствуют целевые программы, выполняемые в рамках или при участии субъекта бюджетного планирования, реализация которых в свою очередь обеспечивается комплексом мероприятий. Так, всю деятельность субъекта бюджетного планирования можно выстроить до отдельно взятого мероприятия, что обеспечит наиболее рациональное использование бюджетных средств и минимизацию неэффективных бюджетных расходов (рис. 2.1).

      В Чувашской Республике за базу построения иерархии целей и задач были принята  система целей Правительства  Российской Федерации, т.е. не определены однозначно стратегические цели и тактические  задачи, а представлена трехуровневая система целей, причем с той же нумерацией, что и в первоначальной системе.

        

      Рис. 2.1. Иерархия целей, задач, программ и мероприятий в планировании, ориентированном на результат 

      Так, распределение расходов по целям, поставленным перед субъектами бюджетного планирования Чувашской Республики на 2010-2013 гг. (табл. 2.2), показывает, что наиболее значимыми целями являются Цель 1 «Повышение уровня и качества жизни населения», на финансирование которой ежегодно приходится около половины финансовых ресурсов республики (от 54,3 до 49,7 %), и Цель 4 - «Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу» (от 39,5 до 35,6 %).  
 

      Таблица 2.2

      Динамика  и структура расходов субъектов  бюджетного планирования Чувашской Республики, распределенным по целям на 2010-2012 гг.

Цели 2010 г. 2011 г. Темп  роста, % 2012 г. Темп  роста, %
млн руб. уд. вес, % млн руб. уд. вес, % млн

руб.

уд. вес, %
1. Повышение уровня и качества жизни населения 14532 54,3 12175 53,9 83,8 10925 50,6 89,7
2. Повышение уровня национальной безопасности 114 0,4 120 0,5 105,3 121 0,6 100,8
3. Обеспечение высоких темпов экономического роста 2076 7,6 1376 6,1 80,3 2342 10,8 170,2
4. Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу 10034 37,6 8910 39,5 105,1 8195 38,0 92,0
5. Итого по всем целям 26757 100 22582 100 84,4 21583 100 95,6

            26757 100 22582 100 84,4 21583 100 95,6 24211 100 112,2

      Ежегодно  растет доля программных расходов в  общей сумме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, распределенных по целям и задачам. В 2010 г. она составила 72,9 %, а в 2011 г. уже  75,2 %, т.е. увеличилась на 2,3 %. К субъектам бюджетного планирования, расходы которых в наибольшей степени распределены по программам, относятся Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР (98,7 % в 2010 г.), Министерство сельского хозяйства ЧР (97,7 %), Министерство финансов ЧР (96,5 %) и др.

      На 1 января 2011 г. в республике насчитывалось 55 действующих республиканских целевых программ, из которых 12 реализуются в рамках Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, 12 – Министерства экономического развития, промышленности и торговли ЧР, 9 – Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, 5 - Министерства образования и молодежной политики ЧР. Большинство программ долгосрочные, период реализации которых определен до 2015–2020 гг. [20]

      Таким образом, в процессе управления государственными расходами Чувашской Республики активно используются инструменты планирования, ориентированного на результат. Следующим принципиальным этапом должно стать повышение степени их внедренности в реальный процесс исполнения бюджета. 
 
 

      2.2. Проблемы внедрения  бюджетирования, ориентированного на результат 

      Бюджетирование, ориентированное на результат, как  инструмент повышения качества управления бюджетными средствами успешно применяется в США, Великобритании, Австралии и в других развитых странах уже не одно десятилетие. Тем не менее, в России, несмотря на то, что необходимость внедрения в практику бюджетного планирования элементов программно-целевого метода неоднократно подчеркивалась в основных программных документах страны (первые из них датированы еще 2000 г.), реальные шаги по реализации принципа эффективного расходования государственных средств были предприняты правительством РФ только по прошествии 4 лет, когда было принято постановление от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», ставшее отправной точкой в регулировании процедуры внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в практику финансового среднесрочного планирования на федеральном уровне [15].

Информация о работе Особенности внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в Российской Федерации