Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.
Цель работы состоит в изучении таких аспектов и понятий, как категории бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 4
1.1. Бюджетная система страны, понятие бюджетной политики 4
1.2. Основные задачи бюджетной политики 7
1.3. Основные направления бюджетной политики в РФ в период 2000-2008 гг. 10
1.4. Инструменты реализации бюджетной политики государства 14
2. Анализ современной бюджетной политики РФ 16
2.1. Направления и применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг. 16
2.2. Внесение поправок в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса 20
2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время 21
3. Совершенствование бюджетной политики в период кризиса 28
3.1. Основные цели бюджетной политики в период кризиса 28
3.2. Меры, необходимые для усовершенствования бюджетной политики 30
3.3. Направления и принципы бюджетной политики РФ на перспективные периоды 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

     Бюджетная политика на 2009-2011 годы направлена на «содействие  социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики».

     Основными целями бюджетной политики на этот период являются:

     - Сохранение бюджетной политики  в качестве важнейшего инструмента  макроэкономического регулирования.  Бюджетная политика в среднесрочной перспективе должна быть направлена не только на поддержание бюджетной сбалансированности, но и на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом.

     - Усиление роли бюджета в стимулировании  долгосрочного роста экономики  и повышении уровня жизни населения. Повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике.

     - Создание налоговых стимулов  для увеличения инвестиций в  человеческий капитал, включая  сферы образования, здравоохранения,  ускорение инновационного развития страны. Повышение эффективности налоговой системы. Ускоряющиеся процессы глобализации мировой экономики требуют интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

     Кардинальное  повышение эффективности бюджетных  расходов. Реформирование и оптимизация бюджетного сектора. Реализация мер по повышению качества государственных услуг, росту производительности труда в госсекторе.

     - Создание устойчивого механизма  пенсионного обеспечения на длительную  перспективу.

     - Реализация механизма частно-государственного партнерства. Обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития. Улучшение финансовой прозрачности деятельности всего государственного сектора.

     Проект  федерального бюджета на 2009-2011 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития РФ и параметров прогноза на период до 2011 года.

     Расчеты бюджетных проектировок на 2009-2011 годы осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен на нефть марки «Юралс»  с 92 долл.США/бар. в текущем году до 72 долл.США/бар. в 2011 году. Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается: с 2,7 п.п. (из 7,2% прироста ВВП) в 2004 году и 2,6 п.п. в 2005 году до 1 п.п. в 2009 году. В 2009-2011гг. ежегодные темпы роста ВВП составят 6,2-6,6% в год против прогнозируемых 7,6% в текущем году.

     Инвестиции  в основной капитал в среднесрочной  перспективе будут возрастать ежегодно на 10-15%. Высокими темпами в 2009-2011 годы будут продолжать увеличиваться доходы населения — на 7,9-10,0% в год.

     Средняя заработная плата по экономике в 2009-2011 годах будет возрастать в  среднем за год на 11,2% в реальном выражении, пенсии — на 12,1%.

     Обменный  курс рубля к доллару США прогнозируется в 2009 году в размере 24,9 руб./долл., в 2010 году — 26,2 руб./долл., в 2011 — 27,5 руб./долл.

     Целевые параметры инфляции определены на 2009 год в размере 6-7,5%, 2010 год- 5,0-7,0%, 2011 год- 5,0-6,8%. Снижение инфляции до верхней  и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции (по сценарным условиям 4,1% в 2009 году и 3,9% в 2010-2011 годах) в результате ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка [21].

3.2. Меры, необходимые для усовершенствования бюджетной политики

     Для эффективного решения задач бюджетной  политики необходимо реализовать ряд  первоочередных мер.

     Для пополнения доходной базы федерального бюджета необходимо пересмотреть систему  налогообложения пользователей природных ресурсов, ввести новый налог на предметы роскоши, принять меры по повышению собираемости налогов, создать необходимые условия для возврата в экономику вывезенного капитала, который при его легализации даст в бюджет дополнительные налоговые поступления, а также позволит снизить налоги, сдерживающие развитие производства. Вопрос о перераспределении налоговой нагрузки должен решаться в тесной связи с определением стратегических направлений в бюджетной политике. Необходимо добиться того, чтобы дополнительные доходы, полученные налогоплательщиками от облегчения налоговой нагрузки, направлялись ими на цели инвестирования, а не на расширение потребления импортных товаров и отток капитала за рубеж. Исходя из этого целесообразно наряду с планируемыми правительством мерами предоставить налоговые льготы для стимулирования инвестиционной и инновационной активности, создания малых предприятий, расширения занятости.

     В условиях продолжающегося сокращения основных производственных фондов вследствие их физического и морального износа, деградации производственной и социальной инфраструктуры и научно-технической сферы, налоговая нагрузка должна быть перераспределена таким образом, чтобы в первую очередь стимулировать формирование и реализацию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производственной и социальной инфраструктуры, развитие научно-технического и интеллектуального потенциала государства.

     Необходимо  особое внимание уделить поддержанию  обменного курса рубля на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными, на проведение дедолларизации экономики, недопущение зависимости экономики от других иностранных валют, повышение доверия населения к российскому рублю.

     При формировании расходной части федерального бюджета необходимо в первую очередь стимулировать те отрасли экономики, которые в будущем позволят стране уйти от сырьевой зависимости и будут служить основой для стабильного и существенного увеличения ВВП. Для постепенного перехода экономики от ориентации на экспорт энергоносителей к развитию производства, особенно производства высокотехнологичной продукции, следует сконцентрировать усилия на создании условий для роста инвестиционной активности, переориентации денежных потоков на финансирование реального сектора экономики, в том числе продолжать снижение налогов в производственной сфере, осуществить освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий. Должны заработать действенным образом институты развития [10].

     С целью сдерживания инфляции необходимо принятие комплекса мер, и в первую очередь - проведение жесткой антимонопольной  политики с целью недопущения  дальнейшего удорожания услуг естественных монополий, которое повлечет за собой неизбежный рост цен во всех других областях экономики страны вне зависимости от того, будет ли Правительство искусственно изымать деньги из обращения, направляя их в Стабилизационный фонд или нет.

     Социальная политика, проводимая в государстве, должна быть направлена на преодоление негативных тенденций к вымиранию нации. Необходимо отказаться от практики замещения бесплатных социальных услуг платными под предлогом повышения их качества. Следует разработать комплекс мер в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, направленных на стимулирование рождаемости, рост продолжительности и качества жизни. При этом невозможно выполнить задачу обеспечения каждому гражданину России предоставления необходимых социальных услуг без законодательного утверждения единых государственных социальных стандартов.

     Во  взаимоотношениях федерального бюджета  с бюджетами нижестоящих уровней  необходимо повысить эффективность  финансовой помощи как инструмента  регулирования межбюджетных отношений в целях обеспечения единого экономического и социального пространства. Добиться того, чтобы любой гражданин России вне зависимости от места его проживания, от обеспеченности региона, имел возможность получить необходимые социальные услуги на достойном уровне.

     Д.Медведев указал на необходимость корректировки  бюджетной политики в условиях финансового  кризиса.

       «Мы понимаем, что глобальный  экономический кризис не достиг  своего пика. Об этом говорят  и оценки экспертов, и моё  общение с лидерами других государств», - сказал президент, отметив, что «практически ни один из прогнозов не предполагает оживления мировой экономики до 2010 года».

       «Большинство аналитиков, большинство  специалистов, большинство практиков  считают, что и следующий год будет очень тяжёлым. А значит, не следует ожидать ни существенного роста внешнего спроса на нашу продукцию, на наши товары, ни возобновления притока капитала в тех объёмах, в которых мы хотели бы его получить», - сказал Д.Медведев.

     По  его словам, в такой ситуации нужно ещё раз проанализировать, как скорректировать действия правительства, и, прежде всего, бюджетную политику.

       «Главный приоритет остаётся  прежним – это исполнение всех  социальных обязательств, которые  мы брали на себя», - подчеркнул  Д.Медведев. Он отметил, что все последние месяцы правительство ведёт еженедельный мониторинг социально-экономической ситуации. Президент призвал продолжать эту работу и активнее использовать для поддержки стабильного развития те инструменты, по которым уже приняты решения и которые показали себя как эффективно действующие.

     При этом, по его словам, ряд ориентиров, которые были установлены осенью, требует дополнительного обсуждения.

     Д.Медведев отметил необходимость, выполняя все  социальные обязательства, «сохранять макроэкономическую стабильность, не допуская взлёта цен, и постараться сберечь все необходимые ресурсы на случай продолжения кризисных явлений в мировой экономике за пределами текущего года».

       «У нас есть неплохие резервы  – около 5 триллионов рублей  в самом Резервном фонде и 3 триллиона рублей в Фонде национального благосостояния. Мы можем сохранить бюджетные расходы в этом году, не прибегая к избыточным и дорогим заимствованиям», - напомнил президент.

     Он  предложил участникам заседания  обсудить, какие траты Россия может себе позволить для сохранения устойчивого развития в среднесрочной перспективе. «О будущем нужно думать всегда, в том числе и в период кризиса», - подчеркнул Д.Медведев.

     Он  напомнил, что Фонд национального  благосостояния предназначен для поддержки стабильности пенсионной системы. «И этими средствами необходимо управлять таким образом, чтобы в максимальной степени их сохранить, тем более мы ставим перед собой задачи по увеличению пенсионных выплат, в том числе и в этом году», - отметил президент.

       «Знаю, что министерства обсуждали  возможность замещения менее  срочных, менее актуальных и  менее эффективных расходов теми  программами, которые могут дать  значительный эффект в этом  году. Прежде всего, конечно, речь  идёт об инфраструктурных программах, о строительных программах, жилищных программах и о капитализации банков. Надо посмотреть, какие для этого у нас есть финансовые возможности», - сказал Д.Медведев.

       «Мы должны принять окончательные  и принципиальные решения и  после этого, рассмотрев их в правительстве, внести скорректированный закон о бюджете в Государственную думу», - обратился Д.Медведев к участникам совещания [20].

3.3. Направления и  принципы бюджетной  политики РФ на  перспективные периоды

     На  расширенном заседании Коллегии Минфина России 14 апреля 2009 г. Министр финансов А. Кудрин обозначил необходимость сокращения бюджетных расходов в 2010 г. В ближайшее время Минфин России подготовит проект основных направлений бюджетной политики на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть основные принципы бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года.

     В качестве важнейших принципов ответственной  бюджетной политики в период экономического кризиса целесообразно предложить следующие:

     1) сценарный подход к формированию  доходной и расходной части  федерального бюджета – для  этого необходимо сделать прогноз  доходов федерального бюджета  в различных макроэкономических  условиях (консервативный, базовый  и оптимистический сценарии), все  расходные обязательства федерального бюджета разделить на 3 группы в зависимости от приоритетности расходов и срока действия обязательств во времени, увязав их с различными сценариями развития поступления бюджетных доходов;

     2) сбалансированность бюджета –  расходная часть бюджета в 2010-2012 гг. должна быть такой, чтобы бюджет был сбалансированным (расходы, которые нельзя сократить в очередном финансовом году, должны покрываться доходами по консервативному варианту развития экономики, а расходы, которые могут быть сокращены в плановом периоде, должны покрываться доходами федерального бюджета по базовому сценарию). При этом допустимо появление «технического» дефицита федерального бюджета (например, связанное с тем, что развитие пошло по консервативному сценарию, но некоторые расходы группы все равно надо финансировать в течение года) в размере не более 3% ВВП. Более значительный бюджетный дефицит создает девальвационные ожидания и влияет на ускорение инфляции;

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации