Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.
Цель работы состоит в изучении таких аспектов и понятий, как категории бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 4
1.1. Бюджетная система страны, понятие бюджетной политики 4
1.2. Основные задачи бюджетной политики 7
1.3. Основные направления бюджетной политики в РФ в период 2000-2008 гг. 10
1.4. Инструменты реализации бюджетной политики государства 14
2. Анализ современной бюджетной политики РФ 16
2.1. Направления и применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг. 16
2.2. Внесение поправок в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса 20
2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время 21
3. Совершенствование бюджетной политики в период кризиса 28
3.1. Основные цели бюджетной политики в период кризиса 28
3.2. Меры, необходимые для усовершенствования бюджетной политики 30
3.3. Направления и принципы бюджетной политики РФ на перспективные периоды 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Филиал  СПбГИЭУ в г. Вологде. 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа.

Дисциплина: «Финансы».

Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студентка

Золотина  Ольга

Курс 3

группа  Фо-32

Зачётная  книжка № 01-66 

Проверила:

Жаравина  Ю.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вологда

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В современных условиях развитие России, как государства с рыночной формой экономики, органически связано с бюджетной деятельностью и ее экономико-правовым механизмом.

     В Российской Федерации продолжаются начатые в конце 1991 г. экономические  реформы, в том числе и в  бюджетной сфере. В ходе проводимых в стране в последние годы преобразований, резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства. В условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

       Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.

     Цель  работы состоит в изучении таких  аспектов и понятий, как категории  бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.

     Работа  может быть полезна для студентов, финансовых аналитиков и всех интересующихся вопросами бюджетного процесса.

     В условиях кризиса ключевую роль будет  играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет  ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более, чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.  

1. Теоретические основы  бюджетной политики

1.1. Бюджетная система  страны, понятие бюджетной  политики

       По мнению Дюбина В.В. [6], составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система государства – главное звено финансовой системы государства.

     Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     В бюджетную систему России, как  федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

  • федеральный бюджет;
  • региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

     По  существу федеральный бюджет является главным законом экономической  жизни государства, в котором  фиксируются не только цифры доходов  и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития.

     Бюджет  субъекта Российской Федерации и  местный бюджет – формы образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.

     Совершенно  обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

     Консолидированный бюджет Российской Федерации — это  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

     Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

     

     Рис. 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации

     Консолидированные бюджеты Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в  первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

     Показатели  консолидированных бюджетов используются в бюджетных и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов). А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование.

     В работе Врублевской О.В. [4] отмечается, бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

     Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

     Основу  бюджетной политики составляют стратегические направления экономии, и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы  использования бюджетных средств в интересах решения главных экономии, и социальных задач. В условиях рынка бюджетной политики - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство.

     Для обеспечения эффективности бюджетной  политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию [19].

1.2. Основные задачи  бюджетной политики

     Бюджетная политика на современном этапе должна способствовать решению важнейших задач социально-экономического развития страны, таких как:

  • выполнение в полном объеме социальных гарантий и обязательств государства;
  • обеспечение национальной безопасности на должном уровне;
  • соблюдение правопорядка, защита прав граждан от преступных посягательств, борьба с преступностью, коррупцией;
  • обслуживание и погашение государственного долга, включая обязательства по восстановлению дореформенных сбережений граждан;
  • поддержка системы образования на всех ступенях, от дошкольной до послевузовского образования, переход ко всеобщему доступному бесплатному высшему образованию, а также сохранение бесплатного начального и среднего образования;
  • обеспечение охраны здоровья граждан на современном научно-технологическом уровне;
  • охрана культурного наследия народов России;
  • обеспечение высоких темпов экономического роста государства за счет развития отечественного производства и сферы услуг;
  • повышение уровня и качества жизни населения;
  • формирование благоприятного предпринимательского климата;
  • повышение конкурентоспособности отечественной экономики;
  • поддержка наукоемких отраслей производства;
  • достижение стабильности и эффективности налоговой системы;
  • повышение эффективности использования средств федерального бюджета, отказ от необоснованных расходов;
  • повышение эффективности использования государственной собственности;
  • создание системы государственной поддержки ипотечного кредитования;
  • поддержание отечественного сельскохозяйственного производства, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам, обеспечения сельскохозяйственной техникой на условиях лизинга, приобретения удобрений и т. п.;
  • обеспечение охраны окружающей среды;
  • проведение мероприятий, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы [5].

     Для эффективного решения задач бюджетной политики необходимо реализовать ряд первоочередных мер.

     Для пополнения доходной базы федерального бюджета необходимо пересмотреть систему  налогообложения пользователей  природных ресурсов, ввести новый  налог на предметы роскоши, принять меры по повышению собираемости налогов, создать необходимые условия для возврата в экономику вывезенного капитала, который при его легализации даст в бюджет дополнительные налоговые поступления, а также позволит снизить налоги, сдерживающие развитие производства. Вопрос о перераспределении налоговой нагрузки должен решаться в тесной связи с определением стратегических направлений в бюджетной политике. Необходимо добиться того, чтобы дополнительные доходы, полученные налогоплательщиками от облегчения налоговой нагрузки, направлялись ими на цели инвестирования, а не на расширение потребления импортных товаров и отток капитала за рубеж. Исходя из этого целесообразно наряду с планируемыми правительством мерами предоставить налоговые льготы для стимулирования инвестиционной и инновационной активности, создания малых предприятий, расширения занятости.

     В условиях продолжающегося сокращения основных производственных фондов вследствие их физического и морального износа, деградации производственной и социальной инфраструктуры и научно-технической сферы, налоговая нагрузка должна быть перераспределена таким образом, чтобы в первую очередь стимулировать формирование и реализацию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производственной и социальной инфраструктуры, развитие научно-технического и интеллектуального потенциала государства.

     Необходимо  особое внимание уделить поддержанию  обменного курса рубля на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность  отечественных товаров по сравнению  с импортными, на проведение дедолларизации экономики, недопущение зависимости экономики от других иностранных валют, повышение доверия населения к российскому рублю.

     При формировании расходной части федерального бюджета необходимо в первую очередь  стимулировать те отрасли экономики, которые в будущем позволят стране уйти от сырьевой зависимости и будут служить основой для стабильного и существенного увеличения ВВП. Для постепенного перехода экономики от ориентации на экспорт энергоносителей к развитию производства, особенно производства высокотехнологичной продукции, следует сконцентрировать усилия на создании условий для роста инвестиционной активности, переориентации денежных потоков на финансирование реального сектора экономики, в том числе продолжать снижение налогов в производственной сфере, осуществить освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий. Должны заработать действенным образом институты развития.

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации