Консолидированный бюджет Российской Федерации и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:22, курс лекций

Описание

Консолидированный бюджет- сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. Так, районные бюджеты(районов в городе) и городской образуют Консолидированный бюджет города; бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района, и районный бюджет образуют Консолидированный бюджет района; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области, и областной бюджет образуют Консолидированный бюджет области и т.д.

Содержание

1.Сущность функции и роль бюджета в современной экономической политике
2. Финансы предприятий

Работа состоит из  1 файл

Консолидированный бюджет РФ и его значение.docx

— 61.96 Кб (Скачать документ)

Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы  обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет.

 

Государственный бюджет-главное звено  финансовой системы. Он представляет собой  форму образования и использования  централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций  органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как  закон. Его основное назначение-создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных  и социальных задач.

ГБ характеризуется следующими чертами:

-носит ярко выраженный балансовый  характер. Превышение расходов над  доходами составляет дефицит  бюджета,

-формирование и использование  бюджета базируется на сочетании  централизованных начал с инициативой  местных органов.

Основные функции бюджета:

-перераспределение национального  дохода  и примерно 50% ВВП между  территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

-государственное регулирование  и стимулирование экономики;

-финансовое обеспечение финансовой  политики;

-контроль за образованием и  использованием централизованного  фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного  режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью  экономических методов, позволяющих  перейти к финансовому регулированию  экономики.

В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти  и управления РФ, однако, центральное место в  этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Бюджетное устройство-это организация  бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура – включает бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является  Конституция РФ и Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ!.

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и  самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную  систему.

Свод федерального бюджета и  бюджетов субъектов Федерации образуют понятие  «Консолидированный бюджет»РФ.

Наиболее сложная проблема в  бюджетном устройстве – бюджетный  федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять  из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие  бюджеты, например, налог на имущество  предприятий  для бюджетов РФ и  налоги на имущество физических лиц  для местных бюджетов.

Регулирующие доходы- это средства, передаваемые из вышестоящего звена  бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации- средства, передаваемы е  из вышестоящего бюджета в твердой  сумме для сбалансирования  нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции- средства на возмещение текущих  расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий  стихийных бедствий, катастроф и  других ЧП предоставляются по решению  правительства РФ за счет резервных  фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению правительства.

Субвенция как таковая, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату. Возврат  осуществляется в бесспорном порядке  за счет средств получателя субвенций  в трехмесячный срок после решения  органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы- средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.

В 1994 г. Введен механизм внебюджетных отношений, в которых основным регулятором  стал выступать  Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

На финансовую помощь из этого фонда  могут рассчитывать те регионы, у  которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и  подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории  и подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя 95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется  100% плановых расходов регионального бюджета.

Трансферты регионам перечисляются  ежемесячно. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно  снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов- это  пропорциональное снижение  государственных  расходов на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендия, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы  располагаются в бюджетах  по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджета всех уровней.  В Федеральном законе «О бюджетной классификации» №115-ФЗ от 15.08.96г. отмечается что БК включает: 
- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

- классификацию  источников  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов РФ;

- классификацию видов государственного  внутреннего долга РФ и субъектов  РФ;

- классификацию видов государственного  внешнего долга и внешних активов  РФ;

-ведомственную классификацию расходов  федерального бюджета. Бюджетный  процесс- это регламентированная  законодательством деятельность  органов власти по составлению  , рассмотрению, утверждению и исполнению  бюджета. Эта деятельность регулируется  законом РФ «Об основах бюджетного  устройства и бюджетного процесса  РСФСР(10.10.91г.).

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Проект Федерального Бюджета и  документы, полученные Думой , направляются в Комитет по бюджету, налогам, банками  финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный  закон  «О федеральном бюджете  на предстоящий год» в течение 5 дней со дня принятия  передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается  одобренным, если за него проголосовало  более половины  общего числа  членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается  согласительная комиссия.

В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете  считается принятым , если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.

Принятый федеральный закон  в течении 5 дней направляется  на подпись президенту. На подписание закона  ему отводится 14 дней и  на обнародование  закона-7 дней.

Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон  о финансировании государственных  расходов  из федерального бюджета  в 1 квартале текущего года.

Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению  полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и  по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение  финансового года.

Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет  и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов  и расходов- основному оперативному плану распределения доходов- расходов по подразделениям  бюджетной классификации , в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Организация исполнения бюджетов возложена  на Федеральное казначейство РФ(ФК)- структуру МФ, которое осуществляет с единого(главного) счета Федерального казначейства все операции  со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов- ежедневно, а высшие органы государственной власти- ежемесячно.

Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

- организует бюджетное и финансовое  исполнение ФБ и государственных  внебюджетных фондов;

-доводит  до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;

- ведет сводный реестр распорядителей  средств ФБ;

- организует распределение в  установленных размерах  доходов  между ФБ и иными централизованными  ресурсами;

- регулируют  финансовые отношения   между ФБ и государственными  внебюджетными фондами;

- организует и осуществляет  ведение операций по учету  государственной казны РФ  и  другие мероприятия  по исполнению  ФБ.

Правительство ежемесячно предоставляет  в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально- отчет.

Составлением отчета занимается Министерство финансов, государственная налоговая  служба и Государственный  таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое  его утверждает.

Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением ФБ.

Бюджетный дефицит и его причины. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений  в развитие экономики, отражающих необходимость  государственного регулирования экономической  конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в структуре  общественного  производства. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить: бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в  отдельные периоды ее развития.

Величина БД не должна превышать 2-3% валового национального продукта. Дефицит может покрываться работой печатного станка. Приводящий к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего , так и внешнего). Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение «больной» экономики.

Одним из звеньев общегосударственных  финансов  являются внебюджетные фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР  в октябре 1991 года, кода был принят закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

 Внебюджетные  фонды.

Внебюджетные фонды- это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для  обычного налогоплательщика ничем  не отличаются от налогов. Основные суммы  отчислений  во внебюджетные фонды  включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое  назначение, что гарантирует  использование средств, в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных  фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных фондов подлежит  меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой- дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов  ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Информация о работе Консолидированный бюджет Российской Федерации и его значение